Каким образом клиенты выбирают ту или иную компанию для хостинга своих интернет-ресурсов? Что они ценят в первую очередь и на какие сервисы обращают внимание? Чтобы узнать это, мы провели опрос нескольких украинских организаций. Как и следовало ожидать, некоторых вопросах результаты оказались вполне прогнозируемые, однако по определенным проблемам мы получили довольно неожиданные ответы…

Наличие собственного веб-ресурса, будь то сайт-визитка или полноценный интернет-портал для ведения бизнеса, играет важнейшую роль для деловой успешности компании. Излишне говорить, что в задаче бесперебойности и круглосуточной доступности веб-ресурса одну из основных ролей играет провайдер услуг хостинга. Именно от качества его работы зависит успешное решение вышеназванной задачи.

Чтобы узнать, по каким критериям потребители услуг хостинга отбирают для себя провайдера, мы задали компаниям следующие вопросы:

• Какие сервисы вы цените в 1-ю очередь при выборе хостинга? 
• Каковы ваши требования к аппаратной части при выборе хостинга? 
• Назовите ваши требования в программной сфере при выборе хостинга? 
• Обозначьте основные достоинства и недостатки отечественных и зарубежных хостинг-провайдеров?

С обработанными результатами опроса вы можете ознакомиться ниже.

Сервисы, которые ценятся в первую очередь

Практически все участники опроса единогласно сошлись во мнении, что при выборе хостинг-провайдера наиболее важны высокий уровень доступности сервисов в режиме 24x7 и быстрое их восстановление в случае форс-мажорных ситуаций, а также квалифицированная поддержка в круглосуточном режиме. 

Юрий Лазебников, руководитель отдела продаж программного обеспечения компании «Комплексные решения», отмечает еще один важный фактор — удобство панели управления сервисами и ее логичность. Сергей Тимошенко, руководитель направления ERP/CRM-систем этой же компании, акцентирует о важности большого выбора поддерживаемых программных продуктов или компонент: «Очень грустно, когда хостер очень сильно ограничивает поддержку тех или иных программных продуктов. Весьма распространена ситуация, когда провайдер просто не хочет разбираться в том, почему не работает или не поддерживается ваша CMS».

Требования к аппаратной части

Удивительно схожим был ответ опрошенных по требованиям к аппаратной части. Фактически все участники опроса заявили, что, как таковых, этих требований нет. 
Сергей Подлубный, главный ИT-специалист компании «БЕСТШОП», принадлежащий группе Otto Group, резюмировал: «Тут требование одно — чтобы сайт нормально работал. А что у него там под капотом — нас не интересует».

С ним согласен Юрий Рязанов, начальник веб-направления компании Itkom:
«Сервер должен обеспечивать нормальную и бесперебойную работу сайта при минимальной цене».

«Основная задача — это стабильная работа сервисов. Остальное — забота хостера.
В случае если мне необходимо разместить свой сервер в стойке хостера, то учитываются все характеристики помещения и оборудования: кондиционирование, безопасность, разводка кабелей, физическая доступность оборудования в режиме 24/7 и т.п.», — добавляет Юрий Лазебников. 

При этом стабильность и качество интернет-каналов хостера подразумевается сама собой, акцентирует Сергей Тимошенко.

Запросы по программной среде

Ответы на этот вопрос оказались весьма прогнозируемыми: все участники назвали Unix-подобные системы в качестве основного требования к программной платформе. Непременным условием также была СУБД MySQL. 

Так, Андрей Дядюсь, начальник системно-технического отдела фирмы «Астарта-Киев» сообщает о своих требования к ПО: «*nix-системы, поддержка скриптовых языков программирования и распространенных СУБД (MySQL, PostgreSQL)». Ему вторит Сергей Подлубный: «Необходимы следующие системы — FreeBSD или Linux, Apache, PHP 5.3-й или 5.2, MySQL 5.1 или выше».

«Должна присутствовать удобная панель управления, чтобы различные вопросы решать самостоятельно, не привлекая специалиста хостинговой компании», — добавляет Юрий Рязанов.

Сергей Тимошенко комментирует: «Трудно указать конкретные требования. Они меняются от платформы к платформе. Иногда достаточно базового Apache+MySQL+PHP. A иногда необходим хостинг масштабного Java-приложения».

«Важна возможность замены таких параметров как IP, SecurityGroup(Firewall), PTR», —отмечает Валентин Чуб, старший ИТ-менеджер компании «Софтпром».

Плюсы и минусы отечественных и зарубежных хостинг-провайдеров

Наиболее разноплановыми оказались комментарии о достоинствах и недостатках отечественных и зарубежных хостинг-провайдеров. Если часть респондентов указывала на расчеты в национальной валюте и наличие украино/русскоязычной техподдержки как основного достоинства отечественных хостинг-провайдеров, то другие обращали внимание на недостатки в квалификации ТП некоторых провайдеров и относительно высокую стоимость услуг тех, у кого таких недостатков нет. Скорее всего такой разброс мнений связан с отличающимся опытом работы с отечественными и зарубежными поставщиками услуг у разных участников опроса. Но так или иначе при соблюдении отечественными провайдерами необходимого уровня качества большинство опрошенных все же отдали бы им предпочтение.

Например, А. Дядюсь говорит, что предпочтение отдается отечественным провайдерам из соображений большей доступности их support- и accounting-служб, опять же, расчеты производятся в национальной валюте. С ним согласен и Ю. Рязанов. В свою очередь, Ю. Лазебников считает что: «По цене всегда можно найти компромисс; для многих пользователей европейские хостеры недоступны из-за языкового барьера и проблем с оплатой за границу». 

«Можно позвонить в службу ТП и всегда получить ответ на нужный вопрос», — добавляет С. Подлубный. В то же время он сетует на относительно большое количество тарифов с ограничениями по объему дискового пространства и по трафику и на достаточную редкость наличия доступа по SSH у отечественных хостеров. К тому же, большой всплеск эмоций вызвала новость о недавнем пожаре на отечественном дата-центре.

Сергей Тимошенко полагает что: «…многие хостеры прокалываются в качестве поддержки. Скорость реакции и квалификация сотрудников зачастую оставляет желать лучшего. Причины этого явления лежат на поверхности— качественная поддержка достаточно дорогое удовольствие и в то же время клиенты стремятся экономить и платить за услуги как можно меньше. Нередко встречается экономия хостеров на архивировании клиентских данных. Объем архивов и количество копий зачастую очень ограничены. Причины все те же».

К набору основных достоинств западных хостинг провайдеров респонденты относят гибкость ценовой политики, маштабируемость системы за счет оперативного подключения виртуальных машин, высокий уровень uptime. «Я могу резервировать ресурс и в случаи повышенной нагрузки автоматически произойдет запуск и распределение вычислительных мощностей», — заявляет В. Чуб.

А вот основным их недостатком является то, что они находятся вне зоны UA-AX, уверен С. Подлубный

Критерии при выборе хостинга

Все опрошенные без исключения указали на важность надежности сервиса и развитости технической инфраструктуры провайдера. При этом ценовой фактор для кого-то играет второстепенное значение, а для кого-то важен в той же степени, что и бесперебойность услуг хостинга. 

И все-таки, в отличии от других областей ИТ, для большинства заказчиков в соотношении «цена-качество» именно качество является ключевым параметром при выборе хостинг-провайдера. С учетом того, что в слово «качество» потребители порой вкладывают различные понятия: кто-то бесперебойность сервиса и высокий уровень ТП, а кто-то — различные дополнительные услуги.

МНЕНИЕ
Александр Ольшанский, президент компании MiroHost
Любой свой бизнес я строю исходя из того, каким бы я его хотел видеть, если б был клиентом. Поскольку многие компании, которые когда-либо консультировал, являются клиентами какого-либо хостера, я всегда говорю по этому поводу очень простую вещь: 
«Вам все равно, сколько платить: 5 или 10 долл в месяц, если для вас важно, чтобы: а) Ваш ресурс всегда работал; б) Ваш хостер был готов 24 часа в сутки помогать вам в любой не стандартной ситуации, в том числе и по телефону; с) Чтобы ваш хостер понимал важность для вас работоспособности сайта и все свои действия соизмерял именно с этим параметром». 
А вообще в среде хостеров есть хорошая поговорка, что самый лучший хостер — это тот, номер телефона которого клиент не помнит.