Автоматизация не должна быть самоцелью, однако её нельзя игнорировать, ведь она является катализатором экономического роста в любой индустрии, полагает Сергей Адаменко, заместитель Председателя Правления АО «Сбербанк России в Украине». Какую же стратегию развития в области ИТ выбрал один из крупнейших украинских банков?


PCWeek/UE: Расскажите о модели ИТ в банке, основных подразделениях и их задачах.  

СЕРГЕЙ АДАМЕНКО: Наша модель управления ИТ построена таким образом, что все ресурсы централизованы — находятся в управлении главного офиса. В региональных центрах и точках продаж ИТ-специалисты представлены выборочно, при этом они все — работники главного офиса и рассматриваются нами как единый ресурсный пул. Это означает, что в какой бы точке страны не размещалось наше подразделение, ИТ-отдел должен обеспечить одинаковое качество сервиса для всех отделов и сотрудников банка.

Мы пользуемся услугами украинских аутсорсинговых компаний для решения простых задач, например, замены картриджей, установки и/или ремонта рабочих станций. Это позволяет нам более эффективно реализовывать потенциал собственного ИТ-департамента и по количеству сотрудников не выходить за рамки 10% от численности общего персонала банка. Более того, в перспективе мы хотим выйти на показатель не более 5%.  

PCWeek/UE: Вы пользуетесь услугами нескольких аутсорсинговых компаний?

С.А.: Да, поскольку в Украине, к сожалению, нет такой аутсорсинговой компании, которая бы предоставляла одинаковый набор услуг на всей территории страны.

PCWeek/UE: В концепцию централизованной модели ИТ хорошо вписывается технология виртуальных десктопов (VDI). Каково ваше отношение к этой технологии?  

С.А.: Наша стратегия — переход к облачным вычислениям, то есть все сервисы должны поддерживаться в корпоративном облаке. Для клиентских машин есть условно два пути к облаку. Первый — это создание виртуального десктопа посредством технологий VMware, Citrix или других, второй — использование тонкого веб-ориентированого клиента. Для своих офисных решений мы пока что применяем стандартные клиентские приложения, в основе которых толстый клиент. Тем не менее, в настоящее время в банке реализуется пилотный проект по созданию виртуальных рабочих мест на платформе Citrix. В перспективе — переход в корпоративное облако. При этом скорость движения в этом направлении должна сочетаться с финансовой эффективностью, ведь технологическое совершенство не должно стать самоцелью. Банки обязаны сохранять рациональность в своей стратегии развития, особенно в условиях глобального финансово-экономического кризиса.

PCWeek/UE: Сегодня в банковской сфере много говорят о сокращении физических отделений и наращивании услуг интернет-банкинга. Вы согласны с этой точкой зрения? 

С.А.: Целесообразно использовать различные каналы продаж. И такой канал, как физическое отделение по-прежнему актуален. Это доказывает практика развитых стран, где значительная доля жителей имеет интернет-доступ. Возможно, в будущем физических отделений будет меньше, чем сейчас, но все зависит от уровня развития общества. Когда мы вошли в полосу кризиса, скорость проникновения Интернета в нашу жизнь стала по вполне понятным причинам замедляться. Поэтому говорить о том, что Всемирная сеть является инструментом для большинства населения Украины, наверное, преждевременно.

Но, даже имея в наличии интернет-канал, мы отмечаем, что клиенты нередко посещают отделения банка. Для них важно знать, что банк физически существует и там работает адекватный персонал. Эксперименты наподобие создания онлайнового банка ING Direct показывают, что люди все равно будут использовать различные каналы. К примеру, для оплаты счета за квартиру прекрасно подойдет интернет-банкинг. Но если нужно принять важное решение об ипотечном кредите, вряд ли человек ограничится исключительно общением через Интернет. Если клиент знает, какие ценные бумаги покупать, он может сделать это, используя Всемирную сеть. А когда нужен совет аналитика или обсуждение инвестиционной стратегии, очевидно, личное общение будет более предпочтительным.  

В зависимости от региона банки должны балансировать между развитием альтернативных и традиционных каналов общения. В текущем году мы планируем открыть 30 новых отделений с последующим ежегодным увеличением их числа. Конечно, рано или поздно этому наступит предел, но как скоро — я пока не готов сказать, поскольку это зависит от многих обстоятельств.

PCWeek/UE: Какую систему АБС вы используете и чем обусловлен этот выбор?  

С.А.: Мы используем АБС Б2 от компании CS. Она досталась нам в наследство при приобретении банка «НРБ-Украина» («Сбербанк России» выкупил этот банк в 2006 г.) и была значительно модифицирована усилиями персонала банка и разработчиков компании CS. Кстати, мы используем целое семейство продуктов этой харьковской компании, включая интернет-банкинг и хранилище данных с аналитическими компонентами CS BI. В целом CS зарекомендовала себя как компания, способная быстро и качественно наращивать функционал практически всей продуктовой линейки. На текущем этапе развития нас вполне устраивают решения компании CS, как и остальных украинских разработчиков, с которыми мы поддерживаем хорошие и конструктивные отношения.

PCWeek/UE: Материнский банк не пытается влиять на вас в выборе программных и инфраструктурных решений?  

С.А.: Нет, мы не испытываем какого-либо давления, хотя в части АБС материнский банк использует иные решения. Вместе с тем мы постепенно проводим индустриализацию своего ИТ-ландшафта — переходим на лучшие промышленные решения, являющиеся частью стандарта группы «Сбербанка России». Например, в 2010-2011 гг. мы реализовали проект внедрения CRM-системы Oracle Siebel. В конце минувшего года — завершили внедрение первого этапа SAP ERP. Но, если текущее локальное ИТ-решение удовлетворяет нашим запросам, мы не стремимся любой ценой перейти на другое. Важно постоянно держать в фокусе вопрос финансовой целесообразности и эффективности.

PCWeek/UE: Какие крупные проекты вы реализовали в последние годы и какие запланированы в ближайшей перспективе?  

С.А.: В 2011 г. мы завершили построение базовой функциональности контакт-центра, резервного центра обработки данных (РЦОД). Несколько ранее я упоминал, что мы запустили в промышленную эксплуатацию первую часть SAP ERP (в части АХД и HR), завершили проект внедрения базовой функциональности розничного и корпоративного CRM на платформе Oracle Sibel. Что касается перспектив, то мы подходим к проектированию ИТ-платформ, исходя из концепции value for money. Цена должна соответствовать качеству. Да, у нас запланировано достаточно много новых проектов, но будут ли они реализованы в ближайшие два года или чуть позже… К примеру, мы намерены в будущем создать собственный процессинговый центр, но в настоящее время сотрудничаем с Украинским процессинговым центром и вполне довольны этим партнерством.

Кроме того, нам предстоит ряд проектов, связанных со сменой аналитической платформы, автоматизацией задач риск-менеджмента, систем хранения данных. Но скорость перехода на новые промышленные решения будет определяться, прежде всего, экономической ситуацией в стране, степенью необходимости в них и нашим ростом.  

PCWeek/UE: IP-телефония, видеосвязь, унифицированные коммуникации — что из вышеперечисленного для банка наиболее актуально?

С.А.: На IP-телефонию мы перешли еще несколько лет назад. До 70% персонала используют видеосвязь в своей работе. Основу нашей корпоративной сети и всех видео- и аудиосервисов составляют унифицированные коммуникации от Cisco. В общий канал «укладывается» вся информация, включая камеры видеонаблюдения. Например, мы можем видеть, что происходит в региональном отделении в любом регионе Украины. Это позволяет нам с помощью одного технологического решения эффективно решить вопросы безопасности, бизнеса и поддержки.

PCWeek/UE: Полгода назад мы писали о проекте внедрения мобильных устройств для топ-менеджмента вашего банка (см. PCWeek № 1/2012). Есть ли в ваших планах «мобилизация» сотрудников среднего и младшего звена?

С.А.: У значительной части персонала нет потребности в «мобильности», поскольку, например, менеджеры и кассиры постоянно находятся на своих рабочих местах. Если сотрудникам по роду деятельности требуется доступ к корпоративным ресурсам за пределами офиса — мы приобретаем для них специализированные мобильные устройства. Мы подходим к этому вопросу взвешенно и прежде всего при удаленной доставке банковских сервисов заботимся о безопасности.  

PCWeek/UE: Сейчас много говорят о таком тренде, как социальные сети. Ваше отношение к ним?

С.А.: Материнский банк уже создал свое «представительство» в Facebook. Мы в Украине пока не спешим, поскольку все еще не понятна в полной мере степень влияния социальных сетей на общество. Ряд достаточно известных компаний (к примеру, General Motors) отказался от рекламы в Facebook, поскольку на объем продаж она никак не влияла. Социальные сети не всегда удобны для продвижения товара, они создавались прежде всего для персонального общения. Эффект социальных сетей для бизнеса еще предстоит оценить, и я не уверен что банковские продукты будут активно продаваться в социальных сетях. Время покажет…  

PCWeek/UE: Политика безопасности банка разрешает сотрудникам пользоваться социальными сетями?

С.А.: С наших рабочих станций доступ в социальные сети для сотрудников закрыт. Лично я отношусь к ним настороженно. Не секрет, что социальные сети отнимают много времени, а в рабочие часы это недопустимо.  

PCWeek/UE: Около полутора лет назад Национальный банк выпустил сводку требований по системе управления информационной безопасностью для банков. По вашему мнению, как это повлияло на безопасность банковской информации?

С.А.: НБУ существенно увеличил требования к ИБ, что вполне оправдано. Ведь сегодня банк в основном работает не с наличными деньгами, а с электронными, поэтому к их защите предъявляются особые требования. В Украине далеко не все банки уделяют этому вопросу должное внимание, поскольку в нашей стране пока не было громких скандалов, связанных с хищениями, либо суммы украденного были небольшими. Кстати, обратной стороной выхода в виртуальный мир является увеличение затрат на информационную безопасность. Хотя здесь необходимо соблюдать баланс между удобством и безопасностью для пользователя.  

PCWeek/UE: По вашему мнению, как будет происходить автоматизация банков в ближайшие 2-3 гг.?

С.А.: Все зависит от экономического развития страны. Автоматизация, как я уже говорил, — не самоцель. С другой стороны, она способна в определенной мере поддержать экономический рост. Если банковский сектор не будет активно развиваться — можно говорить только о поддержании того, что уже имеем.  

Экономия на инновациях поначалу приносит банку некоторое сокращение затрат, но потом вгоняет в «минус» на долгие годы. С другой стороны, вредно и безудержное инвестирование. Сегодня все рынки начали корректировать ценности. Очевидно, что больше всего корректировке будут подвержены нематериальные активы. Что будет источником развития мира в дальнейшем? Полагаю, в текущее время человечество не имеет ответа на этот вопрос. ИТ, нанотехнологии, генетика, поиск альтернативных источников энергии, освоение космоса и т.п — все это уже оказывало влияние на мировую экономику в прошлом. Мне смешно наблюдать, что капитализация Facebook едва не превысила суммарную стоимость «Газпрома» вместе с его буровыми вышками, трубопроводами и огромными запасами газа. Такие дисбалансы продолжают лихорадить мировые финансовые рынки и точно не способствуют выздоровлению мировой экономики.

Со своей стороны могу добавить, что политика «Сбербанка» основывается на фундаментальном росте и 170-летие банка в 2011 г. является лучшим тому доказательством. В Украину «Сбербанк России» пришел навсегда, что находит свое отражение в том числе и в построении нашей ИТ-инфраструктуры.