«Лаборатория Касперского» — фактически первый разработчик ПО на просторах СНГ, которому удалось построить глобальный бизнес. О стратегии компании, ситуации в области информационной безопасности и наиболее перспективных направлениях развития мы говорили с Гарри Кондаковым, управляющим директором «Лаборатории Касперского» в странах СНГ, Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки.

PC Week/UE: Покупка других предприятий в целях расширения собственного бизнеса — общепринятая практика на Западе. Однако «Лаборатория Касперского» к ней не прибегает. Так, Евгений Касперский полагает, что покупка чужого бизнеса может нарушить корпоративную культуру собственной компании, а если сравнивать по деньгам – то наем новых людей и развитие новых продуктов обойдется в ту же сумму. Чем обусловлен такой подход?

Действительно, у некоторых мировых производителей имеется богатая практика поглощения других компаний. Однако, вспомните, даже громкие покупки последних лет часто оказывались неудачными. Примеры действительно эффективных приобретений можно сосчитать по пальцам. Поэтому компания, у которой нет опыта подобных сделок, должна принимать во внимание все многочисленные риски, которые возникают в процессе поглощения.

Еще одна опасность – покупая бизнес, в итоге можно получить не его активы, а его долги. Ведь в софтверной области реальную ценность в первую очередь представляют не материальные активы, а люди, специалисты, которые обладают теми или иными компетенциями. Может случиться так, что через месяц после покупки компании из нее уйдут все ключевые сотрудники – как быть в такой ситуации? Подход «Лаборатории Касперского» лежит в области минимизации указанных рисков и привлечении в штат высококлассных специалистов, обладающих необходимыми для развития бизнеса знаниями и навыками. Такой подход приносит плоды – уже есть ряд примеров, когда к нам переходили целые группы квалифицированных разработчиков.

PC Week/UE: В каком направлении вы намерены расширять свой продуктовый ряд и как планируете углублять свой бизнес?

Согласно классификации исследовательской компании IDC «Лаборатория Касперского» на рынке информационной безопасности работает в сегменте антивирусной и контентной фильтрации. В дальнейшем мы, безусловно, планируем расширение, но не намериваемся выходить за рамки тех областей, в которых уже имеем богатый опыт и знания.

В 1997 году мы начинали свой бизнес как антивирусная компания. И несмотря на то что наши программные продукты до сих пор продолжают называть антивирусами, сегодня они включают в себя целый набор функций, в полной мере отвечающих понятию «комплексная защита пользователя», – теперь это и антируткит, и антибот, и фаерволл, и проактивная защита и множество дополнительных полезных функций, например, виртуальная клавиатура. Рынок вредоносных программ эволюционирует стремительными темпами, и классические файловые вирусы уже не представляют той опасности, как 7-8 или 10 лет назад, – появились новые глобальные угрозы. Поэтому если производитель защитного софта намерен усиливать свою рыночную долю, он должен своевременно выпускать новые продукты, нейтрализующие все новейшие киберугрозы.

Вообще же, можно выделить несколько этапов развития бизнеса «Лаборатории Касперского». На начальном этапе основной доход приносили продажи технологий другим вендорам – партнеры встраивали наши инновации в свои решения. В то время это стало для нас хорошим финансовым трамплином, открывающим новые горизонты для роста.

Накопив некоторый финансовый резерв, мы сконцентрировались на рынке персональных пользователей. Мы начали продуманную экспансию, и сегодня занимаем прочные позиции в очень многих регионах, а в ряде ключевых стран являемся лидерами ритейла. Приятно, что нашу компанию стали оценивать как серьезного игрока и сильного конкурента в масштабах всего мирового рынка информационной безопасности.

В настоящее время основные усилия «Лаборатории Касперского» направлены в сторону корпоративного рынка. Мы переходим на качественно новый уровень – корпоративный рынок требует не только передового программного продукта, но и принципиально нового подхода к обеспечению информационной безопасности.

К примеру, если в транснациональной компании произойдет требующий вмешательства наших антивирусных экспертов инцидент заражения вредоносным кодом, то реагировать необходимо повсеместно. Решение проблемы инфицирования на уровне одной страны будет малоэффективным. Сейчас мы работаем над построением глобальной структуры реагирования, а также над привнесением новых функций в наши корпоративные продукты.

Помимо этого, «Лаборатория Касперского», безусловно, уделяет внимание территориальному расширению бизнеса. Мы с самого начала не предполагали ограничиваться домашним рынком, понимая, что бренд должен быть глобальным. Добившись признания в России, мы начали активную экспансию в Европу. Сейчас уже можно сказать, что мы завоевали европейский рынок, по крайней мере, в части домашних пользователей. Следующим шагом станет укрепление позиций на рынках Японии и США.

Резюмируя, могу сказать, что в наших планах значится наступление на корпоративный рынок, переход к наднациональной защите корпоративных заказчиков, а также серьезная экспансия на недостаточно «освоенные» нами территории.

PC Week/UE: Выход на рынок США требует работы с патентами, а это очень серьезные инвестиции…

Да, мы отдаем себе в этом отчет, и никто не говорит о мгновенном покорении рынка. Вместо «блицкрига» нам предстоит долгий процесс завоевания, и для успеха еще предстоит многое сделать. Однако по ту сторону Атлантики находится большой рынок, открывающий новые возможности для развития компании – это нельзя не учитывать.

PC Week/UE: Вы говорили о территориальном расширении. А если затронуть расширение по вертикалям, что здесь происходит?

Четкая фокусировка по различным вертикалям характерна для рынков, на которых компания присутствует давно – например, России и Украины. Тут мы работаем с телекоммуникационным, нефтегазовым, банковским секторами и т. д. Когда мы говорим об индустрии, то, прежде всего, имеем в виду крупного заказчика.

Интересный факт: если принять рынок всех заказчиков за 100%, то рынок крупных клиентов составит лишь чуть больше 10%, хотя кажется, что их гораздо больше. В этом есть своя логика – в странах СНГ, и, отчасти, в арабских странах, основные средства аккумулируются в крупных госструктурах. Но если брать европейский бизнес, то 75-80% населения там работают в малом бизнесе.

PC Week/UE: В каких странах вы сильнее всего ощутили последствия кризиса?

Как ни странно, сильнее всего кризис мы ощутили в России и, в чуть меньшей степени, в Украине и в Казахстане. Это было во многом обусловлено девальвацией местных национальных валют. Нельзя также забывать и о том, что доля «Лаборатории» в этих странах составляет порядка 50%. А во время кризиса больше всего страдает лидер, это универсальный закон, ничего не поделаешь. Для компании, которая имеет 20% рынка, кризис – это возможность получить еще 2% за чужой счет. А вот у большого вендора главная задача – не ослабить позиции.
Тем не менее, на рынках и России, и Украины, и Казахстана мы росли достойно, причем не только в национальных валютах, но и в единой американской. При этом если говорить про доллары, то, насколько я знаю, продажи большинства вендоров в выше озвученных трех странах в 2009 году по сравнению с 2008 годом упали.

На рынках дальнего зарубежья ситуация была другой. К примеру, в Африке мы выросли на 100% и это не предел. Кроме того, был отмечен очень высокий рост на Ближнем Востоке.

Замечу однако, что и в России, и в Европе несколько снизился темп роста продаж, но не сами продажи. Дело в том, что в прошлые годы наши обороты каждый год практически удваивались, поэтому мы и без кризиса ожидали уменьшение роста – крупному игроку расти тяжелее. Так что, по сути, замедление роста вызвано объективными причинами - показатели не вышли за рамки наших ожиданий.

Интересный факт, рынок ИБ за время кризиса упал меньше всех. Если посмотреть на динамику акций Symantec или McAfee, то окажется, что нижняя точка проседания составила 18-20%, в то время как в целом по всей ИТ-отрасли падение в основном фиксировалось на уровне 60-70%. Это наглядный показатель того, что инвесторы не уходили с рынка информационной безопасности.

PC Week/UE: Не так давно вы открыли офис в Йоханнесбурге, отвечающий за развитие бизнеса на африканском континенте. Чем это было обусловлено?

Изнутри Африка видится совсем по-другому, чем из России или Украины. Возможно, вы будете удивлены, но из тех 10-12 африканских стран, которые я посетил, ни одну не могу назвать нищей. Сейчас это единый континент, деловой центр которого смещается в сторону ЮАР. К примеру, из шести наших крупнейших африканских партнеров, трое – южно-африканские компании. Вижу хорошие перспективы роста, будем поступательно развиваться.

PC Week/UE: Китай, наверное, до сих пор является самым крупнейшим пиратским пользователем ваших продуктов. Насколько удачным оказался ваш проект внедрения на китайский рынок?

Китай – единственная страна, для которой «Лаборатория Касперского» разработала специальный бренд. Такова специфика проникновения на местный рынок. Бренд «Кабасиджи» поддерживает очень удачная рекламная кампания с Джеки Чаном, который для Китая является фактически национальным героем. Это сотрудничество стало возможным благодаря дружбе Джеки Чана с руководителем нашего Азиатско-Тихоокеанского дивизиона. Слышал, что отголоски этой кампании были заметны и в Украине.

Что касается пиратства, то надо понимать, китайцев без малого полтора миллиарда. Когда мы берем статистику по лицензионным ключам, то не учитываем китайские активации. Китай – это цифры других порядков и даже небольшой процент реализованных продуктов в числовом выражении может сравниться с показателями более успешных территорий.

PC Week/UE: И в этом плане Китай очень привлекателен?

Безусловно. Мы видим, что и Китай, и, как я уже упоминал ранее, США и Япония – это наше будущее.

PC Week/UE: Говоря про Японию: рынок страны считается очень закрытым, ведь сами японцы в основном пользуются только своими продуктами…

Да, японский рынок – это другая планета. Мы уже несколько лет присутствуем в регионе, но нам еще предстоит серьезная работа по его завоеванию. Азия вообще неохотно впускает «чужаков», так как в большинстве случаев предпочтение отдается национальному вендору. Но, как говорится, вода камень точит.

PC Week/UE .Не планирует ли « Лаборатория Касперского» передать часть своих работ на аутсорсинг, как это делают другие компании, например Symantec?

Время от времени мы привлекаем различных разработчиков к сотрудничеству с нами. Например, такая группа есть у нас в Харькове. Но ситуация здесь аналогична вопросу о приобретении компаний – зачастую нам выгоднее взять людей в штат, если они действительно грамотные специалисты. Ведь как уже говорил выше: люди – это основная ценность компании.

Читать еще интервью