Альфа-Банк (Украина) входит в десятку крупнейших банков Украины по размеру активов и является одним из лидеров по темпам прироста розничного кредитного портфеля в 2011 году. Одним из своих ключевых конкурентных преимуществ банк считает удобство предоставляемых сервисов и инновационный подход к обслуживанию клиентов. Подтверждением тому - целый ряд привлекательных по форме и содержанию банковских продуктов. Так, уверенность в совершенстве построенных процессов, позволяет Банку обещать оформление кредита наличными в течение 60 минут, в противном случае Банк готов снизить процентную ставку.

Наверное, ни для кого не будет большим открытием, что за самым незначительным, на первый взгляд, достижением любого банка стоит кропотливый труд сотрудников ИТ-департамента и сложные программно-аппаратные комплексы используемые Банком. Важнейшим ИТ-решением в банковском бизнесе, которое во многом определяет его возможности и уникальные особенности, является Core Banking System, или АБС – автоматизированная банковская система (в Украине по привычке ее также называют ОДБ – в операционный день банка).

Альфа-Банк не стал исключением, и еще около 10 лет назад внедрил АБС Б2 харьковской CS. Вполне закономерное решение, если учесть, что флагманский продукт этого разработчика занимает почетное первое место по популярности – АБС Б2 использует каждый третий банк в Украине. Сама CS входит в тройку крупнейших отечественных поставщиков программных решений для банков, ее клиентская база в настоящий момент насчитывает 62 банка и 7 страховых компаний.


Банк по сей день продолжает успешно пользоваться АБС Б2, однако несколько лет назад в нем стартовал проект внедрения системы Т24, ее разработчиком выступает Temenos Group со штаб квартирой в Женеве, Швейцария. Ее АБС входит в число ведущих мировых систем Core Banking для крупных банков и стоит в одном ряду с таким хорошо известным финансистам ПО, как Equation (Misys), Finacle (Infosys), FLEXCUBE (Oracle). Как удалось выяснить PCWeek/UE у Андрея Мелеша, директора департамента внедрения АБС Т24, речь идет о внедрении Сore Banking c полной ее интеграцией с Б2 и множеством других используемых систем для синергии их функциональных возможностей при ведении бизнеса .

Прецедент уникальный по своей сути для украинских банков. Некоторые коллеги по цеху Альфа-Банка пытаются внедрять Т24, однако, как уверяет Андрей Саченко директор блока ИТ Альфа-Банка, объемы проведенных работ и подходы несопоставимы, а технологический прорыв специалистов его команды по внедрению Т24 в России и Украине еще никому не удалось повторить.


PCWeek/UE: Какое место в информационной системе банка отводится каждой из АБС? Зачем понадобилась еще одна или таким образом вы рассчитываете перейти от Б2 на Т24?

Андрей САЧЕНКО:
АБС Б2 выполняет свои функции в рамках банковской ИТ-инфраструктуры. Я не хочу, чтобы складывалось впечатление, будто мы продолжаем поддерживать эту систему просто по необходимости. Она отлично справляется с возложенными на нее задачами.

Т24 не заменяет Б2, а интегрируется с Б2. В итоге, эти две системы должны работать как единое целое и дополнять друг друга. Сейчас идут работы по оптимизации интерфейса между Б2 и Т24. Кстати, с Т24 интегрируется интерактивная система обслуживания клиентов банка iFOBS, они тоже должны будут работать совместно. Ее разработчиком выступает компания CS, с которой нас связывают давние партнерские отношения и мы планируем продолжать сотрудничество.

Мы планируем, что АБС Б2 останется в банке, эта система действительно хорошо себя зарекомендовала в наших украинских реалиях. Она незаменима по части формирования обязательной отчетности Нацбанка, модуля резервов, внутрихозяйственного учета, ряда других специфических моментов. Одной из сильных сторон можно отметить хорошую работу службы поддержки, которая следит за изменениями в местном законодательстве. В то же время, система Т24 выполняет операции, связанные с заведением клиентов и обработкой розничного кредитного портфеля. Системы делят между собой задачи, и банк от этого только выигрывает. 

Альфа-Банк является серьезным игроком на рынке финансовых услуг, и когда начался бум потребительского кредитования, Банк поставил перед собой цель внедрить промышленную систему с мировым именем. В Украине наметился бурный рост, банки предлагали разнообразные продукты, стремились оперативно вывести их на рынок – нам приходилось работать на опережение. В мире этот путь давно прошли, и мы решили не изобретать велосипед, а обратиться к накопленному опыту крупнейших зарубежных банков. Это позволило избежать прямой конкуренции с группой таких же динамичных и агрессивных банков на одном рынке.

PCWeek/UE: Расскажите, как вы подходили к процессу выбора системы.

Андрей МЕЛЕШ:
Именно конкурентная среда подстегнула нас посмотреть вперед – а что дальше? Какая должна быть АБС, чтобы соответствовать растущим требованиям бизнеса, а лучше – опережать их? Мы посмотрели на продукты ведущей мировой пятерки, провели глубокое исследование, и остановили свой выбор на Т24. Ее ядро и модули содержат достаточно богатый и разнообразный функционал позволяющий говорить о не просто внедрении системы, но и об изменении операционной модели, процессов, при внесении элементов бизнес-практики, накопленной и давно уже используемой ведущими западными банковскими группами.

Изначально функциональность, возможно, не вполне соответствовала нашим реалиям, казалась сложной для понимания, иногда воспринималась как ограничение, но со временем после переосмысления, действительно дала существенные преимущества. Тем более что с каждым днем банки в Украине и предоставляемые ими услуги становятся все более похожими на западную модель.

PCWeek/UE: Далее последовал непосредственно проект внедрения? Но за бумом потребительского кредитования последовал кризис.

А.М.:
Незадолго до кризиса удалось окончательно сформировать требования банка к системе и принять решение о старте проекта. Конечно, кризис заставил еще раз взвесить критичность принятого решения и целесообразность его внедрения. Когда на рынке меняются условия игры, интересы бизнеса – превыше всего. В 2008-2009 гг. многие банки испытывали серьезные сложности с управлением текущими портфелями и в работе с клиентами. Рынок упал, продукты изменились, это неизбежно наложило отпечаток на наши разработки и планы. Но, мы очень плотно работали с бизнесом, и вывели в продуктивную стадию систему именно в том виде, в каком она сейчас наиболее нужна банку.

PCWeek/UE: Когда вы изучали возможности различных АБС, снискавших популярность на глобальном рынке финансовых услуг, вы одновременно задавались вопросами поиска партнера для реализации проекта внедрения в Украине?

А.М.:
Конечно, это очень важный фактор, особенно с учетом масштабности проекта. К сожалению, интересовавшие нас вендоры не имеют полноценных представительств в Украине, в лучшем случае – на территории СНГ, чаще всего в Москве. Вместе с тем, отсутствие языкового барьера, понимание локальной специфики и накопленный опыт работы в наших реалиях нам бы очень пригодились.

В этой ситуации пришлось выбрать в качестве интегратора европейскую группу Temenos – ментально они нам ближе, чем коллеги из Индии, тут уж ничего не поделаешь. Тем более, что в состав сервисной службы входят специалисты с опытом работы на просторах СНГ, в том числе, которые внедряли продукт в России. Это нам очень сильно помогло.

PCWeek/UE: В отсутствие локального интегратора вам, очевидно, приходилось у себя накапливать экспертизу, приглашать опытных сотрудников, учить своих?

А.М.:
Да, наверное, одним из важнейших достигнутых результатов для меня является понимание того, что на текущий момент в банке сформирована мощная сплочённая проектная команда, и ей по силам завершение полного внедрения системы.

Если на первом этапе внедрения проекта сотрудники банка своими силами выполнили около 20% доработок (в первую очередь, часть интерфейсов между Т24 и Б2, интерфейсы с карточным модулем - IS-Card, банковскими фронтовыми приложениями), то на втором этапе – примерно 40%.

PCWeek/UE: Одномоментное внедрение Т24 оказалось неподъемным?

А.М.:
Есть разные походы к внедрению, но для большого банка с большим операционным набором и разветвленной сетью одномоментное внедрение всей функциональности достаточно затруднительно. Мы приняли решение постепенно переносить бизнес-функциональность в новую систему.

Сейчас мы уже прошли два больших включения. Во-первых, перевод всей клиентской базы в Т24 с построением всех интерфейсов с основными системами банка, через которые создаются или обновляются клиенты. Во-вторых, полностью перевели в Т24 розничное кредитование – для ИТ это самый важный вызов. С точки зрения бизнес-функциональности система является «мастером» для всех типов контрагентов и розничного кредитного портфеля. Она отвечает за создание кредитных сделок, формирование транзакций по ним, сопровождение просроченной задолженности, погашений, – другими словами, за все, что связано с жизненным циклом кредитных сделок и формированием отчетности по ним.

PCWeek/UE: Что еще предстоит сделать?

А.М.:
Мы стоим на пороге пользовательского тестирования следующего этапа, в который будет включен полный перевод бизнес-функциональности розничного банка на Т24. В нашем случае – это депозиты и текущие счета клиентов. Полностью завершен цикл разработок, заканчивается интеграционное тестирование.

PCWeek/UE: Какие преимущества от внедрения Т24 смогут ощутить клиенты банка?

А.М.:
АБС Т24 позволяет осуществлять операции в режиме 24/7, когда все транзакции будут перенесены это преимущество станет ощутимым. Особенно для клиентов, которые активно проводят транзакции через такие удаленные сервисы, как My Alfa-Bank. В Т24 обеспечен лёгкий механизм полного переназначения прав доступа между пользователями (отпуска, больничные, замены), что важно для универсального сетевого банка. Значительная часть операций, которые обычно приходится выполнять пользователям в операционном цикле перенесена в автоматические процедуры закрытия дня Т24.

Мы максимально автоматизируем текущие операции, упрощаем их. Идея в том, чтобы пользователи не тратили свое время на разного рода «лишние» перепроверки своих действий в системе. Это, конечно, непривычно для нашей ментальности, мы пока еще только переходим от «учетного» подхода к «операционному». Наши настройки автоматических учетных схем в зависимости от операции обеспечивают единообразие финансового учета в Банке, позволяют снизить риск ошибок и обеспечивают эффективный контроль без отвлечения на это пользователей. Сотрудники банка могут  максимально сфокусироваться на обслуживании клиентов!

Банк новых возможностей

My Alfa-Bank
Интернет-сервис, который включает в себя обширный перечень услуг, которыми клиенты смогут воспользоваться в разных режимах подключения, в зависимости от потребностей. Клиенты могут бесплатно осуществлять не только переводы между своими счетами в «Альфа-Банке», но и оплачивать коммунальные услуги, совершать любые переводы по Украине.
Всем клиентам-владельцам смартфонов Apple iPhone и планшетных компьютеров iPad «Альфа-Банк» предлагает воспользоваться приложением, которое позволяет проводить операции в интернет-банкинге My Alfa-Bank. Оно позволяет узнавать актуальные курсы валют, новости банка, места расположения ближайших банкоматов и отделений. Клиенты, которые уже используют My Alfa-Bank, получают возможность осуществлять платежи, просматривать доступный баланс и детальную информацию по карточным, текущим и депозитным счетам, а также по кредитам.
Кредит за час
«Альфа-Банк» одним из первых на рынке предложил оформлять кредит наличными в такие сжатые сроки. И то наиболее длительный этап оформления (около 45 минут) – верификация кредитной заявки. Банк предлагает клиентам оформление беззалогового кредита на сумму до 150 тыс. гривен под 17% годовых сроком до 5 лет. Для оформления кредита до 20 тыс. грн. не нужно даже предоставлять справку о доходах.
В банке настолько уверены в совершенстве работы скоринговых систем и отлаженности всех процессов, что гарантируют клиентам снизить 1% ставку по кредиту, если не получится уложиться в один час. «Кредит за час» – это переход кредитного процесса на новый уровень» – считает Пиотр Качмарек, директор розничного бизнеса «Альфа-Банка» в Украине. 
Электронная очередь
«Альфа-Банк» внедрил в своих отделениях систему быстрого обслуживания клиентов. В работе ЭО условно можно выделить четыре этапа: регистрация, ожидание, вызов, обслуживание. Клиент регистрируется у специального терминала и получает талон с номером, после чего перемещается в зону ожидания, где может провести время ожидания за чашечкой кофе. На основном табло загорается номер талона и рабочего места, куда следует пройти клиенту. Благодаря нововведению, очередь максимально оперативно распределяется по нужным направлениям, и время ожидания существенно сокращается. Система позволяет равномерно распределять потоки посетителей и увеличить скорость обслуживания в среднем на 20%.
Благодаря CRM-системе, сотрудник банка, получив сигнал о регистрации клиента в ЭО, может моментально получить всю информацию о предыдущих обращениях в банк, продуктах, истории сотрудничества. Исходя из этого, менеджер может максимально адресно сформировать предложение, соответствующее запросам клиента.
На сегодняшний день системы управления клиентскими потоками уже функционируют в 12 отделениях «Альфа-Банка». В ближайшие два месяца установка систем запланирована еще в 16 отделениях по всей Украине.