На определенном этапе развития каждая из ИТ-компаний сталкивается с острой необходимостью в новых инструментах и методах управления, которые позволили бы более эффективно использовать собственные ресурсы, особенно во время глобального финансового кризиса, который затронул ИТ-рынок Украины. Ведь важность, экономичность и прогрессивность перехода на клиенто- и процессно-ориентированные структуры управления компанией доказана мировыми лидерами, такими как Люфтганза, БМВ, Фольксваген, AEG, IBM, BASF, Нестле и другие.

В связи с этим остро встает вопрос о проведении реструктуризации основных бизнес- подразделений компании. При этом проявляются определённые трудности как практического, так и методического характера. Например, недостаточно широко используются методы проектного менеджмента, отсутствует методология и детально проработанный план реализации перехода от функционально ориентированного управления к управлению процессами и т.д.

Основываясь на процессном подходе к управлению, ИТ-компания может добиться постоянного совершенствования производственных процессов, а также получить возможность более эффективно использовать свой кадровый, материально-технический, информационный и финансовый потенциал.

Часто в ИТ-компании основными важными проектами, обеспечивающими реализацию общей стратегии развития, являются:

• создание новых комплексных отраслевых ИТ-решений, на базе платформ и продуктов ведущих мировых вендоров;
• оптимизация и модернизация существующих ресурсов компании под новые более масштабные ИТ-проекты;
• повышение технического и технологического уровня ИТ-решений, предлагаемых рынку;
• создание совместных партнерских ИТ-проектов, выступая в качестве генерального подрядчика или субподрядчика;
• повышение уровня качества оказываемых услуг и сокращение сроков выполнения ИТ- проектов.

Указанные варианты проектов, по существу, охватывают различные сферы деятельности крупного системного интегратора, например, от внедрения комплексной интегрированной системы безопасности для отдельного объекта недвижимости и до построения новейших высокотехнологичных центров обработки и хранения данных (ЦОД). Их эффективность во многом определяется, наличием в компании процессно-ориентированного подхода к управлению проектами.

По сути, процесс – это последовательность действий, приводящих к результату, который имеет ценность с точки зрения внутреннего или внешнего клиента компании. Здесь очень важным фактом является наличие логики, с помощью которой можно выстроить процессную основу проекта. После построения такой логической цепи можно получить возможность модернизировать бизнес-процессы компании до уровня, соответствующего требованиям рынка. Ведь концентрация внимания на цепочке действий позволяет определить требуемые для выполнения процесса количество и качество ресурсов, а также необходимые критерии оценки результатов для каждого из намеченных этапов. Далее успех проекта зависит от четкого плана осуществления преобразований в компании, определения направлений для улучшений и эффективности используемых для этого методов и подходов.

Ожидания клиента

Понятно, что в сложном и динамичном мире современного бизнеса успех компании зависит от удачной реализации как внутренних инновационных проектов, так и проектов, выполняемых по заказу клиентов. При этом необходимо учитывать выгоды, которые рассчитывает получить от внедрения ИТ- проекта заказчик:

1. Прозрачно обоснованная реальная стоимость проекта.
2. Максимально возможное сокращение сроков реализации проекта.
3. Высокое качество выполнения работ на всех этапах проекта.
4. Наставничество, консультирование и обучение персонала.
5. Техническое сопровождение и обслуживание внедренных ИТ-решений.
6. Повышение степени удовлетворения клиентов за счет внедрения новейших ИТ-решений соответствующих специфическим требованиям бизнеса.
7. Повышение уровня положительного имиджа компании и укрепление заявленной позиции в своем сегменте рынка.

Проектно-процессный подход ИТ- компании

Системный интегратор ИТ- проектов может получить возможность удовлетворить выше перечисленные требования заказчика, распределив зоны ответственности по группам процессов по следующим шести основным этапам выполнения ИТ- проекта:
1 Этап. Планирование - создается план проекта, окончательно утверждаются его цели и границы, оцениваются критерии выполнения каждой задачи (время, ресурсы, финансы); определяются все стратегии и подходы для каждого процесса; создается техническое задание проекта (единое понимание своих зон ответственности всеми участниками проекта и плана последовательности выполнения задач).
2 Этап. Анализ процессов - разрабатывается логика и детальная модель алгоритма будущих бизнес-процессов, с учетом специфики бизнеса Заказчика (например, при создании ИТ- инфраструктуры учитывается ее предварительная техническая и функциональная модель); выявляются недостатки в существующих стандартных бизнес-процессах; готовится и утверждается решение, содержащее рекомендации, как будет устранен каждый из недостатков.
3 Этап. Проектирование - разрабатывается детальное описание решения, соответствующего ТЗ, утвержденного во время предыдущего этапа проекта; проводится детальный анализ, формирование и уточнение технической и функциональной архитектуры, и начинается разработка документации ИТ-решения.
4 Этап. Построение - выполняется программирование и тестирование всех настроек стандартной функциональности ИТ-решения, включая интерфейсы для интеграции с существующей информационной системой Заказчика; максимально детально определяется, насколько решение соответствует целям проекта и ТЗ.
5 Этап. Передача - проводится обучение конечных пользователей и окончательно конфигурируется среда эксплуатации ИТ-решения.
6 Этап. Эксплуатация - начинается процесс стабилизации и поддержки внедренного ИТ- решения в течение всего его жизненного цикла; сравниваются фактические результаты с исходными задачами ИТ- проекта; планируются и контролируется своевременные обновления всех составляющих блоков ИТ- решения (аппаратная часть, программное обеспечение и т.д.).

Заключение

Таким образом, процессно-ориентированный подход к реализации проектов обеспечивает ИТ- компанию новыми прогрессивными инструментами, которые дают возможность гибкой перестройки всех бизнес-процессов в соответствии с реальными потребностями рынка и перспективами его развития.

Такими инструментами являются:

1. Единая четкая и содержательная система понятий или, проще говоря, язык общения для различных специалистов как внутри компании, так и для представителей заказчика и партнеров;

2. Четкое разграничение прав и полномочий руководителей различного уровня и специалистов всех участников ИТ- проекта, видение их роли и места в общей прозрачной системе бизнес-процессов компании;

3. Однозначные критерии оценки результатов деятельности участников проекта и обеспечение мониторинга всех его этапов;

4. Своевременное обнаружение и устранение слабых мест в деятельности компании, направленной на реализацию ИТ- проекта;

5. Оперативное управление изменениями в составе портфеля проектов, их приоритетностью и последовательностью выполнения, возможность быстрой корректировки с целью сокращения сроков реализации.

Автор статьи: директор по маркетингу компании ProNET