Обычно компании планируют свой бюджет на нескольких уровнях (год, квартал, месяц). Для составления стратегического или тактического плана компании используют различные инструменты SCM. Например, стратегический план строится на основе спроса, который часто агрегирован на уровне городов или области по каждому SKU. На тактическом уровне аналитическое планирование транспортно-распределительной сети компании играет также большую роль в проигрывании сценарного анализа, оценивании потенциальных рисков, обосновании транспортных издержек и ожидаемого экономического эффекта при использовании определенного сценария, пересмотре функции объектов сети и т. д.

Стратегический инструмент

Подразумевается, что планировщик, моделируя цепочку поставок своей компании, проигрывает различные сценарии и проводит анализ по принципу: «что, если». Стратегическое планирование включает в себя всех участников цепочки поставок (продукты, закупки, хранение, производство, транспортировка, регионы спроса и т. д.). Целевая функция стратегического аналитического инструмента — это максимизация прибыли при удовлетворении спроса с учетом накладываемых бизнес-ограничений, таких как минимальная и / или максимальная мощность (циклов преобразования продукта) производственных агрегатов, минимальное и / или максимальное количество погрузо-разгрузочных операций, минимальный и / или максимальный объем хранения конкретного продукта на определенном складе (объекте) и т. д.

Целевая функция рассчитывается следующим образом:

Прибыль = Оборачиваемость –– Общая сумма издержек

где Оборачиваемость — это сумма проданных продуктов по цене (розничная / оптовая) в регионах (городах) спроса;
Общая сумма издержек — это сумма всех постоянных и переменных издержек, стоимость закупки сырья, производства, хранения, транспортировки продукта и т. д.

Тактический инструмент

Как известно, целевой функцией тактического аналитического решения является минимизация транспортных издержек при удовлетворении накладываемых бизнес-ограничений [график работы объектов, характеристики траспортного средства (ТС) и маршрутов, средняя скорость на транспортных магистралях, габариты грузов, грузовместимость подвижного состава (ПС), грузоподъемность ПС, доступность транспортных плеч, тарификация, совместимость / несовместимость ввозимого груза в одном ТС].

Оптимизация плана транспортировки позволяет компаниям минимизировать издержки, которые связаны с составлением плана транспортировки, человеческими ресурсами и т. д. Взаимодействие двух ранее названных инструментов играет также важную роль при составлении стратегического и тактического планов. Поэтому в данной статье излагается одна из концепций взаимодействия между двумя уровнями.

Взаимодействия двух аналитических инструментов

Эффективное взаимодействие между стратегическим и тактическим планами важно для нахождения баланса между двумя целевыми функциями этих инструментов SCM. Например, максимизация прибыли не дает гарантии, что снижаются транспортные издержки (см. рисунок, где после применения тактического транспортного инструмента транспортные издержки снизились). Из определения целевой функции стратегического инструмента видно, что максимизации прибыли можно достичь при минимизации общих издержек. Эти общие издержки, в том числе включают в себя транспортные издержки на стратегическом уровне. Под стратегическим уровнем понимается то, что имеются транспортные потоки, которые выражаются с помощью одного транспортного плеча между точками отправления и назначения. Под тактическим уровнем понимается, что транспортные потоки, например, оптимизируются с помощью алгоритмов консолидации и рейсов. В результате их применения формируется несколько загрузок одного транспортного средства между точками отправлений и назначений.

Это дает возможность минимизации транспортных издержек. Но снижение транспортных издержек не всегда означает максимизацию прибыли или наоборот. В данной статье рассмотрена концепция поиска баланса между двумя планами или целевыми функциями, и она излагается ниже в примере проекта.


Пример проекта

Крупная российская компания, работающая в секторе FMCG, занимается производством и дистрибуцией безалкогольных напитков на территории РФ. Цепочка поставок компании состоит из нескольких заводов по производству напитков и распределительных центров. Для составления бюджета и плана компания обращается к SCM инструментам. С помощью применения функциональностей стратегического и тактического аналитических инструментов проигрывается сценарный анализ, а также проводится анализ «что, если».

Компания применяет функциональность стратегического аналитического инструмента для моделирования и оптимизации структуры и работы цепи поставок на горизонте годового и квартального уровней. В результате применения стратегического инструмента на выходе получаем план дистрибуции, план производства, план закупки, план хранения запасов, роль и функции каждого объекта цепи поставок. На этом уровне компания максимизировала прибыль при удовлетворении спроса (входных данных) с учетом накладываемых бизнес-ограничений.

Затем компания извлекает из всех планов только дистрибуционный план (см. таблицу), так как далее он будет использоваться для составления оптимального транспортного плана. Под
оптимальным транспортным планом понимают то, что дистрибуционный план импортируется в тактический аналитический транспортный инструмент.

Также заполняются соответствующие таблицы, которые предназначены для внесения количества доступных ТС с различными характеристиками. Например, доступные транспортные плечи (ТП), грузоподъемность, тип ТС (тентовый / рефрижераторный / изотермический) и тарифы. В результате оптимизации плана дистрибуции в тактическом транспортном аналитическом инструменте на выходе имеем оптимальный план транспортировки. Этот транспортный план отличается от дистрибуционного плана.

Перечислим некоторые основные отличия, например, формировался один рейс, а на стратегическом уровне присутствуют только прямые плечи между точками отправления и назначения. С помощью одного ТС можно доставить товар до пунктов назначений, что дает уменьшение количества ТС по сравнению со стратегическим уровнем, в котором для осуществления доставки товара необходимы три ТС. Такое уменьшение ТС дает снижение транспортных издержек. Напомним, что целевая функция тактического транспортного инструмента является минимизацией транспортных издержек с учетом накладываемых бизнес-ограничений.


Как известно, оптимальный план транспортировки не дает гарантии, что общие издержки снизились (целевая функция стратегического аналитического инструмента). Поэтому, план транспортировки из тактического аналитического инструмента импортируется в стратегический аналитический инструмент. При этом в стратегическом инструменте создаются ТП12, ТП23, ТП33 (увеличивается мощность транспортного потока ТП3 или отключаем ТП3), ТП32 и ТП21. Убираются ТП1, ТП2 и ТП3 (увеличивается мощность транспортного потока ТП3 или
отключаем ТП3). Увеличиваем или оставляем (если значение не превышает заданных значений предыдущего запуска) мощности распределительных центров А2, А3 на соответствующие величины транспортных потоков из А1 в А2.

Аналогично действуем для А3 на период протекания транспортных потоков. Также обновляем тарифы на перевозки, то есть общую стоимость рейса (ТП12–ТП23–ТП33–ТП32–ТП21) на количество перевозимого товара по этому маршруту. После внесения этих изменений снова запускаем оптимизацию с помощью стратегического аналитического инструмента. Затем, учитывая значение изменения прибыли, анализируем распределение транспортных потоков. Если значение целевой функции стратегического аналитического инструмента увеличилось по сравнению с предыдущим значением, то мы можем снова продолжить аналогичные этапы до тех пор, пока значение целевой функции стратегического инструмента не станет меньше по сравнению с предыдущим значением или не примет стационарное значение.