Ежегодная конференция SOFTPROMotion, которая в этом году прошла во Львове, является, пожалуй, крупнейшим мероприятием в странах СНГ, всецело посвященным программному обеспечению. Изначально конференция была ориентирована исключительно на партнеров. Однако в последние годы ее формат, равно как и масштабы, изменились: теперь в фокусе не только партнерский канал, но конечные заказчики. Более того, в этом году впервые были представлены доклады клиентов об успешных проектах, реализованных в их компаниях.

За время своей деятельности (конференция проводится с 2003 года) SOFTPROMotion стала фактически стандартом форума профессионалов для сотфверной индустрии на постсоветском пространстве. Как отметил Павел Жданович, глава компании «Софтпром» — организатора конференции: «Многие производители ПО, которых даже нет в нашем портфеле, приехали во Львов, поскольку понимают, что сердце софтверного рынка СНГ в настоящий момент бьется именно здесь». 

SOFTPROMotion как зеркало рынка ПО

Софтверная индустрия как отдельный сегмент ИТ-рынка начала набирать силу в нашей стране относительно недавно. Причина весьма прозаична: формированию этого рынка долгое время препятствовало практически повсеместное использование пиратского ПО. Сыграл свою негативную роль и слабый уровень проникновения ИТ в целом на постсоветском пространстве.

В условиях практически полного отсутствия как конкуренции, так и спроса двенадцать лет назад была основана «Софтпром». Свой бизнес компания изначально ориентировала только на поставки ПО. На сегодня это крупнейший в Украине дистрибутор программного обеспечения по числу и охвату различных категорий вендоров: в портфеле, который она наращивает год от года, присутствует 17 контрактов с производителями ПО, входящих в топ-100. В головном и шести региональных офисах компании работает около 150 сотрудников, а число партнеров в Украине, странах СНГ и Грузии превысило тысячу.

На фоне общего снижения количества лицензионного ПО в Украине в последние годы объемы продаж компании стабильно росли, за первые три квартала 2011 года они увеличились на 20%. По словам Павла Ждановича, больше всего в нынешнем году поднялся спрос на решения для виртуализации: в сравнении с прошлым годом он составил почти 150%. Надо отметить, что продажи в данной категории ПО росли высокими темпами и в минувшие годы, однако в 2011-м доход от них впервые оказался на втором месте, уступив первенство лишь продуктам для безопасности (см. диаграмму). Причем подобный всплеск интереса следует связывать не только и не столько с облачными тенденциями, сколько с тем, что бизнес наконец-то убедился в надежности и продуктивности технологий виртуализации и начал переводить на них критически важные приложения, параллельно легализуя ранее установленные пиратские продукты. 

В то же время объемы сбыта средств информационной безопасности (ИБ) снизились в относительном выражении, хотя и выросли в абсолютном. Напомним, что продукты для ИБ были одними из самых продаваемых в прошлом году, и это не случайно: в большинстве предприятий бюджеты на ИТ и ИБ стали разными статьями расходов.

В нынешнем году продажи по модели SaaS в Украине впервые оторвались от нуля, хотя их доля все еще ничтожно мала. Впрочем, даже на гораздо более развитом ИТ-рынке соседней России доля SaaS-поставок составляет лишь около 1%. Этот вид бизнеса еще нельзя назвать прибыльным, но он очень перспективен. Многие крупные вендоры, среди которых Google, NetSuite, Symantec, WebSense и другие, уже начали активно предлагать свои продукты в формате cервисов. 

В этом году «Софтпром» » открыл новые направления в категории бизнес-приложений, заключив контракты с такими производителями, как SAP, NetSuite и DocsVision. Как известно, продажа подобных продуктов сопровождается значительной долей консалтинговых услуг. Их появление в портфеле свидетельствует не только о достаточной квалификации presale- и postsale-ресурса самого дистрибутора, но и взрослении отечественного ИТ-рынка.

Еще одной новинкой нынешней SOFTPROMotion, вызвавшей большой интерес участников, стало ПО британской компании 1E. Продукты этого производителя позволяют снизить затраты на электропитание корпоративного парка ПК и серверов, упростить лицензирование, установку и обновление программного обеспечения. И хотя сегодня большинство руководителей уделяют мало внимания статье затрат на электроэнергию в общем бюджете компании, несомненно, ситуация будет меняться по мере роста цен на нее.

В текущем году «Софтпром» подписала ряд партнерских соглашений, которые могут стать прибыльными только через пару лет. Здесь уместно вспомнить историю с VMware: когда между «Софтпромом» и этим вендором заключался контракт, немногие понимали его целесообразность. Теперь VMware – один из ключевых вендоров компании. То же самое можно сказать о DLP-системах, путь к продажам которых начался еще три года назад. «В настоящее время мы подбираем вендоров в категории SaaS, хотя реальный доход в этом сегменте можно ожидать только через 2–3 года», — говорит П. Жданович.

Еще одна заметная тенденция на рынке: растущий интерес разработчиков к ПО для смартфонов и планшетов. Несмотря на огромное количество приложений в магазинах Apple Store и Android Market, корпоративных решений для мобильных устройств практически нет. 

Сервисная модель ИТ набирает силу

В последние пару лет на ИТ-рынке стали проявляться тенденции консьюмеризации корпоративного сектора. Корпоративные потребители все чаще закупают ПО в онлайн-магазинах крупных вендоров, минуя ресселеров. 

Еще одна угроза для партнерского канала заключается в продолжающемся сокращении ИТ-бюджетов компаний. Чтобы удержать свое предприятие на плаву, ИТ-решения нужно продавать заказчику как бизнес-проект, приносящий прибыль. Ведь даже в условиях сокращения ИТ-бюджетов вряд ли стоит ожидать уменьшения ассигнований на развитие бизнеса.

Большим потенциалом обладает направление SaaS, поскольку открывает для партнеров возможность строить приватные «облака» для корпоративных заказчиков с последующим предоставлением ПО как услуги. Например, реселлер может приобрести одно из приложений класса SaaS, установить его в приватном «облаке» и продавать конечным заказчикам. Такая модель приобретения услуг будет более выгодна клиенту, чем покупка той же услуги у производителя. Ведь глобальные вендоры вряд ли обладают достаточной гибкостью, чтобы решить все проблемы небольшого заказчика, особенно если территориально он расположен где-то в глубинке. 

Появление подобных приватных «облаков» станет одним из факторов развития сервисной ИТ-модели, включающей помимо доставки приложений еще и оказание множества сопутствующих услуг. К таковым, например, относится внедрение и настройка SaaS-решений, обучение пользователей нового ПО, техническая поддержка. 

Потенциал для роста

Объем продаж ИТ-оборудования в Украине составляет приблизительно 10% рынка СНГ в целом. Однако в софтверном сегмента ситуация несколько иная: по данным аналитиков «Софтпрома» (см. таблицу) доля украинского рынка ПО составляет лишь 5%, занимая вторую позицию на постсоветском пространстве. На первом месте находится российский рынок с долей 90%.

Весьма впечатляют и другие цифры: уровень продаж ПО на душу населения в Украине составляет 3,8 долл., этот же показатель в РФ равен 20 долл. Обе цифры намного меньше среднемировых 43 долл. Ведь как правило, доля софтверного сегмента составляет 20% рынка ИТ в целом, в странах СНГ она в 2–4 раза меньше. Подобный дисбаланс говорит о том, что рынок ПО Украины и других стран СНГ в ближайшие годы значительно вырастет. 

Емкость рынка ПО в различных странах СНГ и Грузии

Страна

Продажи ПО 2011 (млн. долл.)

Доля рынка СНГ+

Рост ПО в 2011

Продажи ПО/
население

Россия

3584

91,0%

23%

20,7

Украина

206

5,2%

19%

3,8

Казахстан

72

1,8%

34%

3,4

Беларусь

19

0,5%

6%

1,8

Азербайджан

15

0,4%

25%

1,3

Грузия

9

0,2%

50%

1,3

Туркменистан

8

0,2%

33%

0,9

Молдова

7

0,2%

30%

1,3

Узбекистан

6

0,2%

20%

0,2

Армения

4

0,1%

30%

0,9

Кыргызстан

3,5

0,1%

17%

0,6

Таджикистан

3,5

0,1%

17%

0,4

В среднем в мире

43,7