Новый год обещает ИТ и бизнесу новые широкие возможности, но наряду с ними и новые риски. Вот десять тенденций в развитии техники, за которыми вам стоит понаблюдать.

Хотя информационные технологии являются синонимом изменений, можно спокойно утверждать, что перемены никогда не происходили так быстро. За последние несколько лет облачные вычисления и мобильность получили широкое распространение, а социальные сети и аналитика проникли во все уголки предприятий.

Одновременно организациям приходится справляться с колоссальным ростом объема данных, а также с нарастающими угрозами для безопасности и непрерывности бизнеса. Все это порождает новые риски… и возможности. “Сочетание систем поднимает технологии на новый уровень”, — отмечает Дэвид Николс, трансформационный лидер по Америке в консультативной фирме Ernst & Young.

Можно с уверенностью сказать, что 2013 г. станет для предприятий отправной точкой. Взаимное пересечение различных технологий в сочетании с более совершенными сетями и компьютерами позволяет надеяться на появление совершенно новых проблем и выгод.

Наверное, главная проблем заключается в выборе того, во что и как инвестировать, считает аналитик IDC Стивен Минтон. “Несмотря на экономический спад, сегодня имеется множество веских причин тратить средства на ИТ, — подчеркивает он. — Но невозможно поспеть всюду одновременно”.

Вот десять тенденций развития ИТ (порядок не имеет значения), способных вывести предприятие из состояния равновесия, когда календарь засвидетельствует наступление нового года.

1. Работа с большими данными получит широкое распространение 

Сложно хотя бы раз в день не услышать разговоров о больших данных. Многие воспринимают этот термин в штыки. Но какой бы смысл в него ни вкладывался, очевидна растущая потребность в сборе структурированных и неструктурированных данных, пролетающих мимо нас в умопомрачительном количестве.

Пол Догерти, главный технолог компании Accenture, прогнозирует, что 2013-й станет годом, когда многие компании начнут широко использовать большие данные. “Мы увидим, как появляются ключевые элементы систем, которые послужат фундаментом проектов по обработке больших данных”, — полагает он. Облака и усовершенствованные алгоритмы анализа обещают открыть новые ценные способы использования больших данных.

Однако просто воспользоваться концепцией не означает автоматического успеха, отмечает М. Эрик Джонсон, директор Центра цифровых технологий при Дартмутском университете. “Хотя мы станем свидетелями некоторых резких изменений в области инструментов и возможностей, многие по-прежнему будут разочарованы, — говорит он. — Широко распространены наивность и неопытность, а многие компании понятия не имеют, как заставить имеющие у них данные приносить пользу”.

2. Возникновение цифрового предприятия 

На протяжении многих лет компании использовали цифровые и аналоговые системы параллельно. Бумажные документы не исчезали, а ввод и вывод данных — и получение от них максимальной пользы — оставались исключительно сложным делом. В результате производительность труда возрастала не резко, а увеличивалась постепенно.

Если за последние несколько лет появились ИТ-системы, выходящие за пределы автоматизации процессов, то теперь соединение технологий и систем возвещает наступление эры цифрового ускорения. Облака, мобильные технологии и социальные сети все больше обесценивают патентованные аппаратные и программные платформы.

“Мы устраняем физические ограничения, сковывавшие организации в прошлом, — утверждает Билл Бриггс, глобальный лидер в компании Deloitte Digital и заместитель главного технолога в Deloitte Consulting. — Различные цифровые технологии тесно взаимосвязаны. Они вызывают глубокие изменения в бизнесе и открывают обширные возможности”.

Новый цифровой порядок означает переосмысление фундаментальных основ бизнеса и пересмотр всех его элементов: инноваций, закупок, НИОКР, маркетинга, стратегий продаж, текущих операций, структуры затрат и многого другого.

3. Социальные сети совершенствуются

Социальные сети накрыли мир бизнеса подобно цунами. Но до сих пор многие из этих инструментов оставались островками, а организации пытались разработать целостную стратегию использования социальных сетей. В наступающем году ситуация, вероятно, изменится.

“Учет социального аспекта становится способом переосмысления бизнес-процессов, превращения их в результат коллективного труда”, — подчеркивает Догерти из Accenture. Как и мобильность, социальные сети разрушают линейные процессы и модели. Они порождают обмен информацией в реальном времени между всеми участниками.

Другие специалисты, такие как Прашант Малавия, адъюнкт-профессор маркетинга в Джорджтаунском университете, утверждают, что социальные сети быстро становятся центральным элементом предприятия с точки зрения как внутреннего использования, так и взаимодействия с внешним миром. “Организации только начинают открывать для себя, что сочетание мобильности, социальных сетей и привязанных к местоположению сервисов способно трансформировать предприятие”, — говорит он.

4. Облака везде 

Взаимодействие различных факторов, включая возросшую зрелость Интернета, широкое распространение виртуализации и совершенствование ИТ-систем, позволило облачным вычислениям продемонстрировать свою мощь. Все больше организаций используют частные, гибридные и публичные облака. Свыше 97% крупных компаний, опрошенных консорциумом Open Data Center Alliance (ODCA), уже применяют облака или планируют их развернуть.

“Облако означает, что вы можете действовать на основе более широкой информации и использовать ее гораздо эффективнее. Результат будет больше суммы отдельных частей, — говорит Догерти из Accenture. — Кроме того, оно повышает быстроту реакции и гибкость”.

Тем не менее многие организации подходят к облакам методично и осторожно. Например, CIO цепочки из пяти больниц скорой помощи Baptist Healthcare Systems в г. Луисвилле (шт. Кентукки) Джеки Лукас сообщил, что его организация уже использует частное облако, но ей предстоит рассмотреть вопросы, связанные с соблюдением закона о защите информации о состоянии здоровья пациентов (HIPAA) и обеспечением безопасности клиентов.

5. Требуются одаренные ИТ-специалисты 

Несмотря на все более широкое распространение IaaS и SaaS, организации ищут талантливых ИТ-специалистов и создают центры обмена передовым техническим опытом, чтобы стимулировать инновации. “При нехватке квалифицированных сотрудников это рассматривается организациями как способ получения конкурентного преимущества”, — сказал Минтон.

Например, в сентябре General Motors сообщила, что планирует нанять 1,5 тыс. работников для нового центра компьютерных технологий под Детройтом. Другие крупные компании выступили в последние месяцы с аналогичными анонсами.

“Требования, предъявляемые к ИТ-подразделениям, быстро меняются, —отмечает Эли Роснер, вице-президент по глобальному инжинирингу ПО компании NCR. — Мобильность и социальные сети сильно сокращают жизненные циклы ПО. Необходимо быстро включать приложения и инструменты в производственные среды”.

В результате растет спрос на талантливых ИТ-специалистов, способных стратегически мыслить, сконцентрировавшись на бизнесе, а не просто управлять серверами и устройствами хранения.

6. ИТ означает бизнес

В течение многих лет велись разговоры о необходимости стратегической ориентации ИТ. И вот неожиданно это перестало быть простым пожеланием и превратилось в категорическое требование. CIO и другие ИТ-руководители начинают осознавать данный факт, но произвести необходимые изменения не просто.

“Мы находимся на таком этапе, когда вы не можете отделить стратегию бизнеса от технологической стратегии”, — поясняет Бриггс из Deloitte. Действительно, бизнес-подразделения все чаще развертывают собственные системы и мобильные приложения, и ИТ-подразделения должны досконально знать, как работают эти системы, и интегрировать их в общую структуру. Организации, которые не преодолеют разобщенность и не объединят все данные, сильно ослабят свои позиции.

“Организации, состоящие из изолированных подразделений, не могут действовать с необходимой быстротой”, — предупреждает Малавия из Джорджтаунского университета. По его словам, организации должны создавать кроссфункциональные группы и использовать такие приемы, которые помогут руководителям ИТ-подразделений и бизнеса лучше познакомиться со сферой деятельности друг друга.

7. Наступает эра “после ПК” 

Мобильность не является чем-то чуждым для предприятий. За последние несколько лет мобильные устройства серьезно изменили характер взаимодействия сотрудников друг с другом, с бизнес-партнерами и клиентами. Теперь, когда большинство использует такие устройства, организации должны идти дальше.

“Важно обеспечить полную идентичность сервисов и продуктов на различных мобильных платформах”, — считает Дэвид Рейлли, управляющий директор отдела технической инфраструктуры Bank of America. Действительно, 2013-й станет годом, когда ИТ-руководители должны сосредоточиться на создании единообразия независимо от устройств и браузеров.

Это означает также, что необходимо теснее увязать друг с другом маркетинг, продажи, поддержку пользователей и другие функции, объединяя системы посредством усовершенствованной аналитики и больших данных. Конечная цель заключается в том, чтобы сделать каналы связи гладко сопряженными и практически незаметными. “Важно проектировать ИТ-системы на основе мобильности и позаботиться, чтобы все сервисы можно было предоставлять по каналам мобильной связи”, — подчеркивает Роснер из NCR.

8. Правила консьюмеризации 

Среди нынешних ИТ-руководителей нет ни одного, кому не пришлось бы столкнуться с проблемой “приноси свое устройство” (BYOD) и консьюмеризацией ИТ. Последние несколько лет у организаций не было иного пути, кроме как поддерживать смартфоны, планшеты и другие устройства, принадлежащие их сотрудникам.

Чего многие ИТ-руководители не сумели разглядеть, так это того, что консьюмеризация пронизывает ИТ целиком, затрагивая всё — от аппаратной инфраструктуры до систем, инструментов и ПО, с которыми работают сотрудники и клиенты.

“Консьюмеризация стимулирует иное поведение и новое мышление в области корпоративных ИТ”, — делится наблюдением Догерти из Accenture. Это касается и взаимодействия организаций со своими сотрудниками и клиентами, которые часто обладают глубокими техническими знаниями и повышенными ожиданиями.

Может быть, самым ярким проявлением этой тенденции являются магазины приложений. Но помимо этого консьюмеризация требует более оперативного доступа к ИТ, что затрагивает социальные сети, облачные вычисления и мобильные технологии.

9. Организации начинают серьезно относиться к кибербезопасности 

Всплеск киберугроз пришелся на последние несколько лет. Белый дом, крупнейшие банки и другие организации подверглись нападению со стороны разношерстной компании хакеров, хактивистов и мошенников. Однако несмотря на поднявшуюся вокруг этого шумиху, многие организации так и не приняли необходимых жестких мер защиты.

Согласно недавнему исследованию компании Verizon Communications, 79% атак проводилось без предварительного плана. Догерти из Accenture говорит, что организации должны шире использовать аналитику в области безопасности и производить всестороннюю оценку, чтобы выявлять конкретные уязвимости. Кроме того, им следует применять несколько уровней защиты и уделять больше внимания обучению персонала.

Николс из Ernst & Young считает, что организациям надлежит рассматривать безопасность как целостную проблему, в том числе изучать облако, партнеров и мобильные системы. Хорошая новость, отмечает он, заключается в том, что инструменты совершенствуются, и будущий год может стать поворотным пунктом.

10. Аналитика для каждого 

В информационный век проблема для компаний заключается не в сборе информации, а в том, как разложить все данные по полочкам и собрать из них полезные знания. Но большие данные — только часть этой проблемы. Хотя аналитика уже оставила глубокий отпечаток в душе большинства организаций, Николс считает, что более мощные компьютеры, более совершенные алгоритмы и новые источники данных (включая мобильные устройства, данные геолокации и социальных сетей) возвещают наступление новой эры в области аналитики.

“Мы быстро приближаемся к порогу зрелости. Когда мы его переступим, все элементы будут собраны воедино, появятся новые инструменты и новые знания”, — уверен Николс. Он добавляет, что это отразится на всем — от маркетинга, выстраиваемого с помощью персонализированной рекламы в реальном времени, до предсказательной аналитики, которая будет использоваться гораздо более широко с целью понимания, когда машины и другое оборудование потребуют обслуживания или замены.

Аналитическое ПО все глубже проникает в бизнес и позволяет быстрее принимать более эффективные решения. В 2013 г. эта тенденция получит дальнейшее развитие. “Мы увидим, как новые способы анализа данных значительно ускорят принятие бизнес-решений”, — сказал Николс.