Покупки и слияния на рынке «облака» в США продолжаются, и нет никаких признаков того, что консолидация замедлится в обозримой перспективе.

Будь то глобальный интегратор Dimension Data, купивший разработчика облачной инфраструктуры OpSource, или телекоммуникационный гигант Verizon, купивший разработчика облачного ПО CloudSwitch, - темп консолидации всё нарастает. Рынок крепнет, и давние игроки отрасли стремятся дополнить свой портфель предложениями облачных услуг.

«Ключевые игроки покупают возможности, а не компании», - говорит Джон Шоу, главный управляющий Nimbo, поставщика решений в облаке.

Шоу указал на недавние примеры: Dell купила Boomi, а IBM купила Cast Iron, что позволило обоим вендорам подкрепить свои возможности интеграции.

Большинство VAR`ов, говорит Шоу, непосредственно не затронуты этими покупками, если только не были партнерами той либо другой стороны, но это меняет ландшафт рынка.

Арик Банди, главный управляющий Agosto, также поставщика решений в облаке, с ним согласен.

«Идет консолидация; это знак того, что рынок становится более зрелым», - сказал он, добавив, что облачные вычисления создали почву для бурного роста новых компаний, которые созрели для покупки, и крупные провайдеры взяли их на заметку. Требуется не так уж много ресурсов, чтобы предложить нечто новое в облаке.

«Но чтобы продолжать расти - для этого нужна определенная широта, нужна глубина знаний и навыков», - говорит Банди.

Одна из самых заметных тенденций «облачных» покупок это когда традиционные телекомы, операторы связи и кабельные компании спешат побыстрее выйти на рынок облака и раскупают игроков, будь то известные разработчики или совсем еще новички. Verizon дал старт этой волне, купив Terremark за 1,4 млрд. долл. (а несколько месяцев спустя - CloudSwitch). Эстафету подхватил Time Warner Cable, купивший вскоре после этого разработчика облачной инфраструктуры NaviSite. Вслед на ними телекоммуникационный гигант CenturyLink купил поставщика облака Savvis.

Крупные вендоры тоже не стоят в стороне. Помимо уже упомянутых Dell и IBM, HP покупает Autonomy, которая даст ей прочное положение в облаке и ПО управления информацией. Salesforce.com также захвачена покупками, стремясь подкрепить свои облачные платформы и предложения. Google покупает беспрерывно.

В то же время, есть некоторые столпы «облачного» рынка, которым приходится делать заявления, что их не покупают. Rackspace прямо заявила об этом, но пришлось приложить усилия, чтобы убедить партнеров, что она не продается.

Рувен Коуэн, учредитель компании Enomaly, поставщика облачной платформы, и SpotCloud, своего рода «расчетной палаты» для поставщиков облака, говорит, что недавняя череда покупок - лишь предвестник многих новых.

«Это, конечно, будет двигать дальше консолидацию на рынке облачных и инфраструктурных услуг, - сказал Коуэн после покупок Verizon и Time Warner Cable. - Меня бы, к примеру, не удивило, если мы увидим, как некоторые крупные вендоры оборудования расширяются на рынок поставщиков облачных услуг путем ряда стратегических покупок.

Причина проста: десктоп мертв. Главным путепроводом для ПО стал Интернет. Граница между поставщиком ПО и поставщиком инфраструктуры быстро стала размытой».

Крупные вендоры и телекомы, говорит Банди, понимают, что не могут строить всю свою экосистему и вводить инновации только собственными силами, и рынок ждет от них новых продуктов, новых знаний и опыта и больших возможностей интеграции.

«Они говорят себе: "Чтобы мы могли продолжать конкурировать, нам нужно иметь это как своё предложение"», - сказал Банди.

Кевин Прайс, главный управляющий AccuCode, говорит, что все эти покупки - стремление «остаться на плаву на рынке», в то время как он меняется. Множество компаний ринулись на рынок облака, и им нужно предложить что-то, отличное от конкурентов.

«На рынке не будет места для столь многих, - говорит Прайс. - В конечном счете пройдет значительная консолидация».

Но Шоу из Nimbo добавляет: важно не покупать ради самой покупки; это должно быть стратегической инвестицией, которая даст или расширит возможности в облаке.

«У крупных провайдеров, конечно, есть деньги, - сказал он. - Главное в облаке - что оно подрывает [традиционный бизнес]. Эти компании совершают такие покупки, чтобы спасти бизнес. В некоторых случаях тут играют роль эмоции».

Как бы то ни было, Шоу считает, что на рынке есть место и для мелких игроков, и многие могут избежать покупки и продолжать работать независимо.
Но и сами поставщики облачных решений не стоят в стороне от покупок и консолидации, и некоторые надеются, что таким образом смогут быстро набрать высоту.

Компания Cloud Sherpas, поставщик облачных сервисов Google, - один из таких VAR`ов, который сам купил трех поставщиков решений за последние месяцы, чтобы расширить свое присутствие на другие регионы и прочнее закрепиться на рынке. В июне Cloud Sherpas купил Omnetic, поставщика решений на базе Google Apps. Затем последовала покупка поставщика облачных решений Beloit Solutions Group, которая позволила VAR`у закрепиться на Среднем Западе, где господствует Microsoft. И в конце июля Cloud Sherpas купил компанию WaveAdept, реселлера Google Apps и поставщика облачных услуг из Новой Зеландии, что дало ему прочное положение в этом регионе.

Совершая покупку WaveAdept, учредитель и вице-президент по маркетингу Cloud Sherpas Майкл Кон заявил, что намечены и другие возможные покупки в 2011 году.

Шоу также говорит, что его компания не была бы против покупки, если это открывает больше стратегических возможностей.

И всё же, именно вендоры двигают облачную консолидацию, стремясь сыграть на растущем интересе к облачным сервисам и сделать ставку на грядущий переход рынка. А сам рынок продолжает развиваться и меняться, создавая новые возможности.

Шоу ожидает новой волны покупок, когда компании будут стремиться добавить больше «сообразительности» в свои облачные экосистемы, чтобы извлечь из них больше пользы. Сделка HP-Autonomy - как раз шаг в этом направлении.

Более всеобъемлющая обработка данных, бизнес-аналитика и больший объем информации - вот будущая тенденция, говорит Шоу.

«Следующая большая волна, которая надвигается, это третья волна облачных вычислений: взять все эти данные и что-то из них получить», - сказал Шоу.

Банди из Agosto считает, что следующая волна будет направлена на вертикализацию облачных решений. И продолжится консолидация в облаке, но ее будут двигать прежде всего новые тенденции рынка.

«Консолидация будет продолжаться, и, вероятно, ее будет двигать рынок, и она создаст больше открытых возможностей», - сказал он.