Свои новейшие достижения, разработки и идеи в данной области «Голубой гигант» продемонстрировал на проходившей в конце января в Орландо конференции «IBM Connect 2013», проходившей под девизом «Становись социальным. Делай бизнес» (Get Social. Do business). Отметим, что тема социальности появилась на этой ежегодной (и состоявшейся уже в 20-й раз) конференции еще несколько лет назад и с каждым годом все более доминировала. Например, прошлогоднее мероприятие проходило под девизом «Business. Made Social». Теперь же построение социального бизнеса с помощью технологий IBM, несомненно, стало главной темой события.
Алистер Ренни, генеральный менеджер направления Social Business, в своем выступлении отметил, что «благодаря применению когнитивных вычислений и продвинутой аналитики IBM преобразовывает саму суть фронт-офисных процессов. Социальный бизнес переходит от зарождающейся идеи к фундаментальной платформе, которая находит применение в мотивации служащих и привлечении заказчиков».
О целесообразности использования технологий для социального бизнеса от IBM свидетельствует хотя бы тот факт, что 61% компаний из списка Fortune 100 уже приобрели ее продукты. По оценкам Forrester Research, объем рынка продуктов для социального бизнеса вырастет к 2016 году до 6,4 млрд долл.
Социальное программное обеспечение становится жизненно важным бизнес-инструментом, предлагающим массу возможностей и способным концентрировать усилия на решении корпоративных задач. Согласно результатам исследования IBM 2010 CEO Study (проведенному в США), 57% опрошенных компаний, которые инвестировали в инструменты социального бизнеса и которым удалось превзойти своих конкурентов, отмечали, что эффективное рабочее взаимодействие оказало прямое влияние на рост их бизнес-показателей. Социальное ПО помогает сотрудникам совместно (и более эффективно) принимать решения, анализируя такие источники как Twitter, Facebook, блоги и публичные форумы, определять покупательские тренды и быстро реагировать на них.
Отвечая на вызовы времени, IBM представила на конференции линейку новых программных продуктов и облачно-ориентированных сервисов, которые помогут топ-менеджменту компаний (прежде всего речь идет о маркетинг- и HR-менеджерах) осуществлять стратегию построения социального бизнеса.
Платформа для поиска талантов
В декабре минувшего года IBM завершила приобретение компании Kenexa за 1,3 млрд долл, а уже в январе, в рамках конференции, корпорация анонсировала новую сетевую веб-платформу, которая объединит в одно целое её ПО для социального бизнеса с решениями Kenexa, предназначенными для рекрутинга персонала, адаптации новых сотрудников, обучения и управления производительностью.
Кроме того, вышеупомянутое решение будет интегрировано с системой сопровождения претендентов от Kenexa. Таким образом, HR-менеджеры получат возможность в более короткие сроки обучать набранных сотрудников и распознавать потенциальные таланты.
«Мобилизация» социального бизнеса
Вместе с увеличением численности мобильной рабочей силы, которая, по прогнозам, к 2013 году превысит 1,19 млрд. человек, растет и необходимость обеспечении эффективного взаимодействия персонала в реальном масштабе времени. IBM объявила о намерении расширить свой портфель социального ПО поддержкой наиболее популярных мобильных устройств (в том числе планшетных компьютеров), включая модели платформ BlackBerry и PlayBook, iPad и iPhone от Apple, Google Android и Nokia. В частности, для этих платформ IBM планирует выпустить новые клиенты службы мгновенного обмена сообщениями Lotus Sametime и «социального» клиента для модуля Activity Streams. Кроме того, IBM расширила поддержку для новых мобильных устройств в средах облачных вычислений.
На сегодня тысячи клиентов и партнеров используют социальное ПО на планшетных компьютерах и смартфонах. Так, например, Университет Гриффита (Griffith University) в Австралии, применяя социальное ПО IBM вот уже в течение двух лет, помогает своим 490 пользователям общаться и взаимодействовать с помощью их планшетов iPad и смартфонов iPhone. Компания Deutsche Bahn AG (Национальные железные дороги Германии) посредством социального программного обеспечения IBM успешно связывает своих пользователей-владельцев мобильных устройств на базе платформ Nokia, Android, Apple и PocketPC.
Новая версия IBM Connections: ставка на Big Data
Вместе с вышеупомянутыми анонсами, IBM представила следующую версию своей платформы для социального бизнеса IBM Connections. Новое ПО будет предоставлять пользователям доступ и возможность анализа больших данных внутри и за пределами организации, включая данные из Facebook, Twitter, аудио и видео.
Пользователи IBM Connections получат доступ к новым социальным функциям в облаке, включая ведение блога и способность к формированию и анализу идей в сообществах. Кроме того, IBM Connections будет отличаться улучшенной интеграцией социальных возможностей в программе-клиенте Microsoft Outlook, позволяя пользователям получать доступ к своим данным, таким как параметры профиля, файлы и сообщества, непосредственно из клиента Outlook.
Четыре главные тенденции развития социального бизнеса
В рамках IBM Connect 2013 группа из трех экспертов (в числе которых была и Сэнди Картер, вице-президент IBM по идеологии и продажам социального бизнеса) назвала четыре тенденции, которые в ближайшие годы будут влиять на развитие социального бизнеса. По мнению спикеров, наиболее важным трендом эволюции социального бизнеса является то, что он выходит за рамки маркетинга. В свое время именно маркетинг был той областью бизнеса, где началась его социализация, однако теперь социальные принципы внедряются и в другие его сегменты. Например, один из заказчиков IBM использует ПО социального бизнеса в своем патентном процессе, другой — в отделе контроля за соблюдением регулятивных норм. В то же время ряд компаний до сих пор вовсе не применяет социальные сервисы. По словам спикеров, традиционный маркетинг в ряде случаев по-прежнему показывает хорошие результаты. Тем не менее, социальные методы усиливают эффект традиционного маркетинга.
Тренд №1. За пределами маркетинга. Когда организация становится социальной, это отражается на ее работниках и клиентах. По словам Картер, 20% клиентов компании влияют на её остальную клиентскую базу, а 15% работников — оказывают влияние на весь остальной персонал. Согласно исследованию фирмы McKinsey, социальный бизнес повышает эффективность маркетинга на 17% и сокращает время разработки продукта на 20%. Продажи при этом возрастают на 15%, а уровень удовлетворения покупателей — на 20%.
Тренд №3. Архитектурная база социального бизнеса. Социальный бизнес будет укореняться, считает Картер из IBM. Более того, лет через пять руководитель без социального мышления уже не сможет претендовать на пост CEO.
Бренд Lotus «уходит» в небытие
В ноябре минувшего года в IBM заявили, что намерены отказаться от бренда Lotus и в будущем продвигать такие решения как Notes и Domino исключительно под маркой IBM. По своей сути, это было историческое решение, поскольку Lotus уже стал синонимом продуктов для совместной работы и корпоративной продуктивности. И все же корпорация намерена расстаться с Lotus, что связано с более корректным позиционированием продуктов, выходивших ранее под этим брендом. Дело в том, что ПО Connections предназначается всем предприятиям, а не только развернувшим платформы коллективной работы Lotus Notes/Domino. Кстати, это не единый пример ребрендинга, предпринимаемый «Голубым гигантом». Вспомним, что нынешняя конференция ранее носила название Lotusphere и в текущем году проходила под названием IBM Connect впервые, конференции по средствам ИТ-управления (Tivoli) уже давно переименована в Pulse, а форумы по инструментам разработки ПО (Rational) – в Innovate.
Отметим, что первая Lotusphere была проведена тогда еще самостоятельной компанией Lotus Development 20 лет назад, поэтому нынешняя IBM Connect 2013 стала юбилейной. По словам представителей IBM «название Connect отражает расширенный фокус и длительную историю социального бизнеса IBM». И вот теперь, когда бренд Lotus уходит в небытие, вспомним основные вехи развития этой фирмы.
Компания Lotus была основана под именем Lotus Development Corp. в 1982 Митчем Капор (Mitch Kapor) и Джонатаном Саксом (Jonathan Sachs). Финансирование предприятия на первых порах обеспечил Бен Роузен (Ben Rosen) из венчурного предприятия Sevin Rosen.
Первым продуктом Lotus стало презентационное ПО для Apple II, известное как Lotus Executive Briefing System. В январе 1983 Lotus выпустила знаменитое приложение Lotus 1-2-3. Такое название относилось к трем способам возможного использования продукта — в качестве электронной таблицы, пакета программ для машинной графики и системы управления базами данных. Это была первая прикладная программа для компьютеров IBM PC и ее огромная популярность в середине 1980-х в значительной степени способствовала успеху концепции PC в корпоративной среде.
В 1984 Lotus представила офисные продукты Ray Ozzie's Symphony, а в 1985 — офисный пакет Jazz для компьютера Apple Macintosh.
В 1990-х, в острой конкурентной борьбе за рынок приложений для Microsoft Windows, Lotus была вынуждена приобрести такие продукты как Ami Pro (текстовый процессор), Approach (база данных) и Threadz, который впоследствии превратился в органайзер Lotus Organizer. Некоторые из них (1-2-3, Freelance Graphics, Ami Pro, Approach и Lotus Organizer) были объединены в один пакет под названием Lotus SmartSuite. Несмотря на то, что SmartSuite по дешевой цене поставлялся в комплекте со многими ПК и изначально мог быть более популярен, чем Microsoft Office, Lotus быстро утратила свое господство на рынке приложений для настольных ПК после перехода на 32-битовую Windows 95.
Дело в том, что Lotus сделала ставку на разработку продуктов для операционной системы IBM OS/2 (которая была выпущена в 1987 и через некоторое время потерпела неудачу, проект был закрыт) и с опозданием выпустила свой пакет 32-битовых продуктов. В результате ей не удалось достичь успеха при переходе на новую версию Windows.
Впервые Lotus приступила к диверсификации своих программных продуктов для настольных систем в 1984 году. Именно тогда она сделала стратегические инвестиции в Iris Associates Рея Оззи (Ray Ozzie), создателя платформы для групповых разработок Lotus Notes. Lotus первоначально выпустила Lotus Notes в 1989 году, однако позже усилила свое присутствие на рынке благодаря приобретению cc:Mail в 1991. В 1994 Lotus приобрела Iris Associates. Успех ПО Lotus для рабочих групп привлек внимание «голубого гиганта».
Во втором квартале 1995 IBM сделала так называемое «враждебное предложение» для Lotus, оценив ее акции в 60 долл. за штуку. И этом притом, что на бирже ценные бумаги Lotus в то время котировались всего по 32 долл. Учредители Lotus искали потенциальных «белых рыцарей» и заставили покупателя увеличить свое предложение до 64,50 долл за акцию. В результате в июле 1995 году «голубой гигант» приобрел контрольный пакет акций Lotus за 3,5 млрд долл. (годовой оборот IBM в то время составлял 64 млрд долл.). В ноябре 2012 IBM приняла решение исключить бренд Lotus из семейства продуктов Notes и Domino.
Прощай, Lotusphere! Нынешняя, юбилейная по счету, конференция впервые проходит под названием IBM Connect