До середины 2000-х первый в Украине мобильный оператор UMC, впоследствии выкупленный MTC и изменивший название на «МТС Украина», лидировал на рынке услуг сотовой связи. Однако несколько лет назад компания сравнялась по числу абонентов с ближайшем конкурентом «Киевстар», а через некоторое время последний даже вырвался вперед. Особенно этот отрыв стал заметен после слияния «Киевстар» с Beeline.
Естественно, что такая ситуация не могла устраивать «МТС Украина», вследствие чего компания приступила к реализации стратегии «народные цены – премиальная сеть». В соответствии с ней компания запустила несколько недорогих тарифных планов, в частности — пакеты без платы за соединение. В совокупности с хорошим покрытием и внедрением различных передовых технологий ей удалось заметно нарастить базу абонентов, увеличив ее за последний год на 1 миллион человек. Таким образом, на конец первого квартала 2011 общее число пользователей сети достигло 18,3 млн. Доля рынка МТС выросла, соответственно, на 3% и составила 35,6% (по сравнению с 32,64% в 1-м квартале 2010). Кроме того, в 1-м квартале 2011 отмечен рост базы контрактных абонентов вследствие запуска новых тарифных предложений «МТС Офис». Этой же цели служил и акционный бесплатный тест-драйв смартфона BlackBerry.
В результате роста потребления голосовых и дополнительных услуг выручка в годовом исчислении выросла на 7% и составила чуть более 2 млрд грн. Чистая прибыль компании в 1-м квартале 2011 года достигла 131,1 млн. грн. Основными факторами 120-процентного роста чистой прибыли в минувшем квартале к аналогичному периоду прошлого года являются увеличение доходов от основного бизнеса, оптимизация затрат, а также рост доходов от размещения временно свободных денежных средств. Об этом представители МТС сообщили на пресс-конференции, проведенной для украинских журналистов.
Примечательно, что объем потребления услуг украинскими абонентами МТС остается традиционно высоким. Так, показатель MOU (Minutes of Use) вырос на 7% по сравнению с 1-м кварталом прошлого года и составил 564 минуты. Для сравнения этот же показатель в России составляет всего 249 минут. В то же время ARPU (средний доход на одного абонента) в Украине самый низкий среди всех стран СНГ. В годовом исчислении он вырос всего на 2,4% и составил 36,1 грн, что почти в два раза ниже, чем в соседней России и на 8% меньше, чем в Узбекистане.
Общий объем загруженного интернет-трафика в мобильной сети «МТС Украина» увеличился на 136% и превысил 1700 ТБ. При этом общее количество пользователей доступа в Сеть к концу 1-го квартала превысило 4,9 млн. абонентов.
Позитивная динамика по услугам передачи данных объясняется расширением географического покрытия, улучшением качества сети 3G в городах с действующим покрытием, а также запуском популярных у абонентов безлимитных тарифов, например таких как «Безлимитный без контракта». В результате в 1-м квартале 2011 число абонентов «МТС Коннект 3G» превысило 230 тысяч, при этом на одного такого абонента в среднем сегодня приходится 1,9 ГБ/месяц (для сравнения в конце 2009 г. эта цифра составляла 1,3 ГБ/месяц).
Сведенные финансовые показатели
Представители МТС также поделились консолидированными финансовыми результатами компании. Так, общая выручка Группы МТС, номинированная в долларах США, выросла в первом квартале 2011 года на 12,2% по сравнению с первым кварталом 2010 года до $2,934 млрд. Консолидированная чистая прибыль Группы МТС в 1 квартале 2011 года составила $322 млн.
По мнению президента Группы МТС Андрея Дубовскова, недавно назначенного на эту должность (ранее он занимал позицию директора «МТС Украина»), 12-процентный рост дохода Группы в первом квартале обусловлен высокими темпами подключений, а также ростом выручки от услуг передачи данных и продажи аппаратов.
Ему вторит вице-президент МТС по финансам и инвестициям Алексей Корня: «Рентабельность бизнеса в России увеличилась в первом квартале 2011 года до 39,1%, что на 1,4% выше данных 4-го квартала 2010 года. Улучшение связано главным образом с растущей долей выручки от высокомаржинальных услуг по передаче данных на фоне роста продаж USB-модемов и развития сети 3G».
«Железный» бизнес
В настоящий момент практически каждый оператор связи в Украине (равно как и в странах СНГ) предлагает несколько категорий оборудования, ориентированных, в основном, для частных пользователей. «МТС Украина» не стала исключением. Наибольшие продажи и разнообразие моделей демонстрирует сегмент мобильных модемов — счет здесь идет на десятки тысяч штук. Это портативные USB-устройства стандартной функциональности по небольшой цене в диапазоне 200-300 грн.
На втором месте — недорогие по стоимости брендированные телефоны «для звонков»: такие устройства продаются как «вторая трубка» исключительно для разговоров и SMS. Функциональность их весьма ограничена, но небольшая цена компенсирует этот недостаток. До недавнего времени МТС предлагала только одну такую модель в Украине, однако в первый день лета оператор анонсировал более дорогое устройство класса смартфон с сенсорным дисплеем стоимостью 649 грн, также под брендом МТС. Подобные аппараты обычно поставляются с предустановленными интернет-приложениями, «заточенными» на большое потребление интернет-трафика (карты, видеохостинги, социальные сети). Стандартная комплектация таких устройств — MP3-проигрыватель, microUSB и поддержка карт памяти microSD. Кстати, подобный МТС-смартфон уже давно и успешно продается в России. До осени «МТС Украина» планирует представить еще одну дешевую модель
О планах на будущее
Сегодня вполне очевидно, что в ближайшие десять лет скорость доступа и объемы загруженного интернет-трафика по фиксированным линиям связи будут многократно превышать объемы мобильного трафика. Несколько лет назад два оператора из «большой четверки» — Beeline и «Киевстар» — начали активную экспансию на рынок предоставления интернет-услуг по фиксированным линиям связи.
Как сообщили на пресс-конференции менеджеры «МТС Украина», компания в настоящее время также вынашивает планы по выходу на этот перспективный рынок. Причем экспансию в новый сегмент планируется осуществить одним махом: купив бизнес одного из «раскрученных» интернет-провайдеров. Соответствующие переговоры уже ведутся, поведали представили МТС, однако говорить о конкретных договоренностях еще слишком рано.
Украина: основные показатели
Украинская гривна, млн |
1 кв. 2011 |
1 кв. 2010 |
Изменение 1 кв. 2011/ 1 кв. 2010 |
4 кв. 2010 |
Изменение 1 кв. 2011/ 4 кв. 2010 |
Выручка |
2.057,0 |
1.921,9 |
7,0% |
2.138,9 |
-3,8% |
OIBDA (операционная прибыль до (вычета) амортизации) |
918,9 |
836,9 |
9,8% |
969,0 |
-5,2% |
- маржа |
44,7% |
43,5% |
1,2п.п. |
45,3% |
-0,6п.п. |
Чистая прибыль |
131,1 |
59,6 |
120,0% |
119,9 |
9,3% |
- маржа |
6,4% |
3,1% |
3,3п.п. |
5,6% |
0,8п.п. |
|
1 кв. 2010 |
2 кв. 2010 |
3 кв. 2010 |
4 кв. 2010 |
1 кв. 2011 |
ARPU (гривна) |
35,21 |
39,49 |
41,57 |
37,59 |
36,05 |
MOU, минуты |
527 |
541 |
541 |
550 |
564 |
Коэффициент оттока, % |
9,4% |
7,2% |
6,6% |
8,2% |
7,6% |
Затраты на приобретение одного абонента (гривна) |
66,9 |
64,3 |
58,0 |
68,1 |
73,0 |
Дилерская комиссия |
34,2 |
31,8 |
29,4 |
32,8 |
36,1 |
Реклама и маркетинг |
21,2 |
21,4 |
17,8 |
24,9 |
18,1 |
Субсидирование аппаратов |
2,1 |
1,8 |
1,3 |
1,6 |
9,9 |
SIM-карты и карты оплаты |
9,4 |
9,2 |
9,5 |
8,9 |
8,9 |