«Производительность труда и темпы инноваций высоки как никогда, — заявил Эрик Брюнйолфссон, профессор Массачуссетского технологического института и директор Центра цифрового бизнса МТИ на презентации во время UBM COMDEXvirtual. — Валовой внутренний продукт на рекордном уровне, инвестиции выше, чем когда-либо. Это хорошие новости».
Возможности ИТ быстро растут, а затраты снижаются, все большую часть работы делают машины; производительность и богатство растут, но уровень занятости и медианный доход стагнируют и падают, заявил Брюнйолфссон, выпустивший книгу «Race Against the Machine» в соавторстве с Эндрю Макаффи.
«Цифровая технология меняется очень быстро, но профессиональные навыки организаций и рабочих не успевают за переменами. В результате миллионы людей оказываются на обочине. Их доходы и рабочие места исчезают, а уровень благосостояния оказывается ниже, чем до цифровой революции, — сказал он.
Не существует экономического закона, согласно которому технология должна приносить выгоды всем. В результате технического прогресса отдельные компании выигрывают, но другие области экономики проигрывают».
Верхний один процент
Так кто же выигрывает? 65 процентов прироста богатства в последнее десятилетие достались одному проценту населения, говорит Брюнйолфссон. За этот период времени доходы одного проценты богатых увеличились на 270 процентов, а рост доходов людей с медианным заработком «близок к нулевому».
За два года, прошедшие после официального окончания рецессии, 93 процента прироста богатства достались одному проценту, отметил Брюнйолфссон со ссылкой на исследование МТИ. «Пирог увеличивается, но не все получают больший кусок».
Квалифицированные и не очень
До 1970-х в США была работа для людей всех уровней квалификации, от лиц с неполным средним образованием до выпускников престижных колледжей. Но в последние десятилетия заработки людей со средним и неполным средним образованием снижались, а доходы части выпускников колледжей оставались неизменными. Однако у специалистов с дипломом колледжа «дела в целом шли неплохо», сказал Брюнйолфссон.
«Произошло разделение, называемое экономистами “смещением технологического прогресса в пользу высококвалифицированного труда” (skill-biased technical change)», — говорит он. В результате людям с невысокой квалификацией трудно найти работу, а компании не могут заполнить вакансии — например, на высокотехнологичном производстве — требующие сложных профессиональных навыков.
Суперзвезды экономики
В цифровой экономике щедрую награду получает тот, кто лучше освоил новые технологии, будь то исполнитель вроде Леди Гаги, использующей современные средства для связи с миллионами поклонников, или предприниматель в сфере технологий Скотт Кук, соучредитель компании Intuit и разработчик программы TurboTax.
Проигравшие — работники, чьи рабочие места устарели. Например, после появления программы TurboTax исчезла необходимость в услугах тысяч специалистов по подготовке налоговых деклараций. «Небольшое число суперзвезд во многих отраслях получают несоразмерное вознаграждение, а другие люди теряют работу из-за автоматизации, — говорит Брюнйолфссон. — Подобное происходит, в разной степени, во всей экономике».
Прибыль на инвестированный капитал и труд
Прибыль компаний на инвестированный капитал (например, потраченный на приобретение ИТ-систем и производственного оборудования) и труд оставались практически неизменными в течение десятилетий. Но в последние 10 лет соотношение меняется; прибыль на капитал достигла рекордных уровней (как в абсолютных показателях, так и в процентах от ВВП), а прибыль на затраченный труд «рухнула», по словам Брюнйолфссона.
Быстрое совершенствование информационных технологий — важная причина, лишающая компании стимулов нанимать дополнительный персонал.
Ускорение технологических изменений в предстоящие 10 лет
Брюнйолфссон приводит два примера, иллюстрирующие быстрый прогресс технологии. Один — технология самостоятельного вождения автомобиля Google. Второй — компьютер Watson компании IBM, недавно обыгравший многократного победителя викторины Jeopardy Кена Дженнингса.
В результате внедрения технологии Google могут стать ненужными тысячи рабочих мест, от водителей такси до дальнобойщиков. Брюнйолфссон говорит, что технология Watson применяется в центрах обработки вызовов, финансовых транзакциях и даже медицинской диагностике. В прошлом все эти функции выполняли только люди.
Парадокс цифровой экономики
«Истина состоит в том, что внедрение новых технологий всегда приводило к исчезновению и созданию рабочих мест», — говорит Брюнйолфссон. Но баланс нарушен из-за более стремительного, чем в прошлом, развития технологий. «В предстоящие десять лет эта тенденция будет усиливаться, — говорит он о машинах, выполняющих задачи, в прошлом относившиеся исключительно к компетенции человека. — Последствия будут монументальными». «Разрешение этого парадокса – великая задача нашего поколения».















