Купив Sun Microsystems, корпорация Oracle резко повысила свой статус в программистском сообществе. Позиции компании тут и раньше были достаточно крепкими: ее средства разработки, в первую очередь JDeveloper, устойчиво входили в последние годы в пятерку самых популярных инструментов этого типа. Но одно дело — создавать само средство разработки (тем более довольно специализированное, во многом нацеленное на поддержку собственных баз данных) и совсем другое — владеть едва ли не самой популярной, причем уже в течение полутора десятков лет, платформой исполнения программ — Java.

Правда, здесь надо отметить важный, хотя и во многом спорный момент. С самых первых комментариев, сразу после анонса планов относительно сделки Oracle+Sun, аналитики отмечали, что покупка эта делается, скорее всего, не из-за Java. Говорилось (и говорится сейчас), что Java — это, конечно, престижно и «круто», но поддержка и развитие этой системы — дело очень непростое.. Сразу вспомнили о том, что по одной из версий именно Java стала причиной проблем Sun, начавшихся еще в самом начале первого десятилетия нового столетия, — компания не справилась со взятой на себя ношей. Причем дело было даже не в том, что этот проект требовал серьезных затрат, — он серьезно изменил позиционирование Sun на рынке, что повлияло на всю ее систему взаимоотношений с участниками ИТ-отрасли.

Так или иначе, но весть о переходе Java под крыло Oracle вызвала в мировом Java-сообществе довольно настороженную реакцию: как будет ее новый правообладатель заниматься развитием данной системы? Тут нужно сказать, что Java — во многих отношения действительно уникальных проект, в том числе и по своему организационно-юридическому устройству, которое представляет собой любопытное сочетание проприетарного и свободного подходов к созданию ПО. Sun, которая и создала такую модель отношений в рамках долгосрочного глобального программного проекта, все же в целом справлялась с его управлением. А будет ли это получаться у Oracle, всегда придерживавшейся достаточно жесткой проприетарной ориентации? Да, и захочет ли она заниматься этим непростым и новым для себя делом?  

Впрочем, более серьезные опасения высказывались по поводу еще одного приобретения — открытой СУБД MySQL. (Кстати, именно оно поставило окончательную точку в судьбе Sun — нежданно грянувший вскоре после заключения этой сделки кризис потребовал срочного возврата кредитов, а денег не было.) Ситуация обострялась тем, что были непонятны намерения Oracle — продолжит ли она развития этого ПО в дополнения к своей СУБД или постепенно сведет на «нет» потенциального конкурента (при этом нужно учитывать, что управлять данным открытым проектом и отношениями со свободолюбивым сообществом Open Source — весьма хлопотное занятие).

Со своей стороны, Oracle изначально уверяла Java- и MySQL-сообщества, что все останется по-прежнему и даже будет еще лучше. В целом эти свои заверения она подтвердила еще прошлой осенью, спустя несколько месяцев после официального приобретения Sun, сделав важные анонсы относительно планов развития софтверных направлений. Подтверждением серьезности этих намерений стало проведение в Москве в апреле 2011 г. первой масштабной конференции JavaOne Oracle Develop для российских разработчиков ПО, объединившей в себе два программистcких направления компании — новое (Java) и традиционное (JDeveloper).

Тут сразу нужно обратить внимание на такой момент. Конференция, конечно, носила сугубо региональный характер, но сам факт ее проведения хорошо отражает общекорпоративные намерения компании: то, что мероприятие прошло всего через год после заключения сделки, говорит само за себя — обычно «волны» от таких операций докатываются до России гораздо медленнее. Принципиально важно и то, что объединенная конференция заметно превзошла по масштабам проводившиеся ранее (даже если их просуммировать) подобные мероприятия Sun и Oracle (собственно, Oracle особой активности в России вообще прежде не проявляла).

Сама конференция включала достаточно большое число докладов по различным вопросам использования платформы Java и инструментов Oracle. В пленарных же докладах эксперты из американской штаб-квартиры корпорации представили обзоры деятельности Oracle в сфере средств и платформ разработки ПО за последний год. Большинство этих новостей уже освещались в нашем еженедельнике, поэтому сейчас мы отметим лишь самые последние, появившиеся в самый канун мероприятия.

На конференции была представлена новая версия расширения платформы Oracle Application Development Framework (ADF) для разработки мобильных приложений на базе Java — ADF Mobile. Данный компонент основан на одной концепции программирования с платформой Java Server Faces (JSF) и представляет собой высокопроизводительную среду декларативного (непроцедурного) программирования, в которой разработчик может использовать наборы инструментов визуального редактирования и код Java для создания аппаратно-независимой реализации приложения. Он реализует собственную функциональность мобильных устройств, обеспечивая при этом поддержку мобильных платформ BlackBerry (RIM) и Microsoft Windows Mobile. Синхронизация данных между клиентским устройством и информационной системой выполняется предприятием с помощью программного сервера базы данных Oracle Database Lite Mobile Server, который обеспечивает обмен информацией как в автоматическом режиме, так и по запросу.

Подтверждая свои обещания продолжать развитие Java, Oracle сообщила о том, что исполнительный комитет Java Community Process (JCP) утвердил запрос на спецификацию (JSR) для следующей версии платформы Java в редакции Enterprise Edition (Java EE) 7 — JSR 342. Основные новшества этой системы связаны с повышением эффективности работы Java-приложений в частных и общедоступных облачных средах. Oracle предлагает пользователям функциональность в виде сервиса с поддержкой таких возможностей, как одновременное использование несколькими клиентами одного экземпляра программы (multi-tenancy) и горизонтальная масштабируемость (elasticity).

Наряду с одобрением запроса JSR 342 на спецификацию для Java EE 7 исполнительный комитет JCP утвердил также запросы JSR 340 для Java Servlet 3.1; JSR 341 для Expression Language 3.0; JSR 343 для Java Message Service 2.0 и JSR 344 для Java Server Faces 2.2. Последний одобренный запрос на спецификацию также дополняет два JSR-запроса для Java EE 7, которые были утверждены исполнительным комитетом JCP ранее, — JSR 338 для Java Persistence API 2.1 и JSR 339 для Java API для Restful Web Services. Дополнительные запросы JSR на спецификации для платформы Java EE будут представлены на утверждение группами, отвечающими за разработку соответствующих спецификаций. Стандартизация этих технологий в составе платформы Java EE 7 запланирована на 2012 г.