В минувшем году процент нелегального ПО в Украине снова вырос, увеличившись на 1 пункт в сравнении с наиболее успешным за последние годы показателем в 86%. Очевидно, что нелицензионное программное обеспечение не есть проблема какого-либо одного конкретного вендора или дистрибутора, это проблема для целой отрасли производителей интеллектуальной собственности. О перспективах развития софтверного рынка PCWeek/UE беседует с Павлом Ждановичем, директором компании «Софтпром», крупнейшего украинского дистрибутора ПО.

PCWeek/UE: Охарактеризуйте, пожалуйста, успехи и неудачи компании в прошедшем году. С какими достижениями вы вступили в новый 2011 год? 

ПАВЕЛ ЖДАНОВИЧ: У нас был очень амбициозный план — добиться в 2010 году роста продаж 50%. Реальное увеличение продаж составило более 40%, что тоже очень хорошо, поскольку с целью лучшего стимулирования мы всегда стараемся ставить планы выше и агрессивнее, чем объективно можно достичь. То есть мы выросли больше, чем рынок в среднем.
Очень хорошо работают наш и казахский и беларусский офисы. Кроме того, мы успешно начали бизнес в РФ, где только в прошлом году открыли офис — вместе с партнером нем удалось закрыть большую сделку по Websense с самым крупным заказчиком России.

В Беларуси «Софтпром» инициировал процесс License Compliance по Autodesk, что очень важно. Начались продажи сервисов GoogleApps в СНГ, к ним активно присматриваются клиенты.

К сожалению, нам не удалось полностью воплотить планы по розничному сектору. Мы не очень довольны ситуацией на Кавказе (Азербайджан, Грузия, Армения) и в Молдове. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что в Азербайджане этот год для ПО был не самый удачный, равно как и в Молдове, где политическая ситуация непростая. 

PCWeek/UE: Какие продукты пользуются наибольшим спросом в рознице?

П.Ж.: В этом году мы концентрировались в рознице на офисном ПО и продуктах Electronic Arts, отстроили свою логистику из РФ в наши офисы, что, как выяснилось, было сделано вовремя. Наша доля в игровом сегменте уменьшилась ровно на продажи Activision Blizzard.

Ничего страшного в этом нет, пять лет мы данный рынок развивали и несли серьезную нагрузку, пусть теперь потрудятся наши коллеги. Всеукраинские розничные сети сегодня переживают не лучшие времена. В целом наши объемы в ритейле сократились на 10%. С другой стороны, неплохие результаты показывает интернет-сегмент. 

PCWeek/UE: Где в прошлом году был отмечен самый большой рост?

П.Ж.: Наивысшие темпы роста показали виртуализация, графика и САПР. Объемы по продажам Citrix увеличились в разы в Казахстане, Беларуси и Украине. По VMware бизнес тоже вырос, хотя прибыльность несколько упала. Кроме того, в этом году мы начали работу с Veeam и уже есть продажи.

PCWeek/UE: Можете ли рассказать о своих планах на 2011 год? 

П. Ж.: Мы намерены достичь общего роста в размере 40%, хотя для Украины ставим план около 30%. «Софтпром» — международный дистрибутор, мы имеем офисы в шести странах, а поставляем в девять. Бизнес вне Украины — заметная часть нашего дохода, превышающая 10%. Поэтому, если в Украине ситуация будет не лучшая, то постараемся компенсировать объемы продаж за счет других стран.

Мы хотим расширить наш портфель решениями для документооборота, ITSM. Не исключено, что будут предложения от вендоров Top100, контракты с которыми мы заранее не планировали. В 2011-м у нас намечена внутренняя реструктуризация, связанная с увеличением числа вендоров, территорий, все большим числом крупных сделок, которые требуют дополнительных сервисов. И, конечно же, надеемся, что она позволит нам более эффективно работать и масштабировать бизнес. 

Полагаю, что в январе-феврале украинский рынок будет «штормить» в вопросах НДС. Опыт соседних стран показал, что смена налоговой системы приводит к некоторой приостановке продаж. Отечественный рынок СМБ будет «падать», поскольку перед заказчиками встанет вопрос выживания и им будет не до повышения эффективности и легализации. Государственное финансирование останется на таком же низком уровне: на информатизацию госучреждений Украины выделено менее $10 млн. Это очень мало, для сравнения — одно министерство в РФ имеет порядка $100 млн на такие же нужды.

В сфере легализации все очень сильно зависит от политической воли властей. Есть надежда на активность украинского офиса Microsoft, обладающего наибольшими ресурсами и опытом для подобного лоббирования. Письма, которые получают вендоры от государственных учреждений, звучат безрадостно, примерно так: «…Да, мы знаем, что уровень пиратства в госорганах сегодня высокий и это показал наш аудит. Вышлите Ваши предложения еще раз».

Однако не могу не отметить, что новый Налоговый кодекс содержит для дистрибуторов ПО и некое возможное улучшение, которого многие добивались: если действительно законодатель заложил отсутствие НДС на услуги по поставке ПО, то стоимость лицензий в большинстве случаев уменьшается на величину НДС. Лицензии составляют 70% от общего объема продаж, остальное — это «экземпляры ПО на носителе», там НДС остается. То есть мы можем при тех же самых ИТ-бюджетах продать больше лицензий. Кроме того, серый импорт теперь не сможет конкурировать с легальным каналом по цене, потому что схема без НДС дешевле.
С другой стороны, есть контракты, где импортируется роялти, а не услуги. Негативная сторона нового Налогового кодекса заключается в том, что уплата роялти нерезиденту не зачисляется в затраты. До марта станет более ясно, что имел ввиду законодатель в данном случае. Что касается НДС, то уже в январе придется решать вопросы по лицензиям, что они импортируют и продают, и есть ли там НДС. Боюсь, что отложенного спроса, связанного с НДС, не будет, эти бюджеты в условиях жесткой экономии просто сгорят. Я полагаю, что украинский рынок ПО в целом в следующем году вырастет на 15–20%, мы хотим достичь минимум 30%.

PCWeek/UE: Можете ли описать ситуацию в сфере информационной безопасности? Каковы прогнозы по виртуализиции? 

П.Ж.: Рост есть, однако маржинальность заметно упала, потому что сильно увеличилась конкуренция (изменилась партнерская программа у «Лаборатории Касперского», более агрессивно по цене стали работать почти все вендоры). Зато рынок уже интересуются вполне конкретными направлениями безопасности, а не только стандартными антивирусами: есть спрос на DLP-системы, IDS (Intrusion Detection System), websecurity. Сейчас люди понимают опасность различных угроз и специфику ПО, которые защищает от этих угроз. А ведь ранее ИТ-специалисты считали, что достаточно купить антивирус и тем самым закрыть все вопросы по ИБ.

Серверная виртуализация будет расти небольшими темпами, в основном за счет легализации огромной доли пиратского ПО в этой области. Но если компания использует для виртуализации своих серверов ворованное ПО, то, мне кажется, что это то же самое, что ездить не только на ворованном такси, но еще и на ворованном бензине. Рано или поздно люди поймут, что их инфраструктура абсолютно незащищена, что у них нет никакой технической поддержки… Эту мышеловку с пиратством все проходили уже не раз: сначала бизнес внедряет нелегальное ПО, потом все понимают, что мышеловка закрылась, а поскольку компания «подсела» на пиратские программные продукты, то теперь надо платить. Кроме того, в 2011 году я прогнозирую всплеск интереса к десктоп-виртуализации. Более того, она уже началась.

PCWeek/UE: Когда можно прогнозировать рост спроса на SaaS? И когда доля SaaS достигнет хотя бы 20%? 

П.Ж.: Думаю, что года через 2—3 этот показатель составит более 10%. Основным драйвером SaaS и облачных вычислений будет Microsoft. У них есть стратегический план идти в облака, им необходимо делать продажи, и на это они выделят ресурсы больше всех других вендоров ПО вместе взятых. Я уверен — тот факт, что они так поздно спохватились относительно рынка SaaS, не помешает корпорации сделать в будущем линейку хороших сервисов и достичь результата, Microsoft уже это неоднократно доказывала. Но есть много сдерживающих факторов: нет местных ЦОДов, люди привыкли продавать, но не привыкли внедрять и налаживать. Я не вижу компетентных специалистов, которые вообще осознают, как реализовывать данные проекты, причем не только в Украине, но и в России тоже. Часть вендоров ПО потеряли доверие партнеров, они последовательно уменьшали канальный бизнес и теперь будут вынуждены либо менять свое отношение, либо сами строить канал для SaaS, со всеми вытекаюищими рисками.

PCWeek/UE: Можно ли рассматривать SaaS как готовое решение «на тарелочке»? 

П.Ж.: Нет, если в компании, например, используется Salesforce.com, то рано или поздно эту CRM-систему понадобится «связать» с бухгалтерией, а для этого нужны интеграторы. Если кто-то захотел перевести всю почту и офисные приложения на GoogleApps, им потребуются услуги по миграции и обучению. Думаю, что будет такое разделение: для СМБ готовый продукт, а для корпораций — адаптируемые при помощи интеграторов решения. Для канала все усложнится, им придется научиться создавать дополнительные сервисы.

PCWeek/UE: Как вы относитесь к намерению властей внедрить в Украине электронное правительство? 

П.Ж.: К самому намерению, конечно же, отношусь положительно. Но верю ли я, что украинское правительство может это сделать всерьез и сегодня? Посмотрите на материалы, которые анонсировались год или два назад о порталах и прочих услугах, которые должно было оказывать государство — никакого конструктива там пока не было. Если они до сих пор не легализовали ПО, то говорить о том, что они готовы внедрить что-то «высокое, доброе, светлое», не приходится.

В стране не решены базовые вопросы. Государство совершенно не ценит собственных программистов. Используя нелегальные программные продукты, мы рубим для себя перспективу появления собственных разработок. Зачем покупать отечественный САПР, если можно использовать пиратский Autodesk? Так о чем мы говорим? О том, что мы приобретем множество западных тяжелых ИТ-систем, «освоим бюджеты» и в результате ничего не получим? 

Надо понять, что реально принесет государству пользу, просчитать эффективность для отдельных задач, быть гибче. Есть ли смысл покупать такое количество «железа»? Надо ли строить одно большое «облако»? Стоит ли разрабатывать собственное ПО и его поддерживать или воспользоваться тем, что есть в мире? Кому-то нужно решения Microsoft, кому-то — SaaS, а кому-то — OpenSource. Не стоит всех под одну гребенку причесывать, важна локальная и глобальная экономия. 

Нужно решать конкретные насущные проблемы для общества и бизнеса. Например, я бы хотел не только заполнять в онлайн-режиме налоговую декларацию, но и видеть, как она обслуживается на каждом этапе, таким же образом получать акт на землю, различные справки и т. п. В РФ уже идет внедрение электронных таможенных деклараций, там о коррупции даже первые лица говорят, и есть прогресс. Имеются конкретные локальные задачи, которые позволят улучшить жизнь каждого человека. Не надо хвататься за глобальные проекты, как, например, «давайте разработаем собственную ОС».

Неужели у нас нет нормальных специалистов-разработчиков? Есть! Но чтобы страну уважали, нужно по минимуму использовать чужую интеллектуальную собственность. Если завтра мы создадим мощную прослойку разработчиков интеллектуальной собственности, у нас появится множество рабочих мест, бюджет получит много налоговых поступлений. Поверьте, добавленная стоимость на услугах гораздо важнее лицензионных отчислений и для клиента, и для внедренца, и для государства. 

Плохо, что в портфеле моей компании всего два украинских производителя ПО: Trident и Пролинг. Я бы хотел, чтобы их было больше.

Сейчас вступил в действие Закон о персональных данных, о котором говорил ЕС. По букве закона те, кто собирают у частных лиц информацию, должны их об этом письменно информировать и соответствующим образом оформить свою деятельность у регулирующих органов. Если в РФ подобный закон создал фильтрацию для ИТ-продуктов, которые занимаются персональными данными, то в Украине пока не ясны задачи и последствия закона для рынка. Это напрямую связано с электронным правительством. 

PCWeek/UE: Кто может переломить сложившуюся ситуацию? Государство?
П.Ж.:
Государство просто выполняет свою функцию регулятора, не надо у него чтото просить. Даже в богатой России ИТсообщество ничего не просит у власти. Нужны инициативные люди, которые реально думают о будущем. Если сегодня все будут грести только под себя, то завтра от этого проиграют все. Новое налоговое законодательство — это неплохой тест для индустрии.

Государство как минимум не сильно мешает, хотя и регулирует не всегда удачно. У нас не такие плохие налоговые условия, пока, правда, правила не все ясны, но за год все точно решится, у нас нормальная инфраструктура, огромный рынок. И народ у нас трудолюбивый и компетентный. Поверьте, я общаюсь с представителями других стран, я знаю, о чем говорю. Еще, наверное, должен быть какой-то элемент везения. Я не уверен, что если бы у нас было очень много денег, например, вследствие углеводородных и прочих ресурсов, нам бы это сильно помогло в ИТ. Тут бывает обратный эффект – если средств много, то зачем покупать ИТ-систему для более эффективного управления и экономить «на спичках»? 

Если Украине повезет, то с умными людьми, а не c финресурсами, рыночной конъюнктурой или, тем более, налоговыми законами. Именно люди смогут разработать, оформить предложение рынку, показать его ценность клиенту, рассмотреть перспективу и инвестировать. Сейчас пришло время, когда все опять уравнены в начальных условиях. Я могу назвать легендарные игры, которые сделаны в Украине и продаются в мире миллионными тиражами, здесь разрабатывается несколько мировых Linux-дистрибутивов.

Кстати, недавно к нам обратился один из производителей и выяснилось, что компонент, который им необходим, можно лицензировать только в Украине. Вот инвестировал бы кто-то в этих разработчиков ранее и уже вырос бы миллионный бизнес. Нельзя все время сеять пессимизм. Вы знаете, что западные вендоры сегодня испытывают очень большой оптимизм касательно Украины. Просто нужны реальные конструктивные действия, а не призрачные лозунги.