9 ноября ЦВК наконец- то завершила подсчет голосов по многомандатных округам (но не по одномандатным), поэтому эпопею с выборами, которая неожиданно затянулась на почти две недели, можно считать оконченной. Какие же тренды с точки зрения ИТ, можно отметить в нынешних выборах в парламент? Если оставить «за кадром» массовое незнание арифметики в Окружных избирательных комиссиях (когда 2+2=5), то их несколько. И прежде всего, стоит назвать массовую миграцию в Социальные Сети во время предвыборной компании всех основных политических партий, включая даже такие ИТ-отсталые, как КПУ.

К победе – через Facebook

Большинство крупных политсил заранее застолбили для себя площадку в социальных сетях и своевременно начали ее развивать. Например, страница Арсения Яценюка в сети Facebook сегодня насчитывает порядка 8000 подписчиков. Сотни человек ежедневно оставляют свои комментарии , что позволяет политикам ощущать настроение в обществе. Фактически, соцсети представляют собой еще один мощный канал для общения со своими избирателями. 

Впрочем, нельзя сказать, что это универсальный канал, который подходит для всех видов партий. Своеобразной сенсацией нынешних выборов, удивившей немалое число интернет-пользователей, стало открытие собственной странички в Facebook партии украинских коммунистов. Учитывая, что возраст подавляющего большинства сторонников КПУ уже давно перевалил за 70 лет и о социальных сетях они знают разве что понаслышке, весьма трудно сказать, что заставило «красных» обосноваться в Facebook. В любом случае, это было явно непродуманное решение – пользователи встретили их появление в соцсети без особого восторга. Поэтому сегодня эккаунты лидера КПУ Петра Симоненко и пресс-службы КПУ в лучше случае можно назвать малопосещаемыми или даже заброшенными.

Наверное, более удачной можно назвать идею массированной интернет-рекламы «защитников пролетариата». Благодарю использованию технологии геотаргетинга, банеры КПУ появлялись даже зарубежных англоязычных ресурсах. Хотя трудно сказать, насколько такая экспансия была оправданной. Но в любом случае, массовое наступление КПУ в интернете является свидетельством того, что даже такие отсталые слои населения как коммунисты, застрявшие одной ногой в прошлом столетии (судя по их лозунгам и предвыборной программе), также осознали важность интернета как дополнительного канала для продвижения своей партии.

DDoS-атаки как средство согнать зло на непричастных

Нынешние выборы в Верховную Раду (ВР) Украины ознаменовались массовыми DDoS-атаками на сайты различных политических партий, в первую очередь – опозиционных, и веб-ресурсов СМИ. Так, 28 октября, в день голосования, Партия регионов, Объединенная оппозиция «Батьківщина», ВО «Свобода», гражданская сеть «Опора», информационное агентство «Новый регион» сообщали о хакерских атаках на свои сайты. Около 14:00 перестали работать сайт «Фронта змін», персональные сайты Анатолия Гриценко, Юлии Тимошенко и Александра Турчинова. В «Свободе» заявили, что хакерские атаки на сайт организации начались еще в середине октября, а в день выборов количество атак увеличилось в 45 раз. Причем, если раньше атаки осуществлялись в основном из-за границы, в том числе из Китая, Индии и США, то последняя атака происходила с Украины.

Также о беспрецедентной волне DDoS-атак на свои веб-ресурсы заявил крупнейший украинский хостинг-провайдер MiroHost. В четверг, 25 октября был достигнут абсолютный максимум за всю историю компании — 16 одновременных атак различных типов на разные ресурсы. «В связи с этим нам пришлось даже переконфигурировать свою сеть, ―отметил президент компании MiroHost Александр Ольшанский. ―Мы с этим сталкиваемся не первый раз, но в отличие от предыдущих предвыборных кампаний, когда атаковались в основном сайты средств массовой информации, в этом году атаковали сайты партий и персональные сайты кандидатов. Тем не менее, мы никого не выключали, ресурсы не прекращали свою работу, просто некоторые из них периодически испытывали затруднения и открывались с задержкой».

Лидерами в этом печальном рейтинге оказались три сайта — byut.kharkov.ua, klichko.org и mir.im. В субботу 27 октября произошел беспрецедентный случай, когда в компанию дважды звонил человек, требуя отключить сайт одного из кандидатов и угрожая атакой не только на этот сайт, но и на остальные ресурсы MiroHost.

«То, что происходит, не назовешь иначе как форменное безобразие, ―заявил Александр Ольшанский. ― Если злоумышленники атакуют веб-сайт одной из политсил, то этим они совершенно не помогают той партии, сторонниками которой они являются. Вряд ли можно сказать, что хакерская атака каким-либо образом поможет политсиле набрать дополнительное число голосов. Но вот кому они точно вредят – так это хостинг-провайдеру. DDoS-атаку по своей бессмысленности можно сравнить, например, с тем, как избиратель по пути на участок для голосования хватает кирпич и разбивает витрину близлежащего гастронома. Этим он никак не помогает своей политсиле и не вредит конкурентам, зато определенно приносит ущерб непричастному к выборам гастроному».

Стоит отметить, что собственная «раскрученная» площадка в социальных сетях сыграла позитивную роль и в случае вывода из строя веб-сайтов политической партии. Фактически, представительство в Facebook послужило резервным каналом для общения с избирателям, используя который политики могли, как минимум, сообщить о DDoS-атаке и пояснить, почему не работает основной веб-сайт.

Видеомониторинг как способ передать «привет» своим домашним

Согласно закону №10681, в этом году впервые в помещениях для голосования на обычных избирательных участках были установлены системы видеонаблюдения (СВ), состоящие из двух веб-камер. По состоянию на утро 28 октября системой видеомониторинга были охвачены 32 188 участков. Только 1% избирательных участков работал в режиме видеофиксации изображения без его трансляции. На портале vybory2012.gov.ua зарегистрировалось более 200 тысяч пользователей.

В свое время в Центральной избирательной комиссии скептически отнеслись к подобным новшествам. Замглавы Андрей Магера в комментариях СМИ высказал сомнения в целесообразности установки веб-камер на парламентских выборах: «...Эффективность веб-камер крайне низкая, и те затраты, которые будут идти из бюджета — неоправданны. Веб-камеры способны зафиксировать разве что какую-то драку на избирательном участке. Они не способны зафиксировать неправильный подсчет голосов избирателей членами избирательных комиссий, поскольку, через них не будет видно, что написано в бюллетене и где члены комиссий ставят отметки».

Время показало, что Андрей Магера был абсолютно прав. Драк на участках действительно не было – злоумышленников напугала видеофиксация. А вот фальсификации на некоторых округах присутствовали в огромных масштабах.

Тем не менее, системы видеонаблюдения все равно пришлись по вкусу многим избирателям. Прежде всего, как возможность «засветиться» перед камерой и даже продемонстрировать некий «перфомэнс» для друзей и домашних. Так, многие скриншоты, сделанные во время голосования, обошли весь уанет и даже рунет. И если в России на последних выборах были зарегистрированы лишь единичные случаи позирования перед камерой, в то в Украине уже наблюдались продуманные групповые «выступления», причем даже с использованием необычных костюмов. 

Система видеомониторинга действительно работала достаточно качественно, хотя на некоторых участках встречались досадные оплошности. Например, в одном из сел Херсонской области веб-камера была направлена практически в стену.

Хотя ЦВК отрапортовала о завершения подсчетов голосов, нельзя сказать, что выборы завершились. Впереди – переголосование по пяти округам, и не факт – что последнее. А значит выборы продолжаются и система видомониторинга (если ее не разворуют к тому времени) снова окажет полезную услугу избирателям.