Переход на технологии виртуализации чем-то напоминают айсберг. Видимая его часть всем давно известна: это централизация и консолидация ресурсов, повышение загрузки серверов и т.д. Подводная часть таит в себе немало неприятных сюрпризов, которые довольно часто сопровождают проекты по виртуализации. О причинах провальных внедрений и каверзах, которые подстерегают ИТслужбы на этом пути, рассказывает Геннадий Карпов, директор по технологиям компании De Novo.

Тернии консолидации

Виртуализация серверных систем не всегда приводит к желаемому экономическому эффекту, который, как известно, заключается в сокращении числа физических серверов, повышении уровня их загрузки и др. Причин здесь можно назвать несколько. Прежде всего следует учесть, что наивысший эффект при виртуализации достигается в серверных системах стандартной архитектуры, то есть х86. Именно это оборудование составляет львиную долю используемых сегодня серверов. А вот мощные проприетарные системы, предназначенные для запуска тяжелых core-businessприложений в крупных корпорациях, являются не лучшими кандидатами на виртуализацию. Их вычислительная мощность еще при покупке подбирается так, чтобы функционирующие на них ключевые бизнес-приложения потребляли значительную часть ресурсов. Ведь стоимость таких систем на порядок выше, чем х86-серверов, и покупка избыточной вычислительной производительности обходится заказчику очень дорого. Таким образом, для этих систем не типична загрузка на 5–7% общей мощности, характерная для х86-оборудования, а значит, консолидация вычислительных ресурсов на проприетарных системах, когда на одном физическом сервере размещается несколько виртуальных, не приводит к желаемому эффекту. Кроме того, многие из таких систем изначально содержат встроенные инструменты виртуализации.

Вторая причина провалов при миграции на технологии виртуализации вызвана тем, что этот процесс в компании осуществляют не как проект, а как часть операционной деятельности, некий точечный лабораторный опыт. Иными словами, ИТ-служба пробует внедрить виртуализацию в ИТ-инфраструктуру предприятия не для достижения четко поставленной цели, а просто ради эксперимента и повышения собственной квалификации. При этом на виртуальную платформу переводят не критически важные бизнес-приложения, а лишь несколько вспомогательных. В результате нужный экономический эффект не достигается, фактически сотрудники ИТ-департамента пытаются освоить новые технологии за счет работодателя.

Однако даже если вышеназванный процесс выполняется в рамках внутреннего проекта компании, сотрудникам ИТ-службы часто не хватает знаний и опыта для получения максимально возможного эффекта. В результате коэффициент консолидации составляет далеко не 12–15 (именно такого показателя могут достигнуть профильные интеграторы), а всего лишь 4–5. Кроме того, проект, выполняемый силами только сотрудников ИТ-службы, обычно занимает гораздо больше времени в сравнении с тем сроком, за который аналогичный объем работ совершает профильная организация. Соответственно уменьшается и экономический эффект.

Еще раз кратко перечислю основные подводные камни при внедрении технологий виртуализации. Во-первых, неправильный выбор «кандидатов» для нее. Во-вторых, переход на виртуальные системы выполняется не как самостоятельный проект, а в рамках слабо управляемой операционной деятельности. И в-третьих, недостаточные знания и опыт проектной команды, которая не достигает целевых показателей, характеризующих экономический эффект от виртуализации, вполне реальных для профильного интегратора.

Проблемы доставки приложений

С экономической точки зрения, виртуализация десктопов (VDI) обеспечивает меньший возврат инвестиций в сравнении с серверной. С другой стороны, данная технология предоставляет некоторые другие, очень важные преимущества. Среди них: более высокий уровень безопасности, гибкость управления, заметно увеличенная скорость развертывания новых приложений.

Несмотря на то что технологии VDI разработаны уже достаточно давно, только в последние годы они вышли на тот уровень технологической зрелости, когда их можно использовать в корпоративном секторе. Соответственно, лишь недавно были разрешены многие проблемы, которые ранее очень сильно затрудняли проекты внедрения VDI. В качестве таковых могу назвать операции, которые выполняются на рабочем месте, например локальная печать и сканирование. Далее, относительно недавно были закрыты вопросы, связанные с низкой пропускной способностью каналов связи — появились технологии, которые позволяют свести к минимуму отрицательное влияние их недостаточного качества. Разрешена часть проблем, которая характерна для некоторых отраслей, например для банковского сектора. Скажем, рабочее место кассира содержит различную специфическую периферию, не используемую в других отраслях. Заставить все это оборудование работать в условиях доставки приложений — задача непростая. Но сегодня подобные проблемы практически устранены, что позволяет говорить о том, что технология созрела для массового внедрения.

Реальных внедрений в Украине пока что немного, тем не менее есть тенденция к их увеличению. Например, наша компания недавно завершила масштабный проект в одном из крупнейших украинских банков. Проект выполнялся достаточно тяжело, причем основные задержки были вызваны сыростью самих технологий доставки приложений, когда даже сам производитель не мог дать ответы на многие наши вопросы. В результате ему пришлось оперативно дорабатывать свои решения под наши требования.

Сетевые коллизии

С ростом числа виртуализированных серверных систем была разработана технология конвергентной сети датацентра, решения на ее основе сегодня предлагают практически все основные вендоры в данной области. Ее идея заключается в виртуализации полосы пропускания, сетевых адаптеров и даже протоколов. На базе единой сети передачи теперь можно создавать инфраструктуру различных протоколов, то есть объединить локальную сеть и передачу данных.

Благодаря виртуализации граница сети передвинулась внутрь хостсистемы, то есть внутрь сервера, что привело к определенной неразберихе в распределении обязанностей ИТперсонала. Ведь в ИТ-департаменте за настройку сети обычно отвечают одни сотрудники, в то время как серверы администрируют другие. После «проникновения» сетевой инфраструктуры внутрь хост-систем возник вопрос — кому отдать администрирование сети: сетевому администратору или серверному? Ведь коммутатор теперь находится внутри сервера, с одной стороны, за его настройку отвечает администратор серверов, с другой — администратор сети. Неспособность оперативно разрешить эту коллизию часто являлась одной из причин, по которой проекты по виртуализации продвигались медленно или заканчивались неуспешно.

В ответ на это индустрия предложила технологию виртуальных коммутаторов, работающих как процесс гипервизора внутри сети, но «снаружи» это выглядит как физический сетевой коммутатор, который берут под свой контроль те специалисты, отвечающие за администрирование сети. Таким образом, ранее существовавшая проблема сегодня уже фактически решена.

Туманные перспективы для ИТ-персонала

С моей точки зрения, ИТ-служба должна отвечать за эксплуатацию ИТ-инфраструктуры. Построение новых систем не всегда должно входить в круг их обязанностей. В качестве примера могу привести строительную компанию и ЖЭК: первые успешно строят дома, вторые — их эксплуатируют. То есть служба ИТ должна эффективно эксплуатировать системы и выступать постановщиком задач, а строительство новых лучше поручать системным интеграторам.

Переход к виртуальным инфраструктурам и далее — к облачным вычислениям — меняет саму структуру ИТ-службы. Ранее она часто была организована по принципу вертикальных технологических слоев, когда администратор определенного приложения администрировал и само приложение, и сервер, на котором оно выполнялось, отвечал за бесперебойную работу ИБП, подключенного к серверу и т. д.

После перехода на виртуальную инфраструктуру разделение обязанностей в ИТ-департаменте компании осуществляется по горизонтальным технологическим слоям: появляются специализации администраторов инженерных ресурсов ЦОД, физической вычислительной инфраструктуры, слоя виртуализации и, наконец, администраторов приложений. Поэтому, с одной стороны, ИТ-персоналу придется изучать новые технологии, в частности виртуализации, с другой — это должны будут делать не все, а только часть сотрудников ИТ-службы.

Скажу больше — сейчас меняются требования к ИТ-профессионалам в целом. Например, скоро специалисты по «железу» могут и не понадобиться, потому что оно уйдет в «облака». А значит, каждому из сотрудников в области ИТ стоит задуматься о своей стратегии в эпоху трансформации. Ведь может оказаться так, что через пару лет его специальность не будет востребована.