27 апреля 2011 года в конференц-зале бизнес-центра «Инком» состоялся круглый стол «ИТ-образование в Украине», на который по инициативе Александра Кардакова собрались участники ИТ-индустрии Украины, руководители представительств компаний – мировых производителей, руководители ВУЗов, представители органов государственного управления.

Модератором мероприятия выступил известный журналист Мустафа Найем.

В работе круглого стола в качестве спикеров приняли участие глава Государственного агентства по вопросам науки, инноваций и информатизации Владимир Семиноженко, директор по развитию бизнеса ООО «Инфопульс Украина» Александр Нехода, начальник управления учебно-методической работы Восточноукраинского национального университета имени В. Даля Татьяна Морозова и вице-президент компании «Люксофт» Дмитрий Кушнир.

Круглый стол был построен в классическом формате проведения дискуссионных мероприятий. Спикеры представили вниманию аудитории свои позиции, после чего модератор пригласил к активному участию аудиторию, представители которой смогли задать вопросы и прокомментировать выступления спикеров.

Во время работы круглого стола участники обсудили насущные вопросы сферы ИТ-образования в Украине:
• Новый контент образовательной системы.
• Создание профессиональной среды в рамках ВУЗа.
• Роль и возможности государства в процессе модернизации образовательной системы.

«Сфера ИТ в хорошем смысле обречена на стремительное развитие. До начала мирового кризиса она росла на 50% ежегодно. Неплохие темпы роста сохраняются и сегодня – 30-40%. Но вскоре они увеличатся в разы, ведь мир определяется с новой экономической моделью. Очевидно, что экономика будущего будет не сырьевой, а информационной. Следовательно, первоочередной задачей является ее обеспечение квалифицированными кадрами, – отметил Владимир Семиноженко. – ИТ-специальности должны стать приоритетными в системе высшего образования – речь идет не только об увеличении квот на набор, но прежде всего о повышении качественных требований».

Роль государства в этом процессе заключается, по мнению Владимира Семиноженко, в первую очередь, в создании соответствующих «правил игры», в частности – путем выработки необходимой законодательной базы. Если задача государства – устранить диспропорции в структуре специальностей, то ИТ-бизнес, в свою очередь, должен разработать современную квалификационную рамку подготовки специалистов, принять активное участие в создании учебных программ, приобщиться к организации центров переквалификации и повышения квалификации, наконец – прийти в ВУЗы, открывая собственные кафедры или факультеты. «Когда частный бизнес занимается образованием, он занимается не благотворительностью – он инвестирует в собственное дело, готовя конкурентоспособных работников», – отметил Владимир Семиноженко.

Участники мероприятия проявили живой интерес к предложенной тематике и бурное обсуждение едва не привело к нарушению регламента времени.

В частности, речь шла о необходимости плотного взаимодействия системы подготовки специалистов в области информационных технологий с «заказчиком» этих ресурсов – ИТ-бизнесом, согласования потребностей рынка и возможностей образовательной системы, создания юридической поддержки взаимодействия образования и бизнеса для повышения квалификации преподавательского состава, а также приведения учебных планов в соответствие с тенденциями развития ИТ-рынка.

О необходимости системного совершенствования образовательных стандартов говорили представители высшей школы. Так, Татьяна Морозова предложила два взаимонаправленных компонента этого процесса:
• Государственный компонент – перечень направлений и специальностей ИТ-профиля;
• Отраслевой компонент – ожидаемые результаты обучения.

О насущных проблемах, с которыми сталкивается высшая школа, говорили представители ВУЗов. Профессор, заведующая кафедрой информационных систем Харьковского национального экономического университета Ирина Золотарева в своем выступлении посетовала на чрезмерную активную нагрузку преподавателей, из-за которой они не успевают самосовершенствоваться и повышать квалификацию, отсутствие мотивации профессорско-преподавательского состава обновлять курсы. Проблемы украинской высшей школы в сфере ИТ-образования, по мнению Ирины Золотаревой, также связаны с тем, что компании не заинтересованы в предоставлении мест для стажировки студентов, необходимо обновление материальной базы государственных ВУЗов. От государства и ВУЗов, с одной стороны, и бизнеса – с другой, требуется взаимодействие с целью создания для преподавателей условий для участия в различных профессиональных мероприятиях, нахождения преподавателей «в теме», их сертификации. Кроме того, необходимо привлечение специалистов компаний к разработке учебных программ, методических материалов, работа специалистов из бизнеса на профильных кафедрах по совместительству.

Были предложены также практические пути совершенствования ИТ-образования в Украине. Директор киевского Лицея информационных технологий №79 Анна Ломаковская рассказала о том, что уже сегодня в рамках договора между Ассоциацией «ИТ-Украина», Национальным университетом им. Т. Шевченко и Лицеем №79 разрабатывается модель подготовки ИТ-специалистов – реальный проект, который позволит в течение двух лет отработать эффективный механизм взаимодействия средних и высших учебных заведений и ИТ-компаний Украины (мониторинг потребностей ИТ-рынка, разработка рекомендаций по содержанию учебных программ, согласование программ по информатике в средних и высших учебных заведениях, повышение квалификации учителей и преподавателей ВУЗов, подготовка выпускников, отвечающих требованиям ИТ-индустрии). «Неотложность, насущность и комплексность этого проекта требуют серьёзной поддержки со стороны ИТ-компаний. За такой моделью подготовки – будущее», отметила Анна Ломаковская.