Алексей Хахлюк, глава Alcatel-Lucent в Украине, Грузии и Армении, рассказывает о трендах развития телекомуникационной отрасли, новых направлениях деятельности компании, а также стратегии работы в нашей стране.

PCWeek/UE: Алексей, расскажите о соотношении операторского и корпоративного бизнеса в Украине. Как компания оценивает свои позиции по каждому из направлений на мировом и украинском рынках? Какую долю занимают решения для корпоративного сегмента? 

Алексей Хахлюк: Я бы оценил это соотношение в Украине как десять к одному и примерно такая же ситуация наблюдается в мире. Мы уверенно занимаем лидирующие позиции в обоих сегментах в Украине и в мире: общий объем продаж в прошлом году составил 15,3 млрд евро.

PCWeek/UE: На продвижении каких решений и технологий Alcatel-Lucent делает акцент в Украине и почему?

А.Х.: Отвечая на этот вопрос, я хотел бы поделиться нашими прогнозами относительно развития телекоммуникаций в Украине в ближайшие годы. По нашим оценкам, в операторском сегменте будут развиваться сети как беспроводного доступа (при использовании технологий 3-го поколения HSPA/HSPA+, СDMA EV-DO Rev.A/B и 4-го поколения — LTE с активным применением фемтосот, поддерживающих все эти технологии), так и проводного широкополосного доступа (FTTB/FTTU (xPON). Кроме того, ожидается дальнейшее развитие сетей IP/MPLS для подключения новых базовых станций сетей мобильной связи 3-го и 4-го поколений, расширения пропускной способности конвергентных магистральных сетей и метросетей IP/MPLS, а также опорных оптических сетей DWDM.

Мы также наблюдаем растущий спрос на высокоинтеллектуальные приложения и современные платформы, используемые для предоставления телевизионных и контент-ориентированных услуг — IPTV/CDN/mobile TV and video/LBS и проведения видеоконференций с высоким качеством изображения и эффектом присутствия участников.

В корпоративном сегменте мы продвигаем решения, поддерживающие унифицированные коммуникации OmniPCX Enterprise для крупных промышленных заказчиков. Платформа OmniPCX Office подойдет для компаний малых и средних размеров, решения OpenTouch — для пользователей, которым необходима мобильность, мультимедийность и унифицированные коммуникации.

Центры обработки данных (ЦОДы) и облачные вычисления в последнее время становятся все более популярными направлениями. Мы активно участвуем в конференциях и семинарах, продвигая свои продукты для коммутации ЦОДов. Еще одним важным направлением является организация видеоконференций. В сотрудничестве с компанией LifeSize мы предлагаем этому рынку комплексное коммуникационное решение.

PCWeek/UE: Любой вендор (и Alcatel-Lucent, очевидно, не исключение) выполняет роль технологического законодателя мод на рынке. Если заглянуть на несколько лет вперед, какие технологии и продуктовые направления вы считаете наиболее перспективными?

А.Х.: Согласно данным аналитической компании Insight Research Corporation, в течение следующих пяти лет мировая телекоммуникационная отрасль продолжит развиваться, поскольку абоненты и корпоративные заказчики будут вкладывать средства в беспроводные услуги.

В области беспроводной широкополосной связи ожидается стремительный рост количества пользователей смартфонов и планшетных компьютеров. Их применение резко меняет привычные методы пользования коммуникационными услугами и приводит к ежегодному более чем двукратному росту объемов данных в сетях беспроводной связи.

Важнейшую роль по-прежнему будут играть инновации. На Всемирном мобильном конгрессе, который состоялся в феврале этого года в Барселоне, посетители смогли ознакомиться с рядом инновационных разработок, которые в ближайшем будущем окажут большое влияние на беспроводную отрасль.

Одна из них — технология lightRadio™, разработанная нашим научно-исследовательским подразделением Bell Labs. В lightRadio™ реализован новый подход. Базовая станция, обычно располагающаяся у подножия антенной мачты, разделяется на составные элементы. Они, в свою очередь, географически распределяются в сети оператора, организованной по облачному принципу. Кроме того, lightRadio™ позволяет объединять несколько антенн, обслуживающих системы 2G, 3G и LTE, в единую мощную многодиапазонную антенну с активной решеткой и изменяемой диаграммой направленности. Это компактное устройство устанавливается на мачтах, опорах электросетей, стенах домов и в любом другом месте, где есть возможность подвести электричество и обеспечить широкополосное соединение с опорной пакетной сетью. Например, можно подключить метросоту lightRadio™ к опорной пакетной сети оператора с помощью кабеля UTP LAN. По нему будут передаваться данные к БС и обратно и одновременно обеспечиваться электроснабжение БС с использованием технологии Power over Ethernet.
У lightRadio™ есть и другие преимущества: сокращение «углеводородного следа», снижение совокупной стоимости владения сетями для мобильных операторов, повышение качества абонентских услуг за счет существенного улучшения покрытия и одновременно увеличения в десятки раз средней пропускной способности приема-передачи данных за счет повсеместной установки малых антенн, выносных радиомодулей или метро- и микросот.

Следует отметить, что выводимые нами на рынок инновационные разработки напрямую связаны с нашей политикой в области социальной корпоративной ответственности, направленной на решение экологических проблем и снижение потребности в энергоресурсах. Компания Alcatel-Lucent будет и дальше инвестировать средства, опыт и знания в создание продуктов и решений, благодаря которым мы сможем внести свой вклад в сокращение выброса углеводородов в атмосферу.

PCWeek/UE: Сейчас очень много говорят про сети мобильной связи 4-го поколения, стандарт LTE. Вы видите в обозримой перспективе реальную возможность и целесообразность их развертывания в Украине?

А.Х.: Alcatel-Lucent является ведущим участником рынка LTE и стремится поддерживать свое лидирующее положение. LTE — это область стратегических инвестиций для нашей компании.

С моей точки зрения, для Украины наиболее перспективным было бы одновременное использование двух частотных диапазонов. Низкий — 790-862 МГц — это так называемый европейский цифровой дивиденд (band 20 3GPP), нижняя часть которого в настоящее время используется телевидением, аэронавигацией и спецпользователями. Высокий — 2500-2600 МГц (FDD и TDD) или 2300 МГц (TDD), позволяет в крупных городах увеличить пропускную способность сети в зонах с высокой плотностью абонентов и большими объемами передаваемых данных.

Сейчас в Украине на законодательном уровне разрешено использовать технологию LTE только в диапазоне частот 2500-2600 МГц. Перспективным было бы введение принципа технологической нейтральности, в соответствии с которым разрешается использовать UMTS в диапазоне 900 MГц и LTE — в полосе 1800 МГц. Оба этих диапазона в настоящее время используются операторами GSM-900/1800. Благодаря принятию такого решения они смогли бы переиспользовать часть своих частот для внедрения новых более эффективных радиотехнологий.

PCWeek/UE: Относительно недавно Alcatel-Lucent открыла для себя ряд новых продуктовых направлений — Immersive Communications, решения для коммуникационной инфраструктуры ЦОДов. Это попытка не отстать от наступающих на пятки конкурентов или изменения в позиционировании компании на рынке?

А.Х.: Ни для кого не секрет, что быстрорастущий рынок ЦОДов является перспективным, и ведущие производители коммуникационного оборудования пытаются занять нишу в этой области. Компания Alcatel-Lucent представила уникальную архитектуру коммутации, специально разработанную для соединения серверов в ЦОДах и бесшовной работы приложений. Что касается конкурентов, мы анонсировали продукты для ЦОДов еще в 2010 г., и уже в мае 2011 г. это решение получило приз Best of Interop в категории Data Center and Storage как самое высокопроизводительное и инновационное решение для виртуализированных приложений. В целом в сегменте Networking/LAN компания показывает уверенный рост, выходя на 2-е место в регионе EMEA по объёму продаж (по данным IDC).

PCWeek/UE: Alcatel-Lucent известна своими богатыми наработками в сфере коммуникационных платформ. У вас есть собственные IP-телефоны с функциональными интерфейсами, наработки Genesys — безусловного лидера рынка контакт-центров. Сейчас наблюдается растущий интерес к такому классу устройств, как планшеты. Какое решение предлагает компания Alcatel-Lucent в этой области?

А. Х.: Компания Alcatel-Lucent несколько лет разрабатывала абсолютно новый настольный терминал и в середине 2011 г. выпустила продукт на рынок. Это не планшет, поскольку данный рынок занимают специализированные решения от Apple, Samsung и др. Наш терминал позиционируется как настольный смартфон. Он оснащён семидюймовым сенсорным экраном, беспроводной трубкой и имеет превосходный дизайн. Кроме того, мы предлагаем его по значительно более привлекательной цене, чем конкуренты. Сегодня всё чаще наблюдается тенденция BYOD — bring your own device, т.е. используй своё собственное устройство внутри предприятия, так как рынок персональных устройств развивается быстрее корпоративного и может предложить пользователям больше услуг за меньшие средства. Таким образом, стратегия коммуникационных компаний должна быть нацелена на обеспечение безопасного использования персональных устройств в корпоративной среде. Резюмируя, можно сказать следующее: для настольного использования мы предлагаем лучший в своём классе настольный смартфон, а для мобильного — приложения для персональных смартфонов и планшетов.