Практически во всех продуктах появилась функция Content Aware и то, что раньше занимало 30-40 минут (например, склеивание панорам, чистка фотографий), теперь можно сделать гораздо быстрее. Работа функции Content Aware основывается на анализе фона фотографий или корректировке фона, базируясь на анализе всего снимка. То есть, если на фотоснимке есть человек и скамейка, мы выделяем кисточкой скамейку, ждем несколько секунд и получаем абсолютно законченный цельный снимок скамейки без человека, причем в 80% случаев даже не требуется дополнительная доводка.
Новый продукт Flash Catalyst позволяет без обладания специальными знаниями flash-технологии или программирования сделать эскиз сайта, выбрать дизайн, привязать событие и т. д. То есть, любой дизайнер может набросать макет сайта, отдать его программисту для доработки, фактически «забирая хлеб» у flash-разработчика.
Если раньше специалисты брали определенные деньги за обработку фотографий, то сейчас любой человек, умеющий пользоваться новыми инструментами Photoshop CS5, способен справиться сам. Обработка можно выполнить с помощью одной кисточки и не нужно ничего дополнительно создавать, делать маски, накладывать слои. Фактически для базовых задач, для самых простых изменений в пакете CS5 хватает знаний человека, который умеет работать с Microsoft Office.
Illustrator, как и другие продукты, стал более дружелюбным к совместной работе, включая приложение inCopy. Тот же Content Aware теперь работает в Illustrator по тому же самому алгоритму. Выравнивание столбцов статьи или доверстка — те задачи, из-за которых специалист раньше мог завышать свою зарплату на 30-40% — сейчас доступны даже выпускнику факультета полиграфии.
Откровенно говоря, это одновременно и плюс, и минус. Преимущество в том, что не нужно знать нюансы – можно, не будучи профессионалом, делать профессиональную обработку. Минус в том, что глобально требования к качеству специалистов снижается, потому что если раньше человек до тонкостей знал, как выполнить ту или иную задачу – он сам накладывал маски, копировал блок текста или фона – то сейчас за него в 80% случаев это делает Adobe. Необходимо отметить, что 80% — это достаточно много. Например, когда мы выбираем 4 фото, которые будем вставлять в статью, всегда можно найти ту одну фотографию, с которой Adobe справится сам на 100%.
Надо понимать, что если это классическая фотография – море, пляж, человек – то справиться с ней легче. А если это выставка с темным освещением, шумом, свечами, толпой народа и пестрыми красками, то справляться будет сложнее. Но глобально вопросы затрат времени одного специалиста уменьшились.
Никто не умаляет заслуги профессиональных дизайнеров – это разные подходы. Одни говорят, что у них отбирают хлеб, потому что раньше к ним приходили в фотолабораторию и просили исправить какие-то мелочи на фото, а сейчас заказчики могут сделать это самостоятельно. В то же время те, кто является действительно профессионалами, считают, что теперь за то же время они могут сделать в два раза больше. Это относится ко всем продуктам.
Аппаратные совершенствования
Еще один важный момент линейки CS5 – поддержка 64-битовых платформ. Это очень существенно, например, для таких продуктов, как AfterEffects, который работает с тяжелым видео. На 64-битовой платформе работа выполняется на 50-80% быстрее, чем в 32-битовых версиях.
Быть ли Adobe Flash?
Многие пользователи наверняка помнят, что в свое время Adobe анонсировала выход новой версии Flash, где были все инструменты для разработки flash-программ под мобильные устройства: телефоны, смартфоны, коммуникаторы, плюс адаптация flash-контента под iPhone. Инструменты получились отличные —можно было легко написать приложение на Flash, адаптировать его под iPhone и выложить на Web-store.
Впрочем, на сегодняшний день Adobe собирается вкладывать ресурсы в HTML 5 – от этого никуда не деться. Думается, что самой Flash-технологии еще года три безбедного существования гарантировано. Тем не менее, все технологии уходят, и я не считаю Flash каким-то вечным стандартом в интернете, тем более, что это проприетарный формат Adobe и, к тому же, достаточно старая технология. Если Adobe вложит средства в новые технологии, тот же HTML 5, и если они создадут хороший инструмент, который будет работать с HTML 5 как с Flash, то это будет правильный шаг.
Сегодня заметна явная тенденция к переходу на мобильный трафик и мобильные устройства. Иными словами, мобильные пользователи становятся достаточно серьезным потребителем. Macintosh-системы полноценно поддерживают Flash, но вся проблема в том, что эту технологию не поддерживают мобильные устройства. 60 миллионов iPhone в мире и сотни тысяч iPad, продающихся в США в месяц, заставляют задуматься о том, что существенная часть потребителей не имеют возможности просматривать данный контент. Это серьезная проблема, поэтому Adobe сейчас над ней работает. Так, в последнем DreamWeaver можно использовать HTML 5 для верстки сайтов.
Изменения в лицензировании и локализации
Ранее у профессиональных пользователей Adobe, которые использовали либо Mac, либо РС, очень часто возникали вопросы с лицензированием — нужно ли что-то доплачивать и докупать новые инсталляции. В CS 5 эта проблема полностью решена – теперь инсталлятор сам распознает платформу и ставит нужную версию. Эта мелочь, которая, тем не менее, часто влекла за собой длительный простой, если шла смена техники или платформы. В кризисное время компании далеко не всегда могли обновить Mac-системы и и многие переходили обратно на РС, но ведь при этом лицензии были куплены для Macintosh.
Я думаю, что возможен вариант с продлением акции в 70% скидки на украинские версии CS5 – все, кто в прошлом году приобрел лицензионный Adobe, смогут практически за копейки (15% от полной стоимости пакета) получить апгрейд на версию CS5. Практически цена будет приближаться к стоимости покупки диска на «Петровке».
Ценовая политика становится очень лояльной. Более того, в CS5 самым популярным пакетом стал Design Standart, который продается наиболее часто – Adobe сделала его дешевле. Это тоже один из поводов задуматься о переходе на новую версию.
«Не бойтесь покупать наши профессиональные продукты, они тоже простые»
Всеобщая тенденция — и это видно на примере многих вендоров, таких как Autodesk и Apple – сейчас идет упрощение профессиональных продуктов. Хорошая аналогия – появление зеркальных камер среднего уровня, в которых имеется широкий набор функций хорошего фотоаппарата, но на всякий случай есть кнопка автоматического режима для тех, кто хочет получить качество «зеркалки», но понятия не имеет, как это сделать. Понятно, что человек, который досконально знает Photoshop и умеет работать со слоями, смешением цветов, фильтрами, подгрузкой кистей, «вытянет» из Photoshop больше.
Идея заключается в том, что некоторые компании, в том числе и Adobe, возможно вообще откажутся от консьюмерской линейки продуктов. Пояснение здесь такое: вы платите 1000 долларов, и пользуетесь мощным, но при этом простым Photoshop. Если у вас нет этих денег, вы пользуетесь урезанным Photoshop Elements, который стоит 150 долларов. Главный посыл: «Не бойтесь покупать наши дорогие продукты, они тоже простые. Вы получите больше инструментов и сможете ими пользоваться».
Юрий Лазебников, глава департамента ПО компании «Комплексные решения»