До середины 2000-х первый в Украине мобильный оператор UMC, впоследствии выкупленный MTC и изменивший название на «МТС Украина», лидировал на рынке услуг сотовой связи. Однако несколько лет назад компания сравнялась по числу абонентов с ближайшем конкурентом «Киевстар», а через некоторое время последний даже вырвался вперед. Особенно этот отрыв стал заметен после слияния «Киевстар» с Beeline.

Естественно, что такая ситуация не могла устраивать «МТС Украина», вследствие чего компания  приступила к реализации стратегии «народные цены – премиальная сеть». В соответствии с ней компания запустила несколько недорогих тарифных планов, в частности — пакеты без платы за соединение. В совокупности с хорошим покрытием и внедрением различных передовых технологий ей удалось заметно нарастить базу абонентов, увеличив ее за последний год на 1 миллион человек. Таким образом, на конец первого квартала 2011 общее число пользователей сети достигло 18,3 млн. Доля рынка МТС выросла, соответственно, на 3% и составила 35,6% (по сравнению с 32,64% в 1-м квартале 2010). Кроме того, в 1-м квартале 2011 отмечен рост базы контрактных абонентов вследствие запуска новых тарифных предложений «МТС Офис». Этой же цели служил и акционный бесплатный тест-драйв смартфона BlackBerry.

В результате роста потребления голосовых и дополнительных услуг выручка в годовом исчислении выросла на 7% и составила чуть более 2 млрд грн. Чистая прибыль компании в 1-м квартале 2011 года достигла 131,1 млн. грн. Основными факторами 120-процентного роста чистой прибыли в минувшем квартале к аналогичному периоду прошлого года являются увеличение доходов от основного бизнеса, оптимизация затрат, а также рост доходов от размещения временно свободных денежных средств. Об этом представители МТС сообщили на пресс-конференции, проведенной для украинских журналистов.

Примечательно, что объем потребления услуг украинскими абонентами МТС остается традиционно высоким. Так, показатель MOU (Minutes of Use) вырос на 7% по сравнению с 1-м кварталом прошлого года и составил 564 минуты. Для сравнения этот же показатель в России составляет всего 249 минут. В то же время ARPU (средний доход на одного абонента) в Украине самый низкий среди всех стран СНГ. В годовом исчислении он вырос всего на 2,4% и составил 36,1 грн, что почти в два раза ниже, чем в соседней России и на 8% меньше, чем в Узбекистане.

Общий объем загруженного интернет-трафика в мобильной сети «МТС Украина» увеличился на 136% и превысил 1700 ТБ. При этом общее количество пользователей доступа в Сеть к концу 1-го квартала превысило 4,9 млн. абонентов.

Позитивная динамика по услугам передачи данных объясняется расширением географического покрытия, улучшением качества сети 3G в городах с действующим покрытием, а также запуском популярных у абонентов безлимитных тарифов, например таких как «Безлимитный без контракта». В результате в 1-м квартале 2011 число абонентов «МТС Коннект 3G» превысило 230 тысяч, при этом на одного такого абонента в среднем сегодня приходится 1,9 ГБ/месяц (для сравнения в конце 2009 г. эта цифра составляла 1,3 ГБ/месяц).

Сведенные финансовые показатели

Представители МТС также поделились консолидированными финансовыми результатами компании. Так, общая выручка Группы МТС, номинированная в долларах США, выросла в первом квартале 2011 года на 12,2% по сравнению с первым кварталом 2010 года до $2,934 млрд. Консолидированная чистая прибыль Группы МТС в 1 квартале 2011 года составила $322 млн.
По мнению президента Группы МТС Андрея Дубовскова, недавно назначенного на эту должность (ранее он занимал позицию директора «МТС Украина»), 12-процентный рост дохода Группы в первом квартале обусловлен высокими темпами подключений, а также ростом выручки от услуг передачи данных и продажи аппаратов.
Ему вторит вице-президент МТС по финансам и инвестициям Алексей Корня: «Рентабельность бизнеса в России увеличилась в первом квартале 2011 года до 39,1%, что на 1,4% выше данных 4-го квартала 2010 года. Улучшение связано главным образом с растущей долей выручки от высокомаржинальных услуг по передаче данных на фоне роста продаж USB-модемов и развития сети 3G».

«Железный» бизнес

В настоящий момент практически каждый оператор связи в Украине (равно как и в странах СНГ) предлагает несколько категорий оборудования, ориентированных, в основном, для частных пользователей. «МТС Украина» не стала исключением. Наибольшие продажи и разнообразие моделей демонстрирует сегмент мобильных модемов — счет здесь идет на десятки тысяч штук. Это портативные USB-устройства стандартной функциональности по небольшой цене в диапазоне 200-300 грн.

На втором месте — недорогие по стоимости брендированные телефоны «для звонков»: такие устройства продаются как «вторая трубка» исключительно для разговоров и SMS. Функциональность их весьма ограничена, но небольшая цена компенсирует этот недостаток. До недавнего времени МТС предлагала только одну такую модель в Украине, однако в первый день лета оператор анонсировал более дорогое устройство класса смартфон с сенсорным дисплеем стоимостью 649 грн, также под брендом МТС. Подобные аппараты обычно поставляются с предустановленными интернет-приложениями, «заточенными» на большое потребление интернет-трафика (карты, видеохостинги, социальные сети). Стандартная комплектация таких устройств — MP3-проигрыватель, microUSB и поддержка карт памяти microSD. Кстати, подобный МТС-смартфон уже давно и успешно продается в России. До осени «МТС Украина» планирует представить еще одну дешевую модель

О планах на будущее

Сегодня вполне очевидно, что в ближайшие десять лет скорость доступа и объемы загруженного интернет-трафика по фиксированным линиям связи будут многократно превышать объемы мобильного трафика. Несколько лет назад два оператора из «большой четверки» — Beeline и «Киевстар» — начали активную экспансию на рынок предоставления интернет-услуг по фиксированным линиям связи.

Как сообщили на пресс-конференции менеджеры «МТС Украина», компания в настоящее время также вынашивает планы по выходу на этот перспективный рынок. Причем экспансию в новый сегмент планируется осуществить одним махом: купив бизнес одного из «раскрученных» интернет-провайдеров. Соответствующие переговоры уже ведутся, поведали представили МТС, однако говорить о конкретных договоренностях еще слишком рано.

Украина: основные показатели

Украинская гривна, млн

1 кв.

2011

1 кв.

2010

Изменение 1 кв. 2011/

1 кв. 2010

4 кв.

2010

Изменение 1 кв. 2011/

4 кв. 2010

Выручка

2.057,0

1.921,9

7,0%

2.138,9

-3,8%

OIBDA (операционная прибыль до (вычета) амортизации)

918,9

836,9

9,8%

969,0

-5,2%

- маржа

44,7%

43,5%

1,2п.п.

45,3%

-0,6п.п.

Чистая прибыль

131,1

59,6

120,0%

119,9

9,3%

- маржа

6,4%

3,1%

3,3п.п.

5,6%

0,8п.п.

1 кв.

2010

2 кв.

2010

3 кв.

2010

4 кв.

2010

1 кв.

2011

ARPU (гривна)

35,21

39,49

41,57

37,59

36,05

MOU, минуты

527

541

541

550

564

Коэффициент оттока, %

9,4%

7,2%

6,6%

8,2%

7,6%

Затраты на приобретение одного абонента (гривна)

66,9

64,3

58,0

68,1

73,0

Дилерская комиссия

34,2

31,8

29,4

32,8

36,1

Реклама и маркетинг

21,2

21,4

17,8

24,9

18,1

Субсидирование аппаратов

2,1

1,8

1,3

1,6

9,9

SIM-карты и карты оплаты

9,4

9,2

9,5

8,9

8,9