Автоматизация не должна быть самоцелью, однако её нельзя игнорировать, ведь она является катализатором экономического роста в любой индустрии, полагает Сергей Адаменко, заместитель Председателя Правления АО «Сбербанк России в Украине». Какую же стратегию развития в области ИТ выбрал один из крупнейших украинских банков?
PCWeek/UE: Расскажите о модели ИТ в банке, основных подразделениях и их задачах.
СЕРГЕЙ АДАМЕНКО: Наша модель управления ИТ построена таким образом, что все ресурсы централизованы — находятся в управлении главного офиса. В региональных центрах и точках продаж ИТ-специалисты представлены выборочно, при этом они все — работники главного офиса и рассматриваются нами как единый ресурсный пул. Это означает, что в какой бы точке страны не размещалось наше подразделение, ИТ-отдел должен обеспечить одинаковое качество сервиса для всех отделов и сотрудников банка.
Мы пользуемся услугами украинских аутсорсинговых компаний для решения простых задач, например, замены картриджей, установки и/или ремонта рабочих станций. Это позволяет нам более эффективно реализовывать потенциал собственного ИТ-департамента и по количеству сотрудников не выходить за рамки 10% от численности общего персонала банка. Более того, в перспективе мы хотим выйти на показатель не более 5%.
С.А.: Да, поскольку в Украине, к сожалению, нет такой аутсорсинговой компании, которая бы предоставляла одинаковый набор услуг на всей территории страны.
PCWeek/UE: В концепцию централизованной модели ИТ хорошо вписывается технология виртуальных десктопов (VDI). Каково ваше отношение к этой технологии?
PCWeek/UE: Сегодня в банковской сфере много говорят о сокращении физических отделений и наращивании услуг интернет-банкинга. Вы согласны с этой точкой зрения?
Но, даже имея в наличии интернет-канал, мы отмечаем, что клиенты нередко посещают отделения банка. Для них важно знать, что банк физически существует и там работает адекватный персонал. Эксперименты наподобие создания онлайнового банка ING Direct показывают, что люди все равно будут использовать различные каналы. К примеру, для оплаты счета за квартиру прекрасно подойдет интернет-банкинг. Но если нужно принять важное решение об ипотечном кредите, вряд ли человек ограничится исключительно общением через Интернет. Если клиент знает, какие ценные бумаги покупать, он может сделать это, используя Всемирную сеть. А когда нужен совет аналитика или обсуждение инвестиционной стратегии, очевидно, личное общение будет более предпочтительным.
PCWeek/UE: Какую систему АБС вы используете и чем обусловлен этот выбор?
PCWeek/UE: Материнский банк не пытается влиять на вас в выборе программных и инфраструктурных решений?
PCWeek/UE: Какие крупные проекты вы реализовали в последние годы и какие запланированы в ближайшей перспективе?
Кроме того, нам предстоит ряд проектов, связанных со сменой аналитической платформы, автоматизацией задач риск-менеджмента, систем хранения данных. Но скорость перехода на новые промышленные решения будет определяться, прежде всего, экономической ситуацией в стране, степенью необходимости в них и нашим ростом.
С.А.: На IP-телефонию мы перешли еще несколько лет назад. До 70% персонала используют видеосвязь в своей работе. Основу нашей корпоративной сети и всех видео- и аудиосервисов составляют унифицированные коммуникации от Cisco. В общий канал «укладывается» вся информация, включая камеры видеонаблюдения. Например, мы можем видеть, что происходит в региональном отделении в любом регионе Украины. Это позволяет нам с помощью одного технологического решения эффективно решить вопросы безопасности, бизнеса и поддержки.
С.А.: У значительной части персонала нет потребности в «мобильности», поскольку, например, менеджеры и кассиры постоянно находятся на своих рабочих местах. Если сотрудникам по роду деятельности требуется доступ к корпоративным ресурсам за пределами офиса — мы приобретаем для них специализированные мобильные устройства. Мы подходим к этому вопросу взвешенно и прежде всего при удаленной доставке банковских сервисов заботимся о безопасности.
С.А.: Материнский банк уже создал свое «представительство» в Facebook. Мы в Украине пока не спешим, поскольку все еще не понятна в полной мере степень влияния социальных сетей на общество. Ряд достаточно известных компаний (к примеру, General Motors) отказался от рекламы в Facebook, поскольку на объем продаж она никак не влияла. Социальные сети не всегда удобны для продвижения товара, они создавались прежде всего для персонального общения. Эффект социальных сетей для бизнеса еще предстоит оценить, и я не уверен что банковские продукты будут активно продаваться в социальных сетях. Время покажет…
С.А.: С наших рабочих станций доступ в социальные сети для сотрудников закрыт. Лично я отношусь к ним настороженно. Не секрет, что социальные сети отнимают много времени, а в рабочие часы это недопустимо.
С.А.: НБУ существенно увеличил требования к ИБ, что вполне оправдано. Ведь сегодня банк в основном работает не с наличными деньгами, а с электронными, поэтому к их защите предъявляются особые требования. В Украине далеко не все банки уделяют этому вопросу должное внимание, поскольку в нашей стране пока не было громких скандалов, связанных с хищениями, либо суммы украденного были небольшими. Кстати, обратной стороной выхода в виртуальный мир является увеличение затрат на информационную безопасность. Хотя здесь необходимо соблюдать баланс между удобством и безопасностью для пользователя.
С.А.: Все зависит от экономического развития страны. Автоматизация, как я уже говорил, — не самоцель. С другой стороны, она способна в определенной мере поддержать экономический рост. Если банковский сектор не будет активно развиваться — можно говорить только о поддержании того, что уже имеем.
Со своей стороны могу добавить, что политика «Сбербанка» основывается на фундаментальном росте и 170-летие банка в 2011 г. является лучшим тому доказательством. В Украину «Сбербанк России» пришел навсегда, что находит свое отражение в том числе и в построении нашей ИТ-инфраструктуры.