Intel всегда предлагала инновации и технологические новинкина мировом ИТ-рынке . Эта компания создает и внедряет новые технологии в потребительском и корпоративном сегменте. Можно смело сказать, что Intel сегодня меняет современный ИТ-рынок. Как прошел 2011 год для компании в мире и в Украине, каковы ее планы и видение рынка информационных технологий— обо всем этом PCWeek/UE беседовал с Владимиром Шаровым, главой представительства Intel в Украине.
Владимимр Шаров
PCWeek/UE: Как коллектив компании чувствует себя накануне подведения итогов деятельности в уходящем году?
Владимир Шаров: После кризисных настроений 2008–2009 годов Intel удалось добиться хороших показателей роста бизнеса во многом за счет потребительского сегмента. По данным отчетов GfK Ukraine, рост этого рынка должен составить 60–80% по отношению к 2010 году. Поэтому наши ожидания более чем позитивны.
PCWeek/UE: Какие главные тенденции на рынке позволяют говорить о росте?
В.Ш.: Мы очень хотим верить в отложенный спрос. В целом, в 2011 году экономическая ситуация стабилизировалась и виден рост ВВП. Можно сказать, что страна постепенно избавляется от последствий кризиса 2008 года. Банки начали восстанавливать кредитование, предприятия — выделять чуть больше средств на ИКТ. В стране были объявлены несколько публичных тендеров по достаточно интересным проектам.
По сравнению с 2010 годом повысился интерес заказчиков к технологии Intel vPro, которую мы продвигаем на рынке Украины. Количество пилотных проектов по использованию vPro увеличилось почти в два раза.
PCWeek/UE: На продвижении каких продуктов и технологий компания сосредоточится в следующем году?
В.Ш.: На 2012 запланировано активное продвижение ультрабуков — новинка будет обладать производительностью ноутбуков и потребительскими качествами планшетных ПК. В корпоративном сегменте продолжим продвигать технологию vPro в комплексе с процессорами Core третьего поколения. Второй год подряд одним из основных двигателей бизнеса Intel в глобальном масштабе является направление ЦОД и серверов, поэтому его мы тоже без внимания не оставим.
PCWeek/UE: Вы ожидаете изменений на рынке системной интеграции в Украине, прихода западных компаний, например?
В.Ш.: Это только вопрос времени, западные компании неизбежно появятся. В системной интеграции главное — это знания и полученный в ходе внедрения различных проектов опыт. В качестве примера могу привести одну из стран, за которые отвечает наш офис. Когда правительство объявило там тендер на построение ЦОД с облачной архитектурой, найти локального партнера с необходимым уровнем экспертизы не получилось. Локальные интеграторы вынуждены были сами искать интеграторов за рубежом.
PCWeek/UE: Как вы заметили, драйвером рынка по-прежнему являются цод и серверы. складывается мнение, что катализатором второй волны построения цод станет распространение облачных архитектур. Как Intel видит развитие этого направления?
В.Ш.: Наша компания является апологетом облачных технологий. Пока остается открытым вопрос, что актуальнее: приватное облако, принадлежащее некой компании, или публичное — находится на стороне провайдера. Так или иначе, мы видим будущее за облачными архитектурами и не акцентируем внимание на какой-либо одной концепции. Все расставит по местам время, рынок, наличие спроса и предложения.
PCWeek/UE: Как вы считаете, у нас продолжится строительство собственных корпоративных цод или заказчики будут чаще склоняться к аутсорсингу?
В.Ш.: Мне кажется, все дело в цене вопроса. Можно провести аналогию с тем, что выгоднее: содержать собственный ИТ-департмент в 100 человек или нанять компанию, которая будет работать в режиме 24Х7Х365?
Чаще на аутсорсинг передают определенные рутинные функции и задачи. Партнера сначала предстоит проверить на предмет безопасности и защиты данных,
соответствия качества сервиса и т.д. Когда появляется уверенность, можно попробовать обратиться к аутсорсинговой модели и освободить ресурсы ИТ-департамента для перспективных разработок, анализа трендов и будущего. Также и с ЦОД. Аутсорсинг лишь тогда будет возможен, когда появится уверенность и доверие к провайдеру и качеству его услуг. А необходимые для этого затраты будут на порядок ниже, чем содержание собственного ЦОД.
PCWeek/UE: Существует множество различных точек зрения на то, какой должна быть роль ИТ-директора в компании. Какой придерживаетесь вы? Насколько важно уделять внимание эксплуатационной составляющей?
В.Ш.:Эта тема интересная и объемная. Я лично считаю, что прямой обязанностью ИТ-директора является повышение эффективности бизнеса за счет применения ИКТ и внедрения трансформационных проектов.
Конечно, без эксплуатационной составляющей нельзя обойтись, но ИТ-директора все-таки— в большей степени бизнес-менеджеры или аналитики. Они должны думать о том, какие трансформационные проекты, повышающие эффективность бизнеса, могут реализовываться с помощью ИКТ. Скажу больше: эксплуатационную составляющую в ИТ-департаменте нужно стараться сводить к минимуму через аутсорсинг услуг. Она нужна только на критических участках деятельности предприятия, где требуется мгновенная реакция, а использовать аутсорсинг трудно или неоправданно.
Один мой знакомый работает в должности ИТ-директора на предприятии в Германии. Оборот компании составляет около 50 млн евро. По немецким меркам -это малый бизнес. В штате около 200 человек, в ИТ-департаменте — всего два: ИТ-директор и его помощник. Как он справляется? У него— четыре контракта с аутсорсинговыми компаниями, между которыми распределены все задачи. На территории компании находится только один сервер, вся остальная инфраструктура сосредоточена в коммерческом ЦОД.
В рамках такой концепции ИТ-директор занимается срочными вопросами, которые ставит руководство, и думает, куда дальше развиваться. Примерно 80% его рабочего времени занято планированием и только 20% — вмешательством в критические ситуации. Если аутсорсинговая компания плохо справляется с возложенными на нее задачами, всегда есть, кем ее заменить. Конкуренция стимулирует аутсорсеров предоставлять качественные услуги, доказывая клиенту свою эффективность. Нельзя сказать, что это идеальный случай, но он показателен.
Intel — сторонник того, что рутинную работу и эксплуатационные расходы проще аутсорсить. Нет смысла держать штат сотрудников, которые будут бегать по этажам и заниматься эксплуатацией построенной ИС. Как вариант, для этого есть vPro, похожие технологии предлагают и другие вендоры. Если компоненты вычислительной ИТинфраструктуры заказчика поддерживают vPro, аутсорсинговые компании с разрешения владельца получают возможность удаленного доступа и администрирования.
Другой вариант состоит в аутсорсинге приложений. Вместо развертывания ПО на несколько тысяч клиентов можно платить за время его использования через каналы Интернета. Например, пакетом Microsoft Office — пользоваться удаленно, оплачивая лишь время работы с ним. Если нет необходимости интенсивно использовать офисные приложения Microsoft, то проще, не нарушая авторских прав, организовать он-лайн-доступ к его сервисам.
Поэтому эксплуатационная составляющая в ИТ — это вопрос аутсорсинга или применения современных технологий, способных облегчить работу сотрудников и уйти от выполнения рутинных задач. Освободившийся в результате ресурс можно направить на перспективные исследования, разработки и внедрения.
PCWeek/UE: Intel всегда выступала на передовой ИТ, нередко раньше других поднимала на флаг технологии, которые впоследствии совершали революцию на рынке. в чем секрет?
В.Ш.: Секрета никакого нет. Все дело в открытости к той экосистеме, в которой мы работаем. Давайте посмотрим на цепочку поэтапного продвижения наших продуктов до конечного заказчика. Сначала Intel разрабатывает технологию, вендор строит на ее основе решение. Далее интегратор дополняет его ПО, и возможно, совмещает с решениями других производителей. В таком виде наша продукция доходит до клиента.
Мы тесно сотрудничаем на уровне штаб-квартир и исследовательских центров со многими компаниями. Еще на этапе разработки перспективных технологий Intel заключает с вендорами соглашения, в соответствии с которыми они получают возможность раннего доступа к прототипам. Таким образом, партнеры еще до официального анонса знакомятся с нашими разработками, оценивают и тестируют их— то есть осуществляется обратная связь. В свою очередь, мы вносим необходимые доработки и только затем выпускаем конечный продукт.
Тот же принцип работы и с локальными сборщиками. По аналогии с вендорами они получают продукцию Intel раньше официального анонса, чтобы заблаговременно ее опробовать, протестировать и потом представить в своих продуктах.
С разработчиками ПО и системными интеграторами работаем напрямую или с участием вендоров. С появлением новой технологии мы совместно проходим всю цепочку и добираемся до конечного заказчика, заинтересованного в апробации этой технологии и решений, которые можно с ее помощью построить. Он берет на себя роль проводника и помогает нам продемонстрировать рынку и всему миру эффективность решения. В результате его положительный отзыв— это главный сигнал рынку, интеграторам и разработчикам: решение, и, как следствие, технология востребованы и интересны. Это самый надежный залог успеха на рынке. Похожие схемы лежат в основе работы многих вендоров.
Еще один важный фактор — конкурентная борьба. Она заставляет нас каждый день меняться самим, чтобы быть эффективнее и опережать конкурентов в научной, технологической, технической, маркетинговой и др. сферах.
Кроме того, Intel традиционно формирует множество альянсов с другими вендорами и даже конечными заказчиками. Недавний пример тому — Open Data Center Alliance (www. opendatacenteralliance.org). Каждый из участников альянса преследует разные цели, но все они помогают оптимизировать ресурсы и выработать единые отраслевые стандарты, необходимые для продвижения и популяризации технологий, продуктов и новых концепций.