Если звезды зажигают —
значит — это кому нибудь нужно?
Владимир Маяковский


Пожалуй, нет нужды детально останавливаться на отличиях коммерческих и корпоративных ЦОД, большинству читателей PCWeek/UE они хорошо известны. Гораздо сложнее найти правильный ответ на непростой вопрос: построить собственный объект или арендовать площадку, чей владелец готов гарантировать непрерывное предоставление услуг в режиме24/7/365. Хотя каких-нибудь два года назад для крупного корпоративного секторав Украине этот вопрос не стоял, разместиться попросту было негде.

Наверное, мало для кого будет откровением, если скажем, что в настоящий момент в Украине существует всего два полноценных коммерческих ЦОД, по уровню надежности отвечающих всем требованиям американского стандарта TIA 942 категории Tier III и ориентированных на крупных корпоративных заказчиков. Их названия уже многим известны — это De Novo и «Бимобайл». На звание коммерческих ЦОД претендует и целый ряд других компаний, но все же их модели бизнеса в большей или меньшей степени предполагают привлечение наряду с крупными клиентами и более мелких. А потому позволим себе исключить их из рассмотрения, чтобы сфокусироваться на главном и, что важнее, перспективном.

В рамках темы номера PCWeek/UE ставит перед собой непростую задачу помочь представителям крупного бизнеса сориентироваться среди немногочисленных пока вариантов размещения ИТ за пределами собственных организаций и в итоге выбрать для себя наиболее подходящий и оптимальный. Не исключено, что на время отказаться от этой затеи и сосредоточиться на строительстве собственных ЦОД. Вне зависимости от принятого в конечном счете решения — миссия PCWeek/UE в данном случае помочь сделать его взвешенным и аргументированным.

Не менее важная задача нашего номера — попытаться донести до владельцев коммерческих ЦОД реальные потребности и ожидания заказчиков от предоставляемых услуг. Возможно, их следует видоизменить, расширить, а возможно, наоборот, заказчики просто плохо представляют себе выгоды от их использования или преувеличивают связанные с ними риски. Так или иначе, PCWeek/UE готов взять на себя функцию связующего звена между миром коммерческих ЦОД и их потенциальными клиентами.

Клиенты — товар штучный

В соседней России направление коммерческих ЦОД активно развивается, рынокуже достиг достаточно высокого уровня зрелости. В Украине на сегодня всего два оператора, поэтому какой-то прогноз по поводу дальнейших перспектив развития пока давать сложно, но сам факт появления таких объектов говорит о многом.

«Очереди на этом рынке пока что нет, — признает Валерий Вольный, директор «Бимобайл». — Он еще не готов к такого рода бизнесу и такому виду аутсорсинга. Многие клиенты не готовы выносить оборудование на чужие площадки. Во всем мире на аутсорсинге находится 30—40% оборудования, в России — около 15%, а у нас еще еле наберется 2—3%».

Приведенные цифры говорят в пользу того, что рынок коммерческих ЦОД в нашей стране только начинает развиваться. Без сомнения, именно компании De Novo и «Бимобайл» стоят у его истоков, они приняли на себя риски, сделали внушительные инвестиции. Ставку приходится делать на индивидуальный подход и работать с каждым клиентом отдельно. Потенциально в услугах обеих компаний заинтересованы банки, страховые компании, розничная торговля, операторы связи, системные интеграторы(в первую очередь, тестирование приложений и оборудования заказчика), в меньшей степени — промышленные предприятия.

Наверняка проще было бы убеждать представителей иностранных компаний, ведь теоретически для коммерчески ЦОД не существует географических границ государства. Тем более, «у них» арендная модель распространена гораздо больше и не нужно долго рассказывать, убеждать, пытаться менять ментальность, наконец. Однако разницу в цене аренды (у нас она должна быть привлекательной) способны нивелировать качество каналов связи, их стоимость, рейтинг Украины на международной арене.

Такие похожие и разные

PCWeek/UE провел детальный «разбор полетов» и теперь готов представить на суд читателей все нюансы подходов к ведению бизнеса и технологические особенности двух крупнейших в Украине коммерческих ЦОД De Novo и «Бимобайл» (см. соответственно статьи «Техническое совершенство в деталях» и «Ничего лишнего»).

На самом деле, вопрос конкуренции между этими двумя компаниями очень многогран-ный — зависит с какой стороны посмотреть. Например, в «Бимобайл» утверждают, что даже договорились с De Novo о сотрудничестве (!) в проектах, когда клиенту требуется две площадки, основная и резервная. Впрочем, реальных прецедентов пока не было, но намерения есть. По крайней мере, в юридическом отношении все возможно: De Novo берет в аренду для своего клиента площадку у «Бимобайл» или наоборот.

Техническое обеспечение у De Novo и «Бимобайл» находится на высоком уровне: высокотехнологичное оборудование мировых производителей, прогрессивные принципы построения. Более того, специалисты этих компаний ходят в гости, изучают проекты друг к друга. На хорошем уровне находятся не только партнерские отношения, но и человеческие, что немаловажно. Поэтому предложить совместное решение для отдельных клиентов De Novo и «Бимобайл» вполне по силам.

Линию водораздела между компаниями Валерий Вольный проводит следующим образом: «Бимобайл» — оператор инфраструктуры, De Novo — системный интегратор, владеющий собственным коммерческим ЦОД. Они могут предлагать клиенту ИТ-услуги — облачные вычисления, построение оборудования. Мы этого не делаем, а значит совсем с ними не конкурируем, наоборот, готовы помогать в любом случае». Конечно, это утверждение справедливо только до определенной степени, ведь если клиент хочет построить экранированный модуль, «Бимобайл» попадает в зону прямой конкуренции с De Novo.

Вообще, конкуренция — штука тонкая, и той же «Бимобайл» иногда приходитсяв некотором смысле конкурировать с собственными клиентами. Например, один из модулей в компании арендует интернет-провайдер «Гигатранс», который предоставляет аналогичные услуги на поюнитной основе. Кстати, именно так поступают«Адамант», «Воля», «Датагруп» и целый ряд других похожих операторов. Уместно ли говорить о конкуренции с ними De Novo и «Бимобайл»? Разве только когда речь заходит об общих модулях или постоечном размещении в общих модулях.

Справедливости ради нужно отметить, что помимо De Novo и «Бимобайл» в Украине есть еще несколько компаний, которые тоже предлагают строительство отдельных модулей. Однако их нельзя считать коммерческими ЦОД в чистом виде. Это отдельные площадки, свободные на данный момент ресурсы отдельных системных интеграторов или операторов связи.

В перспективе нас ожидает появление ивовсе неожиданных моделей потребления услуг коммерческих ЦОД. В «Бимобайл» утверждают о проведении переговоров с крупными мировыми брендами, заинтересованными в продажах своего оборудования. В качестве альтернативы они готовы предложить хостинг или предоставление серверного пространства для корпоративных приложений заказчиков.

Завершая тему конкуренции, наверное, нужно акцентировать внимание не на соревновании коммерческих ЦОД между собой, а на конкуренции с собственными проектами клиентов. Убедить нередко заранее скептично настроенного представителя заказчика в преимуществах аутсорсинговой модели куда сложнее. Как правило, чтобы заполучить клиента в коммерческий ЦОД, необходимо пройти через тендер с участием проекта построения корпоративного ЦОД. «Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает…».

Только факты и ничего кроме фактов

Каждой из двух компаний PCWeek/UE предложил заполнить разработанную совместно со специалистами отрасли подробную анкету. Собранные сведения помещены в таблицах-паспортах (см. статьи «Техническое совершенство в деталях» и «Ничего лишнего»). Не стоит удивляться, что в случае De Novo и «Бимобайл» их состав несколько отличается, — как выяснилось в процессе подготовки материала, не все сведения подлежат публичной огласке.

Изложенный в статьях материал в сочетании со сводными таблицами позволяет составить «картину происходящего». Подвести итоги PCWeek/UE предлагает Петру Воронову, начальнику управления поддержки датацентра и телекоммуникаций, «Райффайзен Банка Аваль». Он одним из первых в Украине обратился к модели аренды инфраструктуры коммерческого ЦОД — возникла срочная необходимость организации резервной площадки для вычислительных систем банка (см. статью «Смелое решение «Райффайзен Банка Аваль»).

«Если сравнивать De Novo и «Бимобайл» с точки зрения предоставляемых услуг, то у них несколько разные подходы. De Novo предлагает готовые «коробочные» решения фиксированного размера. В то же время «Бимобайл» позволяет сделать помещение ЦОД каким угодно, хоть круглым.

С одной стороны, инфраструктура ЦОД De Novo уже построена и налажена, с инженерной точки зрения она обладает достаточной мощностью для удовлетворения любых запросов. Кроме того, ЦОД De Novo может выглядеть более привлекательно за счет участия в его бизнесе известных на мировом уровне инвесторов. В свою очередь, «Бимобайл» предпочитает прагматичный подход, когда клиент волен выбрать себе практически любую конфигурацию помещения, но вынужден при этом некоторое время ждать, пока помещение будет подготовлено.

Безусловно, окончательные выводы каждый сделает для себя сам. Материалы темы номера PCWeek/UE призваны помочь сделать взвешенное решение. И возможно, в какой-то степени побороться с косностью мышления отдельных сотрудников ИТ-департаментов, которые подобно луддитам опасаются за свои рабочие места и изыскивают множество убедительных аргументов против перехода к арендной модели ЦОД.