Уже в скором будущем информационные системы предприятий будут строиться с использованием облачных вычислений. Но каковы этапы выноса этих систем за его пределы?

В ближайшие три-четыре года крупные организации ни под каким видом не отдадут ту часть инфраструктуры, которая используется для поддержания их ключевых бизнес-систем, таких например, как автоматизированная банковская система, карточный процессинг, CRM. Основные приложения еще долгое время будут оставаться внутри предприятия, потому что бизнес не готов отдать их наружу – он не видит способа управления рисками в таком случае.

Однако, большая часть инфраструктурных ресурсов обслуживает не основные, а вспомогательные приложения. Примерно 30-40% ИТ-инфраструктуры предприятия используют для поддержания тестовых сред, на которых проверяются возможные изменения бизнес-приложений.

Еще около 20-30% ресурсов потребляет общеприкладное ПО: это неспецифические бизнес-приложения, которые слабо зависят от специфики предприятия – корпоративная почта, информационный портал, накопившиеся «заплаты для дыр» и тому подобное. Именно эти 60-80% бизнес уже готов отдать на аутсорсинг, сосредоточив свое внимание на необходимом минимуме. 

Чтобы совместить эти части, компании будут использовать так называемое «гибридное облако». Сейчас все мировые лидеры ИТ-индустрии уделяют ему много внимания. На наших глазах вырабатывается некий индустриальный стандарт в области облачных вычислений, который позволяет свести разнообразия этих технологий к минимуму и обеспечить совместимость различных облаков. Модель гибридного облака, думаю, разовьется в ближайшие два-три года и на достаточно долгий период станет основной моделью построения ИТ-инфраструктуры для крупных предприятий. 

Как будет выглядеть ИТ-инфраструктура, например, среднего банка? Думаю, что через несколько лет средний украинский банк не будет иметь серверной комнаты. Он будет арендовать ресурсы одного-двух коммерческих дата-центров. На их базе банк установит собственное оборудование, на котором будут работать основные бизнес-приложения: автоматизированная банковская система, карточный процессинг, аналитическая и CRM-системы. Все остальные сервисы вроде корпоративной почты, портала, антивирусного контроля, резервного копирования, мониторинга и тому подобные будут подключены из «внешнего облака». Также банк будет арендовать пулы вычислительных ресурсов (множество виртуальных серверов) для разворачивания собственных сред разработки и тестирования. 

С точки зрения регулятора – Нацбанка Украины – такая модель приемлема. Согласно его нынешней позиции, банк может арендовать ресурсы при условии, что администраторами систем, обрабатывающих персональные данные клиентов, являются собственные сотрудники. Основные бизнес-приложения банка – именно такие системы. Все остальное компания может получать в виде сервиса. Поэтому здесь модель гибридного облака продиктована также и требованиями регулятора. Поскольку значительная часть вспомогательных сервисов арендуется, потребность в собственной ИТ-инфраструктуре сводится к минимуму, и операционные затраты компании резко сокращаются.

Но есть ли смысл пользоваться «облаком» среднему бизнесу? Для таких компаний может оказаться весьма привлекательной возможность вынести за пределы своей ИТ-инфраструктуры, например, аналитические приложения. На основе имеющейся информации и статистической закономерности они позволяют нам заглянуть в будущее, то есть, делать прогнозы. В таких приложениях применяется очень сложная математика, и их стоимость очень велика. Поэтому средний бизнес использует их в достаточно небольшом объеме. А если у него будет возможность периодически загружать во внешнее облако некий объем собственных данных и получать результаты, тогда приобретение такой функции для него перестанет быть финансово обременительным. 

Первый шаг на пути к построению гибридного облака

Сначала предприятиям необходимо обзавестись хотя бы облаком внутренним. Потому что связывание классической инфраструктуры по модели 5-7-летней давности с внешним облаком – это задача неблагодарная и в большинстве случаев нереализуемая. И чтобы получить все бизнес-выгоды от сервисно-ориентированной модели потребления ИТ, переход к виртуальной вычислительной инфраструктуре является необходимым условием. 

Как правило, в первую очередь необходимо решить задачу серверной виртуализации. Затем, в зависимости от характера предприятия, проводится виртуализация рабочих мест. То есть, происходит полная централизация вычислений. На столах у работников будут только терминалы: средства ввода и отображения информации. Ничто не будет храниться на ПК. 
Такой переход сам по себе дает множество положительных эффектов, потому его в любом случае необходимо делать, даже если мы в ближайшее время не собираемся использовать внешние сервисы. Например, потому что считаем их незрелыми, либо не позволяет регулятор, либо видим большие риски… Все равно другой альтернативы нет. Это как в 90-е годы сервером называли мощный ПК, но сейчас в области среднего и крупного бизнеса я не знаю примеров такого его использования. Так же и здесь – пройдет один-два года, и классическая ИТ-инфраструктура окажется неспособной обеспечить то, что потребуется бизнесу. 

Для представителей среднего и крупного бизнеса виртуализация стала одной из наиболее горячих тем. Они к этому привыкли уже и психологически, и начали в этом направлении формулировать развитие собственных ИТ-инфраструктур на ближайшую перспективу. 

От внедрения виртуализации к использованию «облака»

В этом процессе ключевую роль играет автоматизация – компонент, который отличает облачные вычисления от виртуализации. 

Приведу такой пример. Вряд ли многие современные водители смогли бы хорошо управлять автомобилем 1920-х годов. У него конструкция проще, но из-за этого и сложность ее использования высокая. Современные авто сложнее на порядки, но эта сложность внутренняя – именно благодаря ей управлять автомобилем просто. То же самое будет происходить и в области ИТ-инфраструктуры. Повышение ее внутренней сложности с появлением средств автоматизации приведет к тому, что использование ИТ-инфраструктуры станет проще. 

Поэтому на начальном этапе будет внедряться виртуализация, а затем – автоматизации. Это и приведет к смене модели потребления ИТ. Появится понятие сервисов, определятся их характеристики. А подобные перемены заставят измениться и организационные модели построения ИТ-служб.

Например, некоторые общесетевые сервисы за пределы своей инфраструктуры решил вынести один из крупнейших банков Украины. Его корпоративная почта построена на базе сервисов Google – она находится в «облаке». Это пока один из немногих сервисов. Но то, что крупный отечественный банк пошел по этому пути, уже многое значит. Есть еще несколько банков, которые рассматривают возможность вынести часть подобных вспомогательных сервисов за пределы собственной ИТ-инфрастурктуры.

Директор по технологиям De Novo Геннадий Карпов