Созданная в 2008 году De Novo первоначально позиционировала себя на украинском ИТ-рынке как системный интегратор. Однако в ноябре 2009 году компания официально объявила о новом направлении своей деятельности: построении и эксплуатации коммерческого ЦОД (неофициально проект стартовал еще в 2008 году). Первичный запуск завершенного в конце 2010 года ЦОД был осуществлен с учетом стратегии масштабирования. Суть ее в том, что на первом этапе интегратор полностью оборудовал все пути распределения: гидромагистрали, электрокабели, СКС. По мере заполнения площади и наращивания потребляемой мощности специалисты De Novo планируют добавлять в инфраструктуру ИБП, дизель-генераторы и кондиционеры. На сегодня в объекте установлена инфраструктура, покрывающая 60% проектной мощности. Концепцию и эскизный проект объекта выполнила группа архитекторов De Novo. На этом этапе закладывались основные технические решения и характеристики ЦОД, прорабатывались базовые технологии, которые должны задействовать для его реализации. Разработка рабочего проекта была заказана в специальном проектном институте.

В процессе строительства ЦОД пришлось задействовать свыше десяти подрядчиков, в основном строительных организаций. Системы диспетчеризации, видеонаблюдения и безопасности были спроектированы специалистами De Novo.

«Наша концепция заключается в том, что мы предлагаем заказчику уже готовый бизнес-продукт. Клиент еще до подписания контракта может оценить арендуемый объект», — говорит Геннадий Карпов, директор по технологиям компании De Novo.

Всего ЦОД содержит 31 модуль, предназначенный для аренды: 20 малых и 11 больших. Пока что услугами ЦОД пользуются только три клиента, которые арендуют как малые, так и большие модули. На сегодня задействовано около 8-9% общего ресурса ЦОД.

Модули в аренду

В настоящее время коммерческий ЦОД De Novo один из немногих отвечает всем требованиям Национального банка Украины к серверным помещениям и финучреждений (Постановление №243). По каждому пункту постановления НБУ, а их свыше десяти, объект прошел сертификацию и получил соответствующий документ. Таким образом, предлагая услуги аренды ЦОД, De Novo в основном видит в числе своих заказчиков банковские организации.

Первоначально компания предлагала в аренду только два типа модулей: малый (S-модуль) и большой (L-модуль). Малый имеет площадь 14 кв. м, стандартная квота мощности для ИT-оборудования — 30 кВт, при необходимости ее можно увеличить до 40 кВт. Максимальная плотность мощности не должна превышать 20 кBт на стойку. Всего в S-модуль можно установить 4 серверных шкафа. Помещение экранировано согласно требованиям НБУ и оснащено автоматической автономной газовой системой пожаротушения. Система прецизионного охлаждения оборудования универсальна: заказчик может выбрать вариант фронт — тыл, низ — верх, фронт — верх и т. д.

В L-модуле площадью 24 кв. м можно установить до 8 серверных шкафов, при этом стандартная квота мощности для ИT-оборудования составляет 60 кВт (при необходимости — 80 кВт). По остальным характеристикам большой модуль не отличается от S-модуля. Если у заказчика, например, 10 серверных стоек, он может арендовать большой и малый модули: реализация коммутации между двумя помещениями не составляет сложности.

Недавно поставщик услуг коммерческого ЦОД начал предоставлять в аренду не только модули, но и серверные стойки. Поскольку ИТ-инфраструктура набольших банков до сих пор используется по принципу «одно приложение — один сервер», De Novo предлагает небольшим финансовым организациям предварительно виртуализировать их ИТ-инфраструктуру. Это позволяет резко уменьшить количество используемого оборудования и «упаковать» его буквально в одну или две серверных стойки. Для обеспечения физической безопасности каждый шкаф снабжается механическими замками повышенной сложности, видеосистемами, датчиком вскрытия дверей. В итоге, клиент может полностью контролировать статус своей стойки.

Периметр «на замке»

Контроль доступа в помещение предусматривает четыре уровня, начиная с уличного входа в здание ЦОД и заканчивая доступом непосредственно к модулю или серверной стойке. Обслуживающий персонал без заказчика в модуль проникнуть не может. Механизм реализации такого ограничения традиционный: две карточки доступа, одна из которых у заказчика, а вторая — у охраны. Используя свою карточку, заказчик может войти в свой модуль в любой момент и провести там столько времени, сколько нужно.

В случае аварийных ситуаций, таких как пожар, обслуживающий персонал объекта все же может получить доступ к модулю заказчика. Для этого предусмотрен специальный мастер-ключ, который хранится в опечатанном контейнере. В случае срабатывания системы легкого задымления охрана ЦОД ставит заказчика в известность и проходит в помещение ЦОД для анализа ситуации. Но если сработала система сильного задымления, что является сигналом к быстрым и решительным действиям, персонал входит в помещение, не дожидаясь разрешения заказчика.

De Novo не делает предпочтений определенным операторам связи — выбор остается за заказчиком. Первая точка подключения находится непосредственно в здании ЦОД, вторая — в центре коммутаций на ул. Леонтовича, 9. На участке от центра коммутаций до ЦОД ответственность за качество связи несет сама De Novo, во всех остальных случаях — оператор. Для гарантии доставки данных все маршруты резервируются, таким образом, отсутствует единая точка отказа.

Утром деньги — вечером стулья

Стоимость аренды инженерной инфраструктуры в ЦОД De Novo определяется типом модуля и запрошенной энергетической квотой. Например, по малому модулю стандартная квота 30 кВт, но клиент может заказать меньше, например 20 кВт, что позволит снизить цену аренды. Кстати, в De Novo все цены договорные.

Благодаря использованию концепции «модуль из коробки» клиент получает набор ключей от ЦОД на следующий день после подписания контракта. De Novo не ограничивает минимальный срок аренды, впрочем, г-н Карпов не видит смысла использовать коммерческий ЦОД в течение менее пяти лет.

Все под контролем

Соглашения об уровне обслуживания (SLA) клиентов в ЦОД De Novo предусматривает четыре категории сервисов: энергообеспечение, холодоснабжение, контроль доступа (физической безопасности) и пожаротушение. По каждому сервису разработаны спецификация и метрики, по которым контролируются его параметры. Например, по энергоснабжению контролируется количество линий и удержание токов в допустимых пределах, по холодоснабжению — температура на воздухозаборных поверхностях каждой из стоек и влажность в одной из точек холодного коридора.
Оператор определяет несколько оценок каждого сервиса: номинальное состояние, ухудшенное и недоступность. Например, отсутствие напряжения в одной из линий — это ухудшенное состояние, в то время как отсутствие по обеим означает недоступность. Документ SLA определяет, сколько времени в год сервис может находиться в ухудшенном и недоступном состоянии.

Радужные перспективы

Поскольку процесс принятия решений в крупных корпорациях занимает месяцы и даже годы, в De Novo рассчитывают, что ЦОД удастся полностью заполнить через пару лет. В ближайшее время темпы привлечения новых заказчиков, скорее всего, ускорятся, полагает г-н Карпов, поскольку salesцикл в компании стартовал еще год назад. После полного заполнения ЦОД количество его клиентов достигнет нескольких десятков.