В прошлом году «Датагруп» — второй после «Укртелекома» игрок рынка фиксированной связи — привлек многомиллионные инвестиции фонда Horizon Capital. Произошедшие вслед за этим изменения заметны невооруженным глазом: оператор активно наращивает присутствие в регионах и одновременно агрессивно развивает торговую марку «Домашний телеком», ориентированную на розничных абонентов. Между тем, еще совсем недавно бренд «Датагруп» ассоциировался исключительно с корпоративным сегментом. Мир меняется, и как уверяет PCWeek/UE Александр Данченко, генеральный директор «Датагруп», нас ждет еще немало сюрпризов. Остается надеяться, приятных.

PCWeek/UE: За последние несколько лет ваша компания успела адаптироваться к новым экономическим условиям?

АЛЕКСАНДР ДАНЧЕНКО: Незадолго до обвала рынков у нас началась программа повышения эффективности бизнеса, поэтому по случайному совпадению в кризис мы вошли подготовленными. Снижение затрат помогло планомерно увеличить эффективность бизнеса, и пережить первые месяцы кризиса. Компания развивалась, это сыграло нам на руку и позволило легче перестроиться под новые условия.

Наша компания никогда не привлекала «короткие» деньги. Нам удалось получить от банков проектное финансирование, привязанное к конкретным бизнесмоделям, и длинное — на 5—7 лет.

PCWeek/UE: Может быть, имело смысл взять кредит в гривнах?

А.Д.:
Гривны давали под 18—19%, а доллары — под 10%. Я считаю, это преступлением государства перед украинским бизнесом. Если бы стоимость гривневых кредитов была сопоставимой с валютными, их бы все с удовольствием брали. Так что вопрос не к нам, а к государству. В то время дефицит финансирования не ощущался, все брали деньги, не задумываясь как их отдавать.

PCWeek/UE: Как именно вы дальше перестраивались?

А.Д.:
Конечно, перестали инвестировать в рискованные и долгосрочные проекты. Снизили сроки окупаемости. На начальном этапе кризиса мы поставили срок окупаемости 18 месяцев — для бизнеса это вообще ничто. Потом посреди кризиса увеличили его до 24 месяцев, сейчас — три года, хотя реально нужно ставить 5—7 лет.

Немного изменили структуру компании. При этом мы поставили себе задачи сохранить команду, потому что это самая большая ценность бизнеса, и удержать свои позиции. Мы единственные из операторов оставались пусть в небольшом, но плюсе. «Датагруп» умудрялся компенсировать сумасшедшие отключения новыми подключениями и таким образом расти, хоть минимально, но расти. В условиях кризиса мы не прекратили поиск инвесторов. Конечно, стоимость компании значительно упала в сравнении с докризисным периодом. Но нам хотелось создать стартовую площадку, чтобы после выхода из кризиса быстро набрать больше абонентов, чем другие. У нас получилось (в 2010 году Horizon Capital инвестировала в «Датагруп» около 40 млн долл. — прим. ред.). Для Украины это знаменательное событие, которое по масштабам уступает только слиянию «Вымпелкома» с «Киевстаром». Больше таких серьезных инвестиций в прошлом году никому привлеч не удалось.

Мы благодарны инвесторам, потому что они в нас поверили. И если раньше нам приходилось занимать, скорее, оборонительную позицию, теперь все воспрянули духом. Деньги дают возможность динамично развиваться. Тем более, что «Датагруп» все равно готовил к запуску новые услуги и новую торговую марку. После получения инвестиций в августе (реально начали ими пользоваться в сентябре) на начало 2011 года абонентская база «Домашнего телекома» (ТМ для розничных продаж — прим. ред.) выросла в два раза. Вряд ли кто из операторов может похвастаться подобными успехами. Первый квартал у нас тоже закончился с хорошими показателями.

PCWeek/UE: Вы сказали, что в компании завершилась внутренняя реструктуризация. Куда направлены инвестиции, которые вам удалось привлечь?

А.Д.:
На начало 2009 года мы четко разделили три вида бизнеса — профессиональной передачи данных, фиксированной связи и межоператорский бизнес. Конечно, они отличаются между собой методикой продаж и маркетингом. В первом случае доля корпоративных пользователей достигает 98%, тогда как в бизнесе фиксированной связи в основном упор делается розничных абонентов. Сейчас бренд «Датагруп» направлен на бизнес передачи данных и корпоративный сегмент, а «Домашний телеком» — на бизнес фиксированной связи и масс-маркет.

Абоненты восприняли «Домашний телеком» достаточно положительно, хоть бренд появился и с некоторым опозданием. Еще три года назад мы понимали, что широкополосный интернет и телевидение станут основными драйверами роста рынка. Поэтому инвестиции искали целенаправленно под развитие бренда для широкой аудитории. Деньги от Horizon идут на строительство сетей в рамках «Домашнего телекома».

PCWeek/UE: Как распределяются доходы между тремя направлениями бизнеса «Датагруп»?

А.Д.:
Бизнес профессиональной передачи данных — около 50%, фиксированной связи (широкополосный доступ, масс-маркет) — 40%, межоператорский сегмент — 10%.

PCWeek/UE: Вы ожидаете, что это соотношение изменится в будущем?

А.Д.:
Ожидаем, что доли бизнеса передачи данных и фиксированной связи cравняются по результатам этого года. Широкополосный доступ в интернет и IP-телевидение быстро развиваются в отличие от замершего корпоративного сегмента. Межоператорский бизнес останется примерно на одном и том же уровне в деньгах, объем в гигабитах за год растет в 2—3-раза. Цены падают, и из-за этого на межоператорском рынке идут очень жесткие войны. Он продолжает стабильно расти, но в пропорциях «Датагруп» не превысит 10—15%.

PCWeek/UE: Коль скоро самым перспективным сейчас является направление бизнеса, ориентированное на розничных клиентов, какие принципиально новые услуги вы планируете им предложить? На что помимо развития сетей и бренда «Домашний телеком» будут направлены инвестиции Horizon Capital? В ближайшие два года вы рассчитываете привлечь еще 100 млн долл.

А.Д.:
Телеком-рынок подтверждает расхожую фразу о том, что лучшее — враг хорошего. Телекоммуникационные операторы всего мира находятся в постоянной зависимости от вендоров — Alcatel, Cisco, Huawei и всех остальных. Им нужно постоянно продавать и поэтому они всегда вынуждены предлагать принципиально другие решения. Операторы, еще не окупившие старое оборудование, вынуждены покупать новое, иначе они не смогут оказывать какие-то услуги.

Конечно, все эти изменения нужно отслеживать, и наша служба R&D постоянно следит за мировыми новинками. Но совсем другой вопрос, чего требуют клиенты. Давайте вспомним историю: WiMAX придумали 10— 15 лет назад, с тех появилось несколько разновидностей стандарта, в итоге его до сих пор нет — есть маркетинговая идея. В последнее время WiMAX все благополучно переименовали в 3G, 4G, но для пользователя принципиально ничего не изменилось. Реально нет ни WiMAX, ни пресловутого 4G. Можем зайти с другой стороны и посмотреть на ЗG. В Украине сеть третьего поколения частично запустил только Utel, но на горизонте уже появляется LTE (Long Term Evolution). Три года назад мир перевернулся — появился единый для всех стандарт. Вроде как все современно, только LTE так нигде и нет. Даже операторы, у которых есть 3G, говорят, подождите, мы еще не вернули деньги за 3G, куда нам LTE?

Сейчас все говорят об IPTV. По сути, это следующий транспортный уровень. Не нужно его раскручивать и морочить людям голову. Просто на базе IPTV можно сделать больше телевизионных сервисов, например, видео по запросу. Только нужно ли это клиентам? Технически и «Датагруп», и «Киевстар», и «Укртелеком» давно могли бы предоставлять эту услугу. Наша платформа полностью готова для любых сервисов, однако абоненты не готовы платить деньги за их использование.

Все новое, — конечно, притягательно, но нужно отталкиваться от потребностей клиента. Лично я к новинкам отношусь очень осторожно. Особенно вредно гнаться за новинками вендоров или инженеров. Нужно брать то, что необходимо людям: высокоскростной интернет, телефонию и телевидение. Не стоит гнаться за модными названиями. Кстати, в этой связи мне вспоминается поставленный нами эксперимент, когда на несколько разных панелей мы вывели аналоговое телевидение, цифровое, HDTV, IPTV. Почти никто из пользователей не ощутил разницу.

PCWeek/UE: На украинском рынке телекоммуникаций в последнее время произошло немало важных событий: слияние «Вымпелкома» и «Киевстара», приватизация «Укртелекома», выход на рынок фиксированной связи вчерашних операторов сотовой связи. Переформатирование рынка наверняка оказывает самое непосредственное влияние на деятельность «Датагруп»?

А.Д.:
Безусловно, любое слияние или поглощение на рынке оказывает влияние на локальный или глобальный маркетинг. Мы сами являемся активным участником процесса поглощений. За последние 4 года мы провели более 18 достаточно успешных сделок. Конечно, когда «Датагруп» приобретает местного оператора, на региональном уровне происходят серьезные изменения, причем, как в социальной жизни, так и на рынке телекома.

Слияние «Вымпелкома» и «Киевстара» больше повлияло на российский «Вымпелком». В контексте нашего интервью правильнее говорить об объединении «Билайна» и «Голден Телекома» (ТМ, принадлежащие в настоящий момент «Вымпелкому» — прим. ред.), потому что именно «Голден» — привлекательный актив на рынке фиксированной связи. По моему мнению, над консолидацией «Голдена», «Билайна» и «Киевстара» нужно призадуматься мобильным игрокам, в первую очередь, «Астелиту» и «МТС». «Киевстар» превратился в единую мультимедийную платформу в Украине, которая через поступательное развитие фиксированной связи, через «Голден Телеком» и добавление сервисов будет идти к конвергенции всех услуг, а будущее именно за этим.

В прошлом году 5—10-летнее ожидание приватизации на украинском рынке сменилось предожиданием — будет или не будет приватизация. Многие компании, включая «Датагруп», проводили SWOT-анализ и пытались выстроить стратегию в зависимости от того, кто и как приватизирует «Укртелеком» и приватизирует ли вообще. Рынок замер и наблюдал, что произойдет. Приватизация состоялась, и теперь рынок находится в ситуации, когда еще не все понимают чей именно «Укртелеком», но все понимают, что настало время изменений. Всем компаниям придется к ним приспосабливаться. Изменения у монополиста — это всегда изменения на рынке.

Думаю, в ближайшие полгода позиционирование «Укртелекома» станет понятно. Все необходимое для успешного развития у него есть — лицензия на 3G и фиксированная связь. Мне как руководителю «Датагруп» хочется, чтобы «Укртелеком» проводил цивилизованную политику конкурентной борьбы с минимальной господдержкой или лоббированием. С другой стороны, «Укртелеком» этим никогда не злоупотреблял, наоборот, другие операторы снова не находят ничего более умного, чем заниматься демпингом, вешать себе медали за абонентскую базу и не давать получать прибыль ни себе, ни другим. Мне кажется, «Укртелеком» не меньше нашего заинтересован в удержании рынка и его развитии.

Впереди нас ждут интересные изменения, в свою очередь, мы тоже собираемся действовать. На происходящее мы смотрим положительно.