Украинское подразделение показало еще более высокие темпы роста: выручка «МТС Украина» увеличилась на 9% в квартальном и на 4% в годовом исчислениях и составила 2,237 млрд грн. В основном это обусловлено более высоким сезонным спросом на услуги мобильной связи в условиях относительно стабильной ситуации в экономике, а также растущим потреблением голосовых и дополнительных услуг. Кроме того, свою роль сыграло увеличение абонентской базы: во 2-м квартале привлечено более 300 тысяч новых клиентов. В целом их количество у «МТС Украина» к концу второго квартала составило 18,8 млн, за год абонбаза увеличилась на 1,3 млн человек.
Отметим, что по данным исследования группы Comnews Research, еще в 2010 году Украина по уровню проникновения услуг сотовой связи перешагнула рубеж в 100%. (Кроме нее этот барьер преодолели Армения, Беларусь, Казахстан и РФ). Это говорит о том, что привлечение новых абонентов в настоящее время осуществляется за счет того, что многие из них предпочитают пользоваться услугами сразу двух и более операторов.
Обслуживая почти 19 млн человек, «МТС Украина» занимает твердое второе место в «большой тройке». Несмотря на значительный прирост абонентов за последние 12 месяцев, компания не планирует стать оператором № 1. По мнению Василия Лацанича, с марта 2011 года занимавшего должность генерального директора «МТС Украина», а с начала сентября назначенного на должность вице-президента Группы МТС по маркетингу, борьба за первое место — это слишком дорогое удовольствие, которое приводит к снижению прибыльности и акционерной стоимости компании. Гораздо выгоднее быть вторым, располагая при этом более эффективным бизнесом.
Чистая прибыль украинской компании составила 323,8 млн грн (в первом квартале – чуть больше 130 млн грн). Увеличение относительно предыдущего периода обусловлено как ростом доходов, так и оптимизацией затрат.
Под влиянием сезонности спроса ARPU (средний доход на одного абонента) вырос на 8% относительно предыдущего квартала и составил 39 грн. Показатель MOU (общее количество выговоренных минут) достиг 586 мин., это на 8% больше, чем за аналогичный период минувшего года. Кстати, в соответствии с исследованием Comnews Research, рост MOU отмечался во всех странах СНГ, ежегодно увеличиваясь в среднем на 15%. В то же время показатель ARPU у большинства операторов СНГ ежегодно сокращался на 10%.
Во втором квартале сохранились высокие темпы потребления дополнительных услуг – их доля в структуре ARPU достигла 28,3%. За год доходы от передачи сообщений выросли на 27%, от контент-услуг – на 22%. Но наиболее значительный прогресс – в услугах передачи данных: по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост выручки составил 74%.
Число абонентов, пользующихся мобильным Интернетом, за год увеличилось более, чем на треть и достигло 5 млн. При этом трафик, потребляемый в среднем одним абонентом в месяц, вырос больше чем наполовину (до 110 МБ).
Доля дополнительных услуг связи в общем объеме доходов оператора растет с каждым годом
Тренд увеличения доли дополнительных услуг связи (VAS) в общем объеме доходов операторов, а также перераспределение структуры самих доходов от VAS в пользу сегмента передачи данных и премиум-контента являются общими для всех стран СНГ. Если в 2008 г. доля дополнительных услуг связи в общей выручке операторов стран СНГ находилась в диапазоне 8% –14%, то по итогам 2010 г. средний долевой показатель VAS в общей выручке вырос до 15 – 20%. Это вызвано как постепенным насыщением потребительского спроса голосовыми услугами, так и развитием инфраструктуры сетей сотовой связи, позволяющей использовать мобильный Интернет по более выгодным тарифам при одновременном увеличении скоростей и объемов передачи данных.В отличие от российского подразделения МТС, являющегося достаточно сильным игроком на рынке фиксированных линий ШПД, «МТС Украина» пока не предпринимала каких-либо конкретных действий для выхода на этот рынок. Тем не менее, по словам Василия Лацанича, компания готова приобретать операторов на рынке ШПД, но не видит адекватных предложений
Еще в первом квартале «МТС Украина» вывела на рынок бюджетный брендированный телефон «для звонков», а в первый день лета оператор анонсировал более дорогое устройство класса смартфон с сенсорным дисплеем стоимостью 649 грн тоже под брендом МТС. Как отметил г-н Лацанич, несмотря на значительный объем продаж, данный вид бизнеса не особо выгоден, поскольку маржа на таких телефонах практически равна нулю. Тем не менее компания не собирается сворачивать данное направление, более того — в ближайших планах выпуск брендированного планшета с локализацией под отечественного пользователя.