В условиях постоянного роста информационных потоков центры обработки данных (ЦОД) стали одним из ключевых направлений ИТ-отрасли. Однако развитие данного направления сопряжено с решением многих технологических и организационных задач. О ситуации, сложившейся на рынке дата-центров, и о связанных с созданием и эксплуатацией ЦОДов проблемах старший вице-президент Schneider Electric по ИТ-рынку в регионе Леонид Мухамедов рассказал шеф-редактору еженедельника PC Week/RE Игорю Кондратьеву.

PC Week: Какая проблематика, связанная с ЦОДами, в наибольшей степени волнует сегодня профессиональное сообщество?

Леонид Мухамедов: Безусловно, одна из важнейших тем — энергоэффективность дата-центров. В мировом хозяйстве ЦОДы занимают заметное место с точки зрения потребления электроэнергии и выброса парниковых газов. Так, согласно мировой статистике, в 2007-м дата-центры генерировали 0,3% объема выбрасываемого в атмосферу углекислого газа, что соответствовало половине соответствующего показателя для авиационной отрасли.

Около пяти назад специалисты начали говорить о росте энергопотребления дата-центров и призывали вплотную изучать данную проблематику. Сейчас актуальность этого призыва повысилась в связи с бурным ростом количества развернутых ЦОДов и нынешними тенденциями их развития, в частности с переходом к созданию дата-центров с высокой плотностью размещенного в них оборудования, более требовательных в плане применения систем охлаждения и бесперебойного питания. В структуре энергопотребления современных ЦОДов на долю этих двух систем приходится 50—60%, и растет озабоченность тем, как повысить энергоэффективность дата-центров, в том числе и за счет применения новых способов охлаждения.

Еще одна активно обсуждаемая в контексте дата-центров тема — облачные вычисления. Сообщество ищет способы реализации этой концепции; в частности, хостинговые компании озабочены проблемой снижения энергопотребления как для корпоративных пользователей услуг, так и для тех, кто их предоставляет. Schneider Electric занимается вопросами оптимизации физической инфраструктуры ЦОДов. Фактически речь о том, что по отношению к системам охлаждения и питания мы исповедуем те же принципы виртуализации, которые позволяют вместо, скажем, десяти недозагруженных серверов использовать только пять, но зато работающих с полной отдачей.

Следует иметь в виду, что в европейских странах — наряду с совершенствованием технологических аспектов — принимаются чисто организационные меры. Например, в Великобритании действует инициатива Carbon Reduction Commitment. Ее суть заключается в том, что любое предприятие, превышающее законодательно установленный предел потребления электроэнергии, обязано приобрести у государства соответствующую разрешительную лицензию. Под действие этой меры ныне подпадают тысячи крупнейших компаний страны, и она является хорошим стимулом, побуждающим их стремиться к оптимизации структуры энергопотребления.

Существуют и добровольные инициативы, к примеру “Кодекс поведения” Европейского союза для центров обработки данных (EU Code of Conduct on Data Centres), к которому, кстати говоря, присоединилась и Schneider Electric. Объединившиеся в рамках данной инициативы участники взяли на себя обязательство пропагандировать решения, способствующие созданию энергоэффективных ЦОДов.

PC Week: Как сказался нынешний кризис на развитии рынка ЦОДов?

Л. М.: В целом спрос на дата-центры сохранился на весьма высоком уровне. Мы видим, что даже несмотря на кризис продолжалось и продолжается развитие социальных сетей, увеличивается количество баз данных, растет объем интернет-трафика, особенно в части потоков видеоинформации. Это означает, что потребность в ЦОДах существует как минимум со стороны телекоммуникационных и хостинговых компаний. Кризис заставляет учиться тому, как создавать высокоэффективные дата-центры, которые можно адаптировать с учетом динамического изменения вычислительных потребностей пользователей. Простое наращивание количества серверов при увеличении числа работающих с ними сотрудников не решает проблемы их безотказного обслуживания без одновременного изменения установленных в ЦОДе систем охлаждения и электропитания.

Важно, что интерес к энергоэффективным ЦОДам проявляют даже в странах, где традиционно не считали денег: в Саудовской Аравии, например, построение энергоэффективных ЦОДов является приоритетным направлением.

Следует еще отметить разницу между проектами по возведению новых дата-центров и реорганизацией уже существующих: в связи с кризисом наблюдалось замедление работ по реконструкции ЦОДов (сегодня, правда, многие из таких проектов уже “разморожены”), однако строительство новых дата-центров с использованием принципиально иных — по сравнению с теми, что использовались прежде — подходов, технологий и оборудования продолжалось весьма активно.

PC Week: Какая тенденция преобладает на сегодня в ЦОДостроительстве: создание распределенных сетей дата-центров или организация крупномасштабных центров обработки данных? И не возникают ли в последнем случае трудности с энергоснабжением подобных мегаструктур?

Л. М.: Все зависит от конкретных условий. Во Франции, например, хорошо развита ядерная энергетика и проблем с тем, чтобы обеспечить ЦОД необходимым — даже значительным — количеством электроэнергии не существует. В последнее время в этой стране реализуется много проектов по ЦОДам как корпоративной принадлежности, так и хостинговой направленности. Примечательно, что бывают даже случаи, когда площади новых ЦОДов распродаются корпоративным клиентам еще до начала строительства. Кроме того, там в масштабах страны совершенствуется сетевая инфраструктура передачи данных. Это позволяет участникам “Кодекса поведения” пропагандировать Францию как один из регионов, где целесообразно строить новые ЦОДы или пользоваться услугами уже существующих дата-центров, работающих по принципу колокации.

PC Week: Каково сейчас соотношение корпоративных и хостинговых ЦОДов? Можно ли здесь говорить о каких-то тенденциях?

Л. М.: В Европе мы наблюдаем явную тенденцию, когда даже крупнейшие корпорации вместо создания и расширения собственных дата-центров начинают использовать оснащенные соответствующей инженерной инфраструктурой площади хостинговых ЦОДов. Здесь возможны два варианта. Первый состоит в том, что хостинговая компания предоставляет своим клиентам имеющиеся у нее вычислительные мощности и максимальный набор связанных с их эксплуатацией услуг; такой возможностью обычно пользуются небольшие корпоративные клиенты, которые сами не хотят заниматься оптимизацией вычислительной среды. Но таких заказчиков обычно не много. Крупные корпоративные клиенты, как правило, выбирают другой вариант: арендуют у хостинговой компании площадку и на ней используют те серверы и телекоммуникационные устройства, которые считают нужными.

PC Week: Как вы оцениваете ситуацию в области дата-центров в нашей стране? Существенна ли в России доля переоборудуемых (а не вновь создаваемых) ЦОДов?

Л. М.: Надо отметить возникшее с начала этого года заметное оживление на российском рынке ЦОДов после практически полного затишья в предыдущем году. Затишье это, конечно, было относительным: в течение 2009-го мы занимались в основном реализацией ранее начатых проектов, а вот новых возникло очень мало. А с начала 2010-го появилось и развивается немалое количество именно новых проектов.

Доля ЦОДов, которые создаются в уже имеющихся помещениях, пока близка к 100%. Мы видим это и в корпоративном секторе, и в среде хостинговых компаний. Из пары дюжин развивающихся сегодня в России крупных проектов (с энергопотреблением свыше 5 МВт) лишь в двух-трех случаях проектируется новое здание, в остальных же под нужды ЦОДа приспосабливается существующее строение. Это не хорошо и не плохо и в целом соответствует мировой практике. В США, например, крупнейший на сегодня по площади ЦОД, принадлежащий компании Digital Realty Trust, который расположен в Чикаго, устроен в здании, которое изначально строилось для нужд полиграфической промышленности. А самый большой дата-центр с точки зрения энергопотребления (компания Switch Communications, Лас Вегас) размещен в специально спроектированном для этих целей здании.

Правда, все владельцы и строители ЦОДов единодушно отмечают заметное преимущество варианта, когда дата-центр создаётся в специально спроектированном и построенном для этих целей здании. Вписывание ЦОДа в существующее помещение всегда накладывает те или иные ограничения на спектр возможных технологий, зачастую диктует необходимость применять не самые оптимальные решения. Скорее всего с развитием рынка ЦОДов и накоплением опыта их эксплуатации под дата-центры чаще будут строиться новые здания.

Рост рынка ЦОДов в России означает, что отечественные компании все-таки предпочитают не пользоваться услугами дата-центров в европейских странах, поскольку хотят иметь не просто доступ — но доступ физический — к необходимой информации.

PC Week: А может ли сама Россия стать донором в области дата-центров для зарубежных заказчиков, учитывая, например, то, что в нашей стране достаточно энергоресурсов?

Л. М.: Возможно, мы придем к этому, однако вопрос заключается в том, насколько мы сможем предложить более эффективные решения с точки зрения цены. Именно возможность экономии денежных средств в свое время побудила компании к строительству ЦОДов в Исландии: чистый воздух и прохладный климат в принципе позволяют там минимизировать расходы на охлаждение оборудования в дата-центре, а ведь, как показывает практика, примерно 40% электроэнергии в ЦОДе обычно идёт на обеспечение работы систем охлаждения. Правда, памятное извержение исландского вулкана в этом году несколько подорвало имидж острова как перспективного региона для строительства дата-центров.

PC Week: В чем заключается объявленная летом 2009-го стратегия EcoStruxure?

Л. М.:

Она нацелена на обеспечение эффективного управления энергопотреблением в масштабе всего предприятия. Можно добавить, что EcoStruxure — софтверная стратегия, поскольку именно с помощью арсенала программных средств мы помогаем заказчикам понять, что происходит с потреблением электроэнергии (например, в каком месте дата-центра ее потребляется больше чем нужно) и соответственно оптимизировать этот процесс. Заказчик может выполнять подобный анализ самостоятельно, скажем, с помощью пакета InfraStruxure Management Software или обратиться к нам.

Если клиента интересует анализ существующего ЦОДа, то мы можем предложить ему услугу Data Center Assessment (этот сервис мы сейчас активно продвигаем в глобальном масштабе, особенно в Европе), в рамках которой проанализируем дата-центр на предмет его энергоэффективности и выдадим конкретные рекомендации относительно улучшения этого показателя. К примеру, посоветуем создать внутри существующего дата-центра мини-ЦОД высокой плотности с отводом горячего воздуха из этой зоны. Наши программные средства позволяют нам точно сказать, насколько можно повысить температуру в здании или уменьшить кондиционирование, как это повлияет на общие затраты на электроэнергию и дальнейшее функционирование ЦОДа.

А для вновь создаваемых дата-центров мы помогаем с помощью моделирования работы ЦОДа определить его оптимальную инфраструктуру. Один из интересных в этом плане проектов — строительство дата-центра для администрации Амстердама. Там решено использовать систему естественного кондиционирования: для охлаждения оборудования берётся холодная вода из протекающей через город реки Амстел, затем часть нагретой воды подается в местную теплосеть, а остальная возвращается обратно в реку.

Для некоторых клиентов мы предоставляем услугу Performance Complex, которая подразумевает, что заказчик не платит нам за модернизацию своего ЦОДа, а выплачивает деньги, сэкономленные на расходе электроэнергии благодаря проведенной модернизации. Правда, реализовать эту услугу в России в силу ряда причин пока довольно сложно.

Обобщая сказанное, подчеркну, что даже если всё используемое при создании дата-центра оборудование будет отвечать высоким требованиям с точки зрения энергоэффективности, простое его объединение может быть далеко не оптимальным. Для того чтобы можно было создавать оптимальные ЦОДы, мы и предлагаем правильную стратегию — EcoStruxure.

PC Week: Насколько у заказчиков востребованы мобильные (контейнерные) ЦОДы?

Л. М.: В портфеле многих поставщиков решений для дата-центров есть мобильные варианты ЦОДов. Однако никто из них не может похвастаться заметными успехами в продаже этих продуктов по сравнению с решениями для традиционных ЦОДов. Мобильные ЦОДы — горячо обсуждаемая тема, но складывается такое впечатление, что между предложением и реальными установками существует большая пропасть. Возникает резонный вопрос: почему? Возможно, потому, что их все-таки нужно куда-то подсоединять. Если, например, для питания контейнера требуется 1 МВт электроэнергии, то скорее всего там, где имеется такая мощность, можно найти и соответствующие площади для строительства стационарного ЦОДа. Пожалуй, эти решения действительно востребованы только у заказчиков из военной сферы, нефтегазовой отрасли и в качестве резервных дата-центров.

Мы не думаем, что мобильные ЦОДы могут занять значительную долю в решениях Schneider Electric в ближайшее время – это все-таки нишевые решения, но, возможно, со временем это изменится, когда стоимость владения и энергоэффективность мобильных ЦОДов приблизится к традиционным дата-центрам.

PC Week: Какую долю в бизнесе Schneider Electric занимает направление, связанное с ЦОДами?

Л. М.: Напрямую это сложно оценить, поскольку мы предлагаем как набор продуктов, которые системные интеграторы могут использовать в проектах по ЦОДам, так и собственные комплексные решения. Если учесть всё, что имеет какое-то отношение к дата-центрам, то получится, что с ними связано 50—60% объема наших продаж, и эта доля постоянно растет. Для продвижения комплексных решений для ЦОДов в структуре Schneider Electric было создано специальное подразделение Data Center Solutions. Однако заказчикам, как правило, нужна не просто физическая инфраструктура для дата-центра, а законченное решение, включающее серверы, телекоммуникационное оборудование и т. д. Такие решения мы как раз и можем предложить благодаря нашим партнерам. Сейчас мы рассматриваем возможность создания в России центра разработки, где сможем создавать под требования заказчиков законченные решения.

Могу добавить, что по итогам первого квартала 2010-го рост объема бизнеса по направлению, связанному с ЦОДами, почти в три раза превысил рост бизнеса пождразделения APC by Schneider Electric в целом за тот же период.

PC Week: Cпасибо за беседу.