12 февраля 2010 года исполняется 55 лет с того дня, как принято решение о строительстве космодрома Байконур (Казахстан). Постановление о создании полигона по испытаниям межконтинентальной баллистической ракеты и запуску искусственных спутников Земли подписал в 1955 году Совет Министров СССР.

Комплекс «Байконур» – международный космический порт, обеспечивающий реализацию российских и международных космических программ. В состав комплекса входят территория космодрома и город. Свое существование комплекс начинал как научно-исследовательский и испытательный полигон Министерства обороны СССР, впоследствии стал международным космическим портом.

В 1954 году была создана Государственная комиссия по выбору места строительства космодрома. Проведя рекогносцировку нескольких районов страны, комиссия вышла с предложением о размещении космодрома в пустынном районе Казахстана восточнее Аральского моря, в нескольких сотнях километров от поселка Байконыр (по-русски – Байконур). Это место имело ряд преимуществ перед другими: малонаселенность не только в районе космодрома, но и по трассе запускаемых ракет, равнинная полупустынная местность, наличие крупнейшей среднеазиатской реки Сыр-Дарьи, проходящие вблизи железнодорожная магистраль и автомобильная трасса, более 300 солнечных дней в году и, главное, близость к экватору, дающая возможность использовать для запусков дополнительную скорость вращения Земли.

12 февраля 1955 года было принято совместное Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании Научно-исследовательского испытательного полигона № 5 Министерства Обороны СССР (НИИП № 5 МО СССР), который с самого начала предназначался как для испытания боевых ракет, так и для исследований в области космической техники.

Для дислокации полигона был отведен значительный участок полупустыни посередине между двумя райцентрами Кзыл-Ординской области Казахстана – Казалинском и Джусалами, около разъезда Тюра-Там железной дороги Москва – Ташкент. Район формирования полигона в первой половине 1955 года имел условное наименование «Тайга».

В русском языке не было слова «космодром». Новый строительный объект называли просто «экспериментальный диапазон».

В январе 1955 года на станцию Тюра-Там прибыл первый отряд военных строителей. Началось создание производственной базы: закладывались бетонные заводы, растворные узлы, механизированные склады для песка и гравия, организовывалось лесопильное и деревообрабатывающее производство. Трудности, с которыми встретились строители полигона, были связаны не только с суровыми климатическими условиями (летом температура выше +40 С, а зимой – ниже –30 С) и неустроенностью быта, но и с крайне сжатыми сроками строительства и отсутствием опыта в создании подобных объектов.

Поначалу военные строители жили в палатках, весной появились первые землянки на берегу Сыр-Дарьи, а 5 мая 1955 года было заложено первое капитальное (деревянное) здание жилого городка.

Официальной датой рождения города и полигона считается 2 июня 1955 года, когда директивой Генерального штаба Министерства обороны СССР была утверждена организационно-штатная структура 5-го Научно-исследовательского испытательного полигона.

Главными объектами строительства были старты для межконтинентальных баллистических ракет и технические сооружения космодрома. 20 июля 1955 года строительные части приступили к работам по сооружению старта площадки № 1. Для создания только первого стартового сооружения военным строителям потребовалось вырыть котлован глубиной 45 метров, длиной 250 метров и шириной более 100 метров, поднять более 1 млн кубометров грунта и уложить свыше 30 тысяч кубометров бетона.

Работы проводились круглосуточно. Уже через четыре месяца первое стартовое сооружение было сдано под монтаж пускового оборудования. В установленные сроки был сдан и первый монтажно-испытательный корпус на площадке №2.

Первой ракетой, которая испытывалась на полигоне, была межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) Р-7, разработанная в ОКБ-1 Сергея Королева. Наземный стартовый комплекс был создан Конструкторским бюро общего машиностроения (КБОМ) под руководством Владимира Бармина.

К началу летных испытаний Р-7 на обширной территории полигона по трассам полета и на полях падения головных частей был сформирован измерительный комплекс полигона.

15 мая 1957 года состоялся первый пуск МБР Р-7, а 4 октября 1957 года специалистами космодрома был выведен на орбиту первый искусственный спутник Земли.

12 апреля 1961 года боевой расчет полигона совместно с представителями предприятий промышленности подготовил и провел запуск космического корабля «Восток» с первым космонавтом Земли Юрием Гагариным на борту.

Для обеспечения секретности полигона был построен мнимый космодром около поселка Байконыр, расположенный в 350 километрах севернее железнодорожной станции Тюра-Там, на северных отрогах хребта Алатау в Казахстане. Все сообщения в советской печати о запусках спутников местом запуска указывали Байконур. Постепенно это название стало ассоциироваться с настоящим космодромом.

А после 12 апреля 1961 года 5‑й НИИП получил открытое название «Космодром Байконур» (для публикаций в прессе и т.п. целей).

В последующие годы с Байконура были запущены первые в мире искусственные спутники Солнца, Луны, Венеры, космические корабли-спутники. С космодрома были осуществлены пуски всех отечественных космических кораблей («Восток», «Восход», «Союз», «Прогресс», «Буран») и орбитальных станций (серия «Салют», «Мир»), а также других космических аппаратов.

Постепенно расширяясь, Байконур занял площадь в 6 717 квадратных километров (без учета полей падения). Стартовый район космодрома раскинулся на 85 км с севера на юг и на 125 километров с запада на восток. Помимо стартового района к космодрому относятся измерительные пункты, расположенные на расстоянии до 500 километров по трассе полета ракет на территории Казахстана, а также 22 поля падения отработавших ступеней ракет общей площадью 4,8 млн гектаров выведенных из обращения земель.

После распада СССР космодром оказался на территории Республики Казахстан. В 1994 году был подписан Договор между РФ и Казахстаном, согласно которому Россия будет эксплуатировать космодром в обмен на ежегодно уплачиваемую Казахстану арендную плату. Срок аренды был установлен в размере 20 лет. В 2004 году этот срок аренды был продлен до 2050 года. Стоимость аренды космодрома составляет 115 млн долларов в год.

Еще около 170 млн долларов ежегодно перечисляются на поддержание и развитие инфраструктуры космодрома и города Байконур.

В настоящее время с Байконура производятся все запуски пилотируемых космических кораблей «Союз-ТМ», автоматических грузовых кораблей «Прогресс-М», вывод на околоземную орбиту блоков орбитальных станций, выполняются запуски народно-хозяйственных космических аппаратов на геостационарную орбиту.

В состав технического комплекса космодрома Байконур, расположенного в 40 километрах от г. Байконура, входят технические позиции орбитального корабля, ракеты-носителя и многоразового ракетно-космического комплекса, а также средства энергоснабжения, связи, сбора и передачи информации, инженерные сети, транспортные коммуникации и жилая зона.

Наземная инфраструктура космодрома:

– 9 типов стартовых комплексов в составе 15 пусковых установок для запусков ракет-носителей;
– 4 пусковых установки для испытаний межконтинентальных баллистических ракет;
– 11 монтажно-испытательных корпусов, в которых размещено 34 технических комплекса для предстартовой подготовки ракет-носителей и космических аппаратов, а также 3 заправочно-нейтрализационные станции для заправок космических аппаратов и разгонных блоков компонентами ракетных топлив и сжатыми газами;
– измерительный комплекс с современным информационно-вычислительным центром для контроля и управления полетом ракет-носителей, а также обработки телеметрической информации;
– кислородно-азотный завод суммарной производительностью до 300 т криогенных продуктов в сутки;
–тепло-электроцентраль на 60 мгВт;
– газотурбинный энергопоезд на 72 мгВт;
– 600 трансформаторных подстанций;
– 92 узла связи;
– 2 аэродрома 1-го класса («Крайний» и «Юбилейный» на МКС «Буран»);
– 470 километров железнодорожных путей (спец.пути – 40 километров);
– 1281 километр автомобильных дорог;
– 6610 километров линий электропередачи;
– 2784 километра линий связи.

На космодроме функционирует 15 предприятий, филиалов и центров испытаний ведущих предприятий космической отрасли России, обеспечивающих полный цикл предстартовой подготовки ракет-носителей, разгонных блоков, космических аппаратов и объектов наземной космической инфраструктуры и проведение пусков, пишет РИА «Новости».