Мировой рынок мобильных телефонов во 2-м квартале 2010 г. продолжал демонстрировать признаки выздоровления, которое в основном стимулировалось вендорами смартфонов и игроками рынка, не входящими в первую его пятерку. Согласно данным исследования компании IDC за 2Q10, в этот период вендоры поставили на мировой рынок 317.5 млн мобильных телефонов, что на 14.5% больше, чем во 2-м квартале 2009 г. (277.2 млн шт.). Всего же за первую половину 2010 г. поставки мобильников составили 620.6 млн шт., что также превысило аналогичный прошлогодний показатель (523.5 млн шт.) – на 18.5%. 

Аналитики особенно подчеркивают важность активности компаний, поставляющих модели начального и среднего уровня, которые еще недавно составляли основу данного рынка. Многие из них обновили модельные ряды и во втором полугодии намерены уделить большее внимание и смартфонам. В любом случае, усиление давления со стороны крупных вендоров, не входящих в топ-5, особенно со стороны Apple и Motorola, в 3-м квартале усилит конкуренцию. 

Некоторым традиционным производителям мобильных телефонов, например ZTE, удалось увеличить рыночную долю за счет увеличения поставок недорогих моделей, популярность которых у провайдеров беспроводных услуг растет. 

Структура рынка по регионам 

Азиатско-Тихоокеанский регион. Рынок Азиатско-Тихоокеанского региона частично вырос именно за счет недорогих телефоных местных марок. Однако сегмент смартфонов здесь рос быстрее, чем рынок телефонов в целом. Особенно большой рост продаж смартфонов был отмечен в Южной Корее. 

Регион EMEA. В Западной Европе рынок вырос главным образом за счет увеличения продаж смартфонов, снижения цен и дотаций операторов. На рынке предлагались и более дешевые смартфоны. На рынке традиционных телефонов доля Nokia сократилась – ее отвоевала компания Samsung за счет поставок мобильников самого начального уровня. 

Северная Америка. В США по-прежнему основой рынка оставались смартфоны, где с энтузиазмом были встречены модели Apple iPhone 4, а также HTC DROID Incredible и EVO 4G. В Канаде также отмечен рост продаж смартфонов, но там большим спросом пользовались модели на базе Android, включая Sony Ericsson Xperia X10 и Motorola Quench, DEXT и BackFlip. В то же время усилилась и популярность традиционных мобильников за счет брендов-дискаунтеров. 

Латинская Америка. Рост продаж смартфонов не ослаб и в Латинской Америке – здесь он был обеспечен не только ростом пользовательского интереса, но и более привлекательными тарифными планами и предоплаченными сервисами. Компания Nokia, долгое время державшая лидерство по смартфонам в этом регионе, во 2-м квартале оказалась под действием сильнейшей конкуренции со стороны пришедших на этот рынок Apple, HTC, Research In Motion и ряда других игроков. Ожидается, что во втором полугодии конкуренция здесь еще усилится. 

Структура рынка по вендорам 

Пока Nokia остается безусловным лидером на рынке мобильных телефонов, с долей рынка, превосходящей доли двух последующих игроков вместе взятых (см. таблицу). Однако при всем том ее доля рынка по сравнению со 2-м кварталом 2009 г. сократилась больше чем на 2%. Причина, в частности, в потере Nokia конкурентоспособности и, соответственно, маржи на свою продукцию в обеих частях Америки. Однако позиции компании не так-то легко поколебать, она очень сильна своим брендом, производственными мощностями, каналами дистрибуции и продолжающимся успехом на основных развивающихся рынках. 

Позиции Samsung за год существенно улучшились, из регионов - особенно в США и на развивающихся рынках, из модельных позиций – в сегменте устройств с сенсорным экраном. В то же время из-за ряда обстоятельств (в том числе – запоздание с выпуском основных моделей смартфонов) денежные показатели компании во 2-м квартале понизились. Во втором полугодии Samsung планирует улучшить ситуацию, поскольку компания подготовила ряд интересных смартфонных новинок. – 

Поставки LG Electronics после одного неудачного квартала увеличились и вновь превысили отметку в 30 млн шт. Положение компании улучшил выпуск двух моделей смартфонов на базе Android – Ally и Optimus Q, а также продолжившийся успех моделей и мессенджеров, ориентированных на молодежную аудиторию. В то же время из-за сокращения средней цены продаж (ASP), а также больших расходов на НИОКР и маркетинг показатели денежного объема продаж и прибыли компании LG резко сократились по сравнению с теми же показателями предыдущего года. 

Компания Research In Motion (RIM) продемонстрировала самый большой рост среди первой пятерки вендоров – на 40% в годовом исчислении, которого она добилась, фокусируясь исключительно на рынке смартфонов. 

Sony Ericsson продолжает позитивные перемены, и хотя поставки существенно снизились, выпуск нескольких моделей смартфонов уровня high-end на базе Android (Xperia X10, X10 mini и X10 mini pro) уже дали хорошее увеличение оборота. Кроме того, Sony Ericsson выпустила несколько моделей среднего класса, однако основной успех во 2-м квартале связан с фокусированием компании на растущем рынке смартфонов. 

Структура мирового рынка мобильных телефонов по вендорам, Q2 2010 (в млн шт.)

Вендор

2Q10 Отгрузки

2Q10 Доля рынка

2Q09 Отгрузки

2Q09 Доля рынка

2Q10/2Q09 Изменение за год

Nokia

111.1

35.0%

103.2

37.2%

7.7%

Samsung

63.8

20.1%

52.3

18.9%

22.0%

LG Electronics

30.6

9.6%

29.8

10.8%

2.7%

Research In Motion

11.2

3.5%

8.0

2.9%

40.0%

Sony Ericsson

11.0

3.5%

13.8

5.0%

-20.3%

Прочие

89.8

28.3%

70.1

25.3%

28.1%

Всего

317.5

100.0%

277.2

100.0%

14.5%

Источник: IDC, 29 июля 2010 г.

Рост спроса на смартфоны, особенно в регионах Латинской Америки и Азиатско-Тихоокеанском, будет стимулировать дальнейшее увеличение всего рынка мобильных телефонов в текущем году, полагают аналитики IDC.