Каково будущее ИТ-специалистов в условиях миграции к
облачным вычислениям и за счет чего будут дешеветь сервисы? Ответы на эти
вопросы читайте ниже.
Предположим, что компании перейдут на аутсорсинг ИТ-услуг,
что тогда произойдет с их ИТ-кадрами? Я полагаю, что в этом случае число
сотрудников компаний, компетентных в «железе», начнет резко сокращаться. Возможно, вплоть до полного отказа от их
услуг. Бизнесу уже не нужно будет содержать работников, получающих деньги за
знание особенностей того или иного оборудования, его обслуживания и взаимодействия
с поставщиками. Эти компетенции перейдут на сторону провайдера ИТ-сервиса – именно там должны работать люди,
сведущие в подобных вещах. На предприятиях же останутся специалисты,
компетентные в управлении основными бизнес-приложениями.
За счет же большего масштаба провайдер сможет организовать работу
ИТ-специалистов более эффективно, чем это обычно удается компания среднего
размера. Ведь поставщик ИТ-услуг, обслуживая десятки клиентов, может позволить
себе содержать достаточно большой штат высококвалифицированных работников. Он
будет активнее применять средства автоматизации и повышать свою эффективность.
Если мы попытаемся такую службу построить внутри клиента, то либо она будет не
настолько профессиональна и эффективна, либо платить за эту функцию придется
слишком дорого.
Два пути для «ИТ-шников»
Если компания станет больше пользоваться ИТ-аутсорсингом, это
не значит, что для нее менее важны собственные специалисты. Наоборот – по мере
приближения к модели «гибридных облаков», их важность для бизнеса кардинально
увеличивается. ИТ-специалисты перестают быть простыми сисадминами, которые в
глазах руководства по значимости находятся между уборщицей и водителем. Теперь
они становятся бизнес-партнерами, которые оказывают непосредственное влияние на
выбор модели бизнеса в целом. Работники ИТ-служб
будут теми трансляторами, переводчиками, которые позволяют выразить в деньгах,
сроках и рисках различные альтернативы получения жизненно важных для компании функций.
Благодаря этому они становятся видны в глазах бизнеса. А пока «айтишники»
находятся на уровне инфраструктуры, морочатся с железками, они не видны – это
кочегары в машинном отделении.
Прогнозирую, что перетекание кадров из компаний в ИТ-сервисные
компании будет, но не для всех. Потому что поддержание инфраструктуры для одной
компании с десятком рабочих мест и с тысячей, десятков тысяч сразу для многих
заказчиков – это совершенно разные модели организации процессов эксплуатации. Поэтому
спрос на специалистов, которые обладают средним и низким уровнем квалификации,
будет уменьшаться. У них есть два варианта. Первый – расти. И тогда они станут
востребованными либо на стороне сервис-провайдера, либо останутся в ИТ-службе,
но уже на ролях, связанных с определением тактики и стратегии развития ИТ-сервисов.
Второй – уходить из этой индустрии.
Цены на ИТ-сервисы
пойдут вниз
Что касается стоимости ИТ-сервисов на рынке, то она будет
снижаться. Во-первых, по мере появления новых ИТ-провайдеров, их маржа начнет
уменьшаться за счет ужесточения конкуренции. А во-вторых, себестоимость их
ресурсов (за исключением человеческих) будет снижаться.
И хотя цены на ИТ-оборудование не меняются, его производительность
удваивается практически каждый год. Но также увеличивается и гранулярность – вы
зачастую вынуждены покупать ресурсы в большем, чем вам нужно, количестве.
Например, если бизнесу необходимо перевозить
Для провайдера эта гранулярность особого значения не имеет,
потому что он набирает такое количество клиентов, что ему нужен не один десяток
грузовиков – он все равно их нагружает. Поэтому для него стоимость единицы
ресурса падает. А значит, и себестоимость его услуг будет постоянно снижаться.
Но это возможно лишь в том случае, если мы организуем
вычисления в виде гигантских ресурсных пулов, которые работают на множество
заказчиков сразу. Если же вы попытаетесь эту функцию реализовать внутри
компании, то для вас этот принцип не сработает: с увеличением мощности
оборудования растет и тот самый минимальный объем ресурсов, который вы
вынужнены приобретать. И для вас цена этой функции остается постоянной – вы
закупаете лишнее.
Об технологических
прорывах в облачных вычислениях
Основной прорыв в технологиях будет в области программной
прослойки, которая называется «операционной системой дата-центра». Функция
классической ОС заключается в
предоставлении прикладному ПО доступа к ресурсам компьютера. Она является
прослойкой между железом и ПО. Но в дата-центре компьютер – это вся
совокупность ресурсов: множество серверов, систем хранения данных и так далее. Всем
этим пулом управляет «ОС дата центр»а: классические «операционки» получают доступ к
вычислительным ресурсам благодаря ей.
Сейчас эта программная прослойка представлена в виде набора
средств виртуализации. И в ближайшее время наиболее интенсивно будет
развиваться ее функциональность. Это и отказоустойчивость, распределение
нагрузки на ресурсы, защита данных и так далее. При облачных вычислениях все
эти функции уходят от классических ОС к операционной системе дата-центра.
В итоге мы возвращаемся к модели мейнфрейма, но уже на программном уровне. Он испокон веков представлял собой образец надежности, эффективности и… высокой стоимости. Но сейчас эта планка по надежности и эффективности может быть достигнута значительно дешевле за счет того, что в качестве аппаратных ресурсов мы берем значительно более доступное оборудование массового применения.