Возьмем на себя смелость предположить, что представителям зарождающегося рынка коммерческих ЦОД будет небезынтересно узнать, насколько лояльно настроены заказчики по отношению к предлагаемым ими услугам. Один из них, ИТ-директор украинского банка с греческим капиталом, является клиентом De Novo, два других пока только присматриваются к арендной модели. Интерес к «ЦОД на стороне» проявляют не только банки, но и крупные промышленные предприятия. Об этом красноречиво свидетельствуют результаты проведенного PCWeek/UE опроса.

5 вопросов для заказчиков

1. Если вы уже пользуетесь услугами коммерческих ЦОД, то как вы пришли к такому решению? Если не пользуетесь, то по какой причине?

Анатолий Вовнюк,
Пиреуc банк

На протяжении последних двух лет банк должен был принять решение по поводу строительства собственного ЦОД или искать альтернативу на стороне. Первый год прошел в поисках, однако подходящих предложений на рынке не находилось. Потом появились ЦОД De Novo и «Бимобайл». После экономического расчета мы пришли к выводу, что нам более выгодно перейти на ЦОД De Novo.
В то же время головной офис в Греции не пользуется услугами коммерческих ЦОД. У нас два больших ЦОД — основной и резервный.

Василий Гойжевский,
ПИБ

В настоящее время ПИБ не пользуется услугами коммерческих ЦОД. Причина в том, что первоначально банку требовалось создать свой собственный ЦОД (построен в 2010 году, см. статью «Вокруг ЦОД за 92 дня», PCWeek/ UE №10 от 9 июня — прим. ред.). В нем предстояло разместить инфраструктуру для поддержки бизнес-критичных приложений, в частности, операционного дня банка.

Сергей Детюк,
ДТЭК

Мы сделали пробную попытку разместить в коммерческом ЦОД системы SAP на период проекта внедрения (не продуктивные, а системы разработки). Основные проблемы, с которыми мы столкнулись, изложены в аргументах «Против». Сейчас мы не пользуемся услугами коммерческих ЦОД.

2. Какие приложения/сервисы вы уже перенесли (или готовы перенести) в коммерческий ЦОД, для каких целей его используете (или готовы использовать) и почему?

Анатолий Вовнюк,
Пиреуc банк

На сегодня 95% критически важных сервисов уже работает в ЦОД De Novo. В их числе АБС, клиент-банк, корпоративная почта, портал, подсистема розничного кредитования.

Василий Гойжевский,
ПИБ

Готовы переносить, прежде всего, виртуальные тестовые платформы, поскольку задачи тестирования зачастую требуют динамического выделения ресурсов. В коммерческих ЦОД это сделать гораздо проще.

Сергей Детюк,
ДТЭК

После окончания активных фаз внедрения систем SAP мы готовы рассматривать варианты переноса их в коммерческий ЦОД.

3. Какие приложения/сервисы вы НИКОГДА НЕ перенесете в коммерческий ЦОД, для каких целей НЕ будете его использовать и почему?

Анатолий Вовнюк,
Пиреуc банк

Не планируем переносить тестовые системы. Простои таких систем не влияют на рабочий процесс банка, а значит нет смысла платить за хостинг подобных приложений в дорогостоящем и высоконадежном ЦОД.

Василий Гойжевский,
ПИБ

Скорее всего, это операционный день банка, хранилище данных и отчетность. Однако никогда не нужно говорить «никогда».

Сергей Детюк,
ДТЭК

Мы не будем использовать коммерческий ЦОД для систем АСУТП и некоторых инфраструктурных сервисов. Это связано с вопросами безопасности и надежности каналов связи.

4. Каким, с вашей точки зрения, должен быть идеальный коммерческий ЦОД (в техническом плане, в отношении перечня предоставляемых услуг, их качества, гарантий надежности и т.д.)? Другими словами, что операторам коммерческих ЦОД предстоит учесть и исправить?

Анатолий Вовнюк,
Пиреуc банк

На первом месте для нас надежность ЦОД и компании оператора, финансовая стабильность, солидные акционеры.

Василий Гойжевский,
ПИБ

Идеальный ЦОД — понятие достаточно субъективное, и однозначную оценку дать невозможно. Для меня, как для заказчика, важно, чтобы я получал требуемый сервис в оговоренные сроки и с оговоренным качеством. На сегодняшний день и De Novo, и «Бимобайл» способны предоставить услуги на необходимом ПИБ уровне.

Сергей Детюк,
ДТЭК

Разным заказчикам необходим разный уровень сервиса (например, банковская процессинговая система и система планирования шахтных выработок). Мы не готовы платить за повышенный уровень сервиса, если он нам не нужен.

5. Когда ориентировочно ваша организация готова воспользоваться услугами коммерческих ЦОД или расширить спектр используемых услуг? С чем это связано?

Анатолий Вовнюк,
Пиреуc банк

Банк растет, увеличивается диапазон сервисов. При появлении новой задачи мы оцениваем какой сервис нужно перенести в коммерческий ЦОД, а какой оставить в корпоративном.

Василий Гойжевский,
ПИБ

При обсуждении планов развития ИТ на 2012 год вопрос использования коммерческого ЦОД несомненно будет обсуждаться. Связано это, прежде всего, с возможностью в очень сжатые сроки получить необходимые условия для размещения нового оборудования, а также со снижением операционных затрат на поддержку инфраструктуры.

Сергей Детюк,
ДТЭК

Примерно через 2 года. Это связано с завершением стабилизации продуктивных систем, внедряемых в настоящий момент.

Pro и Contra
Несмотря на в целом позитивное отношение крупных заказчиков к услугам, предоставляемыми коммерческими ЦОД, они не оставляют без внимания и сдерживающие факторы. Принимавшие участие в опросе сотрудники ИТ-отделов совместными усилиями составили список аргументов «за и против». Последних оказалось в два раза больше. Принять заманчивые предложения операторов коммерческих ЦОД декларативно готовы многие, а на практике пока только единичные компании.
Ниже перечислены преимущества использования услуг коммерческих ЦОД и сдерживающие факторы.  

Pro (преимущества использования услуг коммерческих ЦОД)

    • Прежде всего, это возможность начать работу сразу. Возможность очень гибко и быстро выделять площадь и инфраструктуру под размещение оборудования. Удовлетворение незапланированного роста потребности в мощностях.
    • Экономия операционных расходов в долгосрочной перспективе. Отсутствие первоначальных CapEx (более равномерный CashFlow в виде OpEx). Снижение косвенных операционных затрат (управленческое время).
    • Отсутствие необходимости делать сложный проект. Решение «под ключ», когда не нужно самостоятельно курировать строительство и создание обслуживающих подразделений.
    • Снижение риска некачественного сервиса, в том числе, и финансовой ответственности.

Contra (сдерживающие факторы)
    • Нужно очень тщательно подходить к выбору оператора: кто акционеры, как живет компания и т. д. Оценка всех критериев отнимает очень много времени.
    • Низкий уровень гибкости сервиса. В частности, в ситуациях «скорость решения в ущерб надежности».
    • Увеличение затрат и потеря скорости при внедрении новых проектов (необходимость присутствия специалистов на сайте ЦОД).
    • Зависимость от коммерческого ЦОД. В случае отказа от услуг, проект «переезда» будет достаточно сложным. Неконтролируемый уровень безопасности (в частности, проблемы политической нестабильности).
    • Высокий риск зависимости от каналов связи (особенно для систем АСУТП).
    • Некоторые неудобства с доступом к ЦОД. Если в собственный можно попасть в любое время, то для доступа в коммерческий нужен заранее заказанный пропуск.
    • Услуга недавно вышла на рынок, на должном ее предоставляют только две компании. Это означает невысокую конкуренцию, а значит не самые лучшие цены для заказчиков.
    • Отсутствие гибкого финансового предложения (разный SLA — разная стоимость).