За время своей деятельности (конференция проводится с 2003 года) SOFTPROMotion стала фактически стандартом форума профессионалов для сотфверной индустрии на постсоветском пространстве. Как отметил Павел Жданович, глава компании «Софтпром» — организатора конференции: «Многие производители ПО, которых даже нет в нашем портфеле, приехали во Львов, поскольку понимают, что сердце софтверного рынка СНГ в настоящий момент бьется именно здесь».
SOFTPROMotion как зеркало рынка ПО
Софтверная индустрия как отдельный сегмент ИТ-рынка начала набирать силу в нашей стране относительно недавно. Причина весьма прозаична: формированию этого рынка долгое время препятствовало практически повсеместное использование пиратского ПО. Сыграл свою негативную роль и слабый уровень проникновения ИТ в целом на постсоветском пространстве.
На фоне общего снижения количества лицензионного ПО в Украине в последние годы объемы продаж компании стабильно росли, за первые три квартала 2011 года они увеличились на 20%. По словам Павла Ждановича, больше всего в нынешнем году поднялся спрос на решения для виртуализации: в сравнении с прошлым годом он составил почти 150%. Надо отметить, что продажи в данной категории ПО росли высокими темпами и в минувшие годы, однако в 2011-м доход от них впервые оказался на втором месте, уступив первенство лишь продуктам для безопасности (см. диаграмму). Причем подобный всплеск интереса следует связывать не только и не столько с облачными тенденциями, сколько с тем, что бизнес наконец-то убедился в надежности и продуктивности технологий виртуализации и начал переводить на них критически важные приложения, параллельно легализуя ранее установленные пиратские продукты.
В то же время объемы сбыта средств информационной безопасности (ИБ) снизились в относительном выражении, хотя и выросли в абсолютном. Напомним, что продукты для ИБ были одними из самых продаваемых в прошлом году, и это не случайно: в большинстве предприятий бюджеты на ИТ и ИБ стали разными статьями расходов.В нынешнем году продажи по модели SaaS в Украине впервые оторвались от нуля, хотя их доля все еще ничтожно мала. Впрочем, даже на гораздо более развитом ИТ-рынке соседней России доля SaaS-поставок составляет лишь около 1%. Этот вид бизнеса еще нельзя назвать прибыльным, но он очень перспективен. Многие крупные вендоры, среди которых Google, NetSuite, Symantec, WebSense и другие, уже начали активно предлагать свои продукты в формате cервисов.
В этом году «Софтпром» » открыл новые направления в категории бизнес-приложений, заключив контракты с такими производителями, как SAP, NetSuite и DocsVision. Как известно, продажа подобных продуктов сопровождается значительной долей консалтинговых услуг. Их появление в портфеле свидетельствует не только о достаточной квалификации presale- и postsale-ресурса самого дистрибутора, но и взрослении отечественного ИТ-рынка.Еще одной новинкой нынешней SOFTPROMotion, вызвавшей большой интерес участников, стало ПО британской компании 1E. Продукты этого производителя позволяют снизить затраты на электропитание корпоративного парка ПК и серверов, упростить лицензирование, установку и обновление программного обеспечения. И хотя сегодня большинство руководителей уделяют мало внимания статье затрат на электроэнергию в общем бюджете компании, несомненно, ситуация будет меняться по мере роста цен на нее.
В текущем году «Софтпром» подписала ряд партнерских соглашений, которые могут стать прибыльными только через пару лет. Здесь уместно вспомнить историю с VMware: когда между «Софтпромом» и этим вендором заключался контракт, немногие понимали его целесообразность. Теперь VMware – один из ключевых вендоров компании. То же самое можно сказать о DLP-системах, путь к продажам которых начался еще три года назад. «В настоящее время мы подбираем вендоров в категории SaaS, хотя реальный доход в этом сегменте можно ожидать только через 2–3 года», — говорит П. Жданович.
Еще одна заметная тенденция на рынке: растущий интерес разработчиков к ПО для смартфонов и планшетов. Несмотря на огромное количество приложений в магазинах Apple Store и Android Market, корпоративных решений для мобильных устройств практически нет.
Сервисная модель ИТ набирает силу
В последние пару лет на ИТ-рынке стали проявляться тенденции консьюмеризации корпоративного сектора. Корпоративные потребители все чаще закупают ПО в онлайн-магазинах крупных вендоров, минуя ресселеров.
Еще одна угроза для партнерского канала заключается в продолжающемся сокращении ИТ-бюджетов компаний. Чтобы удержать свое предприятие на плаву, ИТ-решения нужно продавать заказчику как бизнес-проект, приносящий прибыль. Ведь даже в условиях сокращения ИТ-бюджетов вряд ли стоит ожидать уменьшения ассигнований на развитие бизнеса.
Большим потенциалом обладает направление SaaS, поскольку открывает для партнеров возможность строить приватные «облака» для корпоративных заказчиков с последующим предоставлением ПО как услуги. Например, реселлер может приобрести одно из приложений класса SaaS, установить его в приватном «облаке» и продавать конечным заказчикам. Такая модель приобретения услуг будет более выгодна клиенту, чем покупка той же услуги у производителя. Ведь глобальные вендоры вряд ли обладают достаточной гибкостью, чтобы решить все проблемы небольшого заказчика, особенно если территориально он расположен где-то в глубинке.
Появление подобных приватных «облаков» станет одним из факторов развития сервисной ИТ-модели, включающей помимо доставки приложений еще и оказание множества сопутствующих услуг. К таковым, например, относится внедрение и настройка SaaS-решений, обучение пользователей нового ПО, техническая поддержка.
Потенциал для роста
Объем продаж ИТ-оборудования в Украине составляет приблизительно 10% рынка СНГ в целом. Однако в софтверном сегмента ситуация несколько иная: по данным аналитиков «Софтпрома» (см. таблицу) доля украинского рынка ПО составляет лишь 5%, занимая вторую позицию на постсоветском пространстве. На первом месте находится российский рынок с долей 90%.
Весьма впечатляют и другие цифры: уровень продаж ПО на душу населения в Украине составляет 3,8 долл., этот же показатель в РФ равен 20 долл. Обе цифры намного меньше среднемировых 43 долл. Ведь как правило, доля софтверного сегмента составляет 20% рынка ИТ в целом, в странах СНГ она в 2–4 раза меньше. Подобный дисбаланс говорит о том, что рынок ПО Украины и других стран СНГ в ближайшие годы значительно вырастет.
Емкость рынка ПО в различных странах СНГ и Грузии
Страна |
Продажи ПО 2011 (млн. долл.) |
Доля рынка СНГ+ |
Рост ПО в 2011 |
Продажи ПО/
|
Россия |
3584 |
91,0% |
23% |
20,7 |
Украина |
206 |
5,2% |
19% |
3,8 |
Казахстан |
72 |
1,8% |
34% |
3,4 |
Беларусь |
19 |
0,5% |
6% |
1,8 |
Азербайджан |
15 |
0,4% |
25% |
1,3 |
Грузия |
9 |
0,2% |
50% |
1,3 |
Туркменистан |
8 |
0,2% |
33% |
0,9 |
Молдова |
7 |
0,2% |
30% |
1,3 |
Узбекистан |
6 |
0,2% |
20% |
0,2 |
Армения |
4 |
0,1% |
30% |
0,9 |
Кыргызстан |
3,5 |
0,1% |
17% |
0,6 |
Таджикистан |
3,5 |
0,1% |
17% |
0,4 |
В среднем в мире |
43,7 |