До недавнего времени общепринятым считался тот факт, что программные продукты можно только покупать (здесь, конечно же, не рассматривается вариант нелегального использования ПО). Однако в последнее время все более становится актуальной аренда ПО. Так в чем же преимущества концепции Rent-a-Soft для бизнеса?

Еще не так давно разработчики ПО либо предоставляли пробные версии во временное пользование, либо предлагали приобрести их программный продукт. Обычно третий вариант не предполагался. Однако давайте разберемся, что в действительности происходит при покупке ПО. В отличие от «железа», которое после приобретения переходит в вашу полную собственность, и вы можете делать с ним все, что угодно, с программными продуктами не все так просто. В соответствии с условиями лицензионного соглашения, вы покупаете лишь право на использование данного ПО, и то — со многими ограничениями. Как правило, вы не можете его передавать третьим лицам, сделать резервную копию, дисассемблировать, доработать программный продукт и т. д. Возникает вопрос: если покупаемое вами ПО все равно вам фактически не принадлежит, то, возможно, в определенных случаях его лучше брать в аренду вместо покупки?

Модель SaaS (Software-as-a-Service), которую относительно недавно начали предлагать разработчики, предполагает использование различных приложений на условиях аренды. Суть модели сводится к тому, что заказчик не покупает программное обеспечение, а платит за тот сервис, который оно обеспечивает. Почему эта модель набирает популярность только сегодня? Дело в том, что для нормального функционирования SaaS требуется надежный широкополосный интернет-канал, а такие каналы в большинстве регионов стали доступными лишь сравнительно недавно.

Отличие модели SaaS от стандартной установки программного обеспечения на компьютер пользователя заключается в следующем. SaaS предполагает инсталляцию приложения или его отдельных компонентов на сервере хостинг-провайдера. При этом клиенту ничего не переходит в собственность, он пользуется конечным результатом работы «чужой» системы. Процедура внедрения SaaS очень проста: заказчику необходимо лишь получить логин/пароль от нужного программного сервиса и зайти в браузере на нужный веб-ресурс. 

 

Преимущества и особенности концепции SaaS

Модель SaaS обеспечивает повсеместный доступ к нужному приложению в любое время из любого места, где есть доступ к Интернету. При этом SaaS-провайдеры обычно обязуются предоставлять постоянный доступ к сервису. 

Кроме того, концепция «ПО как услуга» позволяет малому и среднему бизнесу использовать приложения, которые ранее были недоступны из-за дороговизны. Вместо покупки программы заказчик за небольшую плату арендует бизнес-функции, которые она реализует. Также благодаря SaaS-модели СМБ-сегмент может значительно сократить расходы на ИТ-инфраструктуру, поскольку в некоторых случаях можно вообще отказаться от собственных серверов.

SaaS обеспечивает автоматическое обновление софта без дополнительных затрат со стороны заказчика и возможность менять объем функционала в любой момент времени. Иными словами, если отсутствует необходимость в определенных функциях системы, всегда можно отказаться от них и платить лишь за те, которые действительно нужны в работе.

С точки зрения безопасности, немаловажным фактором является то, что все данные находятся на стороне провайдера. Во-первых, хранение данных на сервере SaaS-провайдера является более надежным, чем на компьютере пользователя. Во-вторых, снижается риск утечки информации. Если кто-то завладел доступом к вашему компьютеру, то прочитать вашу информацию он все равно не сможет, поскольку ее там нет.

С другой стороны, при использовании ПО как сервиса неизбежно возникает вопрос конфиденциальности данных. И хотя в договоре о предоставлении услуг с хостинг-провайдером данный пункт всегда оговаривается, все же большинство крупных корпораций, государственных и финансовых организаций вряд ли согласятся отказаться в ближайшее время от собственных датацентров и ИТ-отделов. Впрочем, вопросу конфиденциальности в этой статье будет посвящена отдельная глава.

Собственно, основными проблемами, тормозящими широкое распространение SaaS, аналитики называют недостаточное понимание бизнесом выгод этой модели, слабое доверие к провайдерам услуг и сомнения по поводу сохранности корпоративных данных.

Тем не менее, по оценкам аналитической компании IDC, выручка вендоров от поставок решений по SaaS-модели будет стабильно расти в ближайшие годы. Рыночная доля лидирующего по использованию SaaS региона — Северной Америки, которая по итогам 2009 г. составила 74% всего рынка, в 2014-м заметно снизится (до 54%) за счет роста в Европе, Азии и Тихоокеанском регионе.

Функциональные возможности

Ярким примером услуг в соответствии с моделью SaaS является пакет приложений Google Apps Premier Edition . Этот набор онлайн-сервисов служит для эффективного обмена информацией и совместной работы с документами. В состав Google Apps Premier Edition входят следующие сервисы:

  • Gmail для предприятий — это почтовые ящики объемом до 25 ГБ с доменным адресом заказчика, эффективной фильтрацией спама, совместимостью с платформой BlackBerry и приложением Outlook, а также гарантией бесперебойной работы в течение 99,9 % времени.
  • Календарь Google — онлайн-решение для организации рабочего времени сотрудников и планирования мероприятий.
  • Документы Google — это онлайн-редакторы с возможностью совместной работы над докментами в режиме реального времени. Несколько пользователей могут одновременно редактировать один и тот же текст, электронную таблицу или презентацию.
  • Группы Google – удобный способ общения и обмена информацией. Группы Google можно использовать в качестве корпоративного форума, а также для создания списков рассылки и предоставления доступа к календарям, документам, сайтам и видеороликам.
  • Сайты Google — средство создания защищенных веб-страниц для интранет-сайтов и коллективных проектов. Навыки программирования и знание HTML не требуются.

Из основных преимуществ данного пакета, прежде всего, стоит отметить единое информационное пространство. Google Docs (Документы Google) — это онлайн-редактор документов с возможностью совместной работы в режиме реального времени. За счет того, что хранилище данных находится на удаленном сервере, представляется возможным организовать совместную работу удаленных групп пользователей. 

Следствием предыдущего фактора является доступ к данным из любой точки мира. Пользователь не привязан к своему рабочему месту: сотрудники могут формировать, печатать, обрабатывать и анализировать документы там, где это нужно, и по мере необходимости. 

Модель SaaS предполагает, что программное обеспечение установлено и функционирует на сервере SaaS-провайдера. Все процессы, связанные с формированием и обработкой документов, протекают на удаленном сервере, а не на клиентском ПК. А это значит, что для работы подойдет практически любой, даже устаревший компьютер. 

Кроме того, система не требует установки и настройки. Не нужно ждать приезда специалиста и платить за установку и настройку программы. 

Экономическая целесообразность

Проанализируем на примере того же Google Apps Premier Edition экономическую целесообразность использования электронной почты. Общая стоимость владения сервисом email складывается из затрат на оборудование и его обслуживание, на программное обеспечение и поддержку. В качество ПО можно использовать как бесплатные open-source решения, так и проприетарные, например, широко распространенный Microsoft Exchange. И в первом, и во втором варианте стоимость «железа» и услуги системного администратора стоят приблизительно одинаково.

В случае выбора Google Mail статья затрат только одна: плата за ежегодную подписку, которая составляет немногим больше 1 гривны в день за один почтовый ящик ($60 в год с НДС). Совершенно очевидно, что для сегмента SMB использование электронной почты по модели SaaS будет намного дешевле организации собственного email-сервера, пусть даже на базе бесплатного ПО.

Дилемма безопасности

Чаще всего у потенциальных заказчиков SaaS, и в частности Google Apps, возникают вопросы по безопасности и конфиденциальности данных. Естественно, Google отдает себе отчет в том, что неправильный ответ на этот вопрос способен свести на нет все усилия по продвижению сервиса, поэтому задаче защищенности информации уделяется самое пристальное внимание.

Прежде всего, отметим, что хранение почты на собственном сервере компании и в собственном ЦОДе отнюдь не гарантирует надежной защиты от инсайдера, либо вирусной или хакерской атаки. Более того, в случае аппаратного сбоя возможность восстановления данных определяется компетенцией и добросовестностью ИТ-службы, а также размером бюджета, затраченного на системы хранения и резервного копирования.  

В случае использования Google Docs данные пользователя хранятся в географически распределенном кластере датацентров Google. Расположение ЦОДов выбрано так, чтобы минимизировать риск сбоев в работе сервиса в случае каких-либо стихийных бедствий или аварий оборудования. Провайдер хранит различные резервные копии пользовательского контента, что позволяет восстановить данные и учетную запись после аварии или сбоя. Однако, если заказчик отправит соответствующий запрос, Google может удалить всю его информацию из резервных копий.

Провайдер не допускает утечки приватных данных пользователям или его электронной почты посторонним лицам или компаниям, за исключением тех случаев, когда того требует закон, по просьбе самого пользователям либо системного администратора, или с целью защиты системы. Доступ к личной информации имеет лишь ограниченный круг работников Google, которые обязуются сохранять конфиденциальность.

Мнение рынка

Наш опрос представителей украинских компаний показал, что рынок уже понемногу созревает к использованию модели SaaS. Однако есть и тонкости. Многие опрошенные отметили, что при принятии решения о переходе на SaaS немало зависит о поставщика услуг. Так, Сергей Подлубный, главный ИT-специалист компании «БЕСТШОП», принадлежащей группе Otto Group, отметил: «С моей точки зрения, все сервисы Google, выпускаемые в последнее время, отлично себя зарекомендовали, включая бесплатный Gmail. Поэтому именно Google Apps Premier Edition в качестве модели SaaS для меня является очень привлекательным. Относительно остальных производителей пока не уверен».

«Дополнительно к основному рабочему почтовому ящику я завел себе резервный эккаунт на Gmail. Меня вынудили к этому обстоятельства, потому наша ИТ-служба, к сожалению, так и не смогла обеспечить бесперебойную работу почтового сервера, установленного в компании, — говорит Юрий, представитель одного из украинских дистрибуторов, пожелавший не называть свои данные. – С Gmail у меня пока не было никаких проблем, поэтому, с моей точки зрения, нашей компании стоило бы перейти на сервис Google Apps». 

Важно также, что в компаниях уже оценили экономическую эффективность SaaS-модели. «Преимущества Google Mail очевидны. За достаточно смешную цену компания получает готовый сервис, включающий «железо», ПО, поддержку и высокий уровень безопасности. Добавьте сюда отличную интеграцию с привычным MS Outlook и сразу станет ясно, что колебания излишни, —резюмировал С. Подлубный. — Да, оппоненты могут возразить, что популярный сегодня Microsoft Exchange — это не только почта. Конечно, они правы. Но многие ли пользователи применяют всю функциональность, которая в нем заложена? По своему опыту скажу, очень немногие».

Сергей Тишенко, специалист компании-интегратора «Комплексные решения», полагает, что модель SaaS и, в частности, Google Apps наиболее оптимальны лишь для малого, и в некоторых случаях, среднего бизнеса. В то же время Кирилл Качинский, в прошлом заместитель ИТ-директора одного из украинских банков считает, что для финансовых организаций SaaS также будет экономически оправдан, однако «банки имеют большой ИТ-штат, масштабную развернутую инфраструктуру, которую им надо чем-то нагружать. Чтобы перейти на SaaS, должно пройти время, должно измениться само мышление ИТ-менеджеров корпораций. Возможно, что-то помениется через 3-5 лет, но вряд ли уже сейчас». 

Тем не менее, последние свежие факты опровергают его мнение. Например, наиболее крупные клиенты Google сегодня — департамент беспроводной связи компании Motorola (20 тысяч рабочих мест) и администрация Лос-Анжелоса (30 тысяч рабочих мест). Кроме того, Google называет еще около 15 заказчиков, каждый из которых насчитывает приблизительно 10 тысяч лицензий. 

Интересный проект намечается в Пентагоне: 1,4 млн. сотрудников армии США будут переведены на облачный почтовый сервис военного ИТ-агентства DISA. Единый для каждого военного э-адрес станет доступным всегда и везде (сейчас такое невозможно). Пока поддержка одного армейского ящика, включая расходы на лицензирование серверного софта, обходится ежегодно в $100, а после перехода на новый сервис расходы упадут до $39.

Все это дает основание полагать, что точка перегиба пройдена – SaaS начал наступление на корпоративный сектор.