Облачные вычисления дают новый, более простой способ предоставить необходимые ИТ-ресурсы, но следует знать обо всех связанных с этим расходах.

Больше, чем видится поначалу

Руководители бизнеса спешат реализовать потенциал экономии облачных вычислений, требуя от своих директоров по технологии как можно скорее перейти в облако.
Однако при этом следует понимать, что существуют скрытые затраты, связанные с таким переходом. Этому вопросу посвящено исследование, проведенное Ассоциацией аудита и контроля информационных систем (ISACA), под названием «Вычисление облачной отдачи: с точки зрения заказчика» («Calculating Cloud ROI: From the Customer Perspective»).

«Облачные вычисления позволяют предложить то же самообслуживание, которое так любят люди, включая свет или кондиционер. Это работает по требованию, и вы платите за то, что использовали, - пишет Марк Вейл, международный вице-президент ISACA. - Однако в реальности облачные вычисления подобны любой другой инновации: вопросы безопасности, стоимости и сложности никуда не исчезают - этим нужно управлять, и это нужно учитывать».

Укажем лишь на пять скрытых затрат, связанных с миграцией в облако.

Непредвиденные расходы при первичной миграции систем

Помимо платы за лицензирование ПО и поддержку, услуги поставщика облака, системное администрирование облака и передачу данных, есть и другие, менее очевидные расходы при миграции. Они включают стоимость переделки приложений, чтобы они могли работать в виртуализированной среде, изменение форматов данных, чтобы они совпадали с форматами поставщика SaaS, организацию единого управления идентификацией и доступом и разработку процессов для управления облаком.
Эти расходы могут оказаться неожиданностью для ИТ-менеджера. «Люди всегда оптимистично смотрят на будущее, пока не воскликнут: "Ой! Об этом я не подумал"», - пишет Вейл.

Возвращение услуг при изменении регулятивных требований

Может оказаться, что организации придется вернуть некоторые ИТ-ресурсы из облака обратно - скажем, если новые регулятивные требования устанавливают более строгие правила обеспечения конфиденциальности данных, что делает невозможным использование облака. В таком случае организации придется перенести данные из облака обратно, обеспечив их точность, произвести уничтожение или очистку данных, хранимых в облаке, сконфигурировать собственные системы, чтобы заменить облачные сервисы, выплатить компенсацию за досрочное расторжение договора, перераспределить ИТ-ресурсы для поддержки возвращенных услуг и, возможно, приобрести новые физические ресурсы, чтобы обеспечить хостинг перенесенных услуг.

«Перенос этих услуг обратно в вашу организацию может обойтись недешево», - предупреждает Вейл.

Внедрение контрмер по смягчению риска

Возможно, организациям придется предпринять действия, чтобы избежать риска - например, внедрить средства шифрования данных, спланировать и протестировать стратегии смягчения риска и обеспечить хранение резервных копий и журналов аудита на автономных носителях. ИТ-менеджеры могут не всегда предвидеть проблемы. «Люди думают, что с облаком им не о чем беспокоиться, и вот все уходят домой, а кто-то чужой вдруг может получить доступ ко всей их системе», - пишет Вейл.

Потеря внутренних ИТ-ресурсов, обеспечивавших конкурентное преимущество

Организации могут использовать стратегические внутренние системы или приложения, которые, если их перенести в облако, потеряют свою эффективность. «У вас могут быть собственные решения, настолько специфичные и важные для вашей организации, что вы потеряете конкурентное преимущество, если отправите их в облако, - пишет Вейл. - К примеру, у Dell есть специальные системы, которые увязывают ее систему управления цепочкой поставок с потребностями заказчиков, и если перенести их в облако, то компания потеряет способность осуществлять перенастройку».

Модели, ведущие к «привязке», могут ограничить ваш выбор

Риск оказаться жестко привязанным к определенным поставщикам облака или к проприетарным моделям обслуживания может затруднить будущее принятие услуг на основе открытых стандартов по мере их появления. «Обязательно продумайте, каким будет итог вашего договора, - пишет Вейл. - Обеспечьте возможность смены провайдеров без чрезмерных расходов».