В сентябре 2008 г. мы внезапно узнали, что мировая экономика переживает кризис, который будет длиться неопределенное время, да и глубина его неизвестна. На ИТ-рынке наступило затишье. Вопросы развития и возможностей применения новых технологий и бизнес-моделей (SOA, виртуализация, «облачные» вычисления) отошли куда-то на задний план и все разговоры сосредоточились вокруг проблем выживания, сокращения издержек, избавления от ненужного.

Однако уже весной период молчания стал заканчиваться. Как бы тяжело ни было, приходилось осваиваться в новых условиях, а значит, думать о развитии бизнеса и его ИТ-обеспечении. Осенью осторожно заговорили о завершении «черной полосы», и проблемы развития ИТ-инфраструктуры опять стали выходить на передний план. Сегодня эти обсуждения идут преимущественно в контексте концепции «облачных» вычислений (Cloud Computing).

Сейчас можно уверенно сказать, что тема «облачных» вычислений — хит корпоративного ИТ-рынка нынешнего делового сезона, и ее актуальность в течение ближайших лет будет только возрастать. По сути Cloud повторяет знакомый путь, который четыре года назад начал прокладывать хит того времени — SOA. Термин Cloud впервые появился на ИТ-рынке в начале 2008 г., но серьезное обсуждение данной темы прервалось (кризисом), фактически не начавшись. В данный момент повторяется знакомая картина: термин уже широко используется в рассказах о практически любой технологии корпоративного уровня, но при этом создается впечатление, что понимание того, что же это такое и как все это соотносится с реалиями рынка, приходит медленно. Опять же можно вспомнить о SOA — далеко не сразу ИТ-поставщики смогли представить заказчикам данную концепцию в понятном структурно-логическом виде.

Так что, наверное, именно сейчас небесполезна будет попытка разобраться в этой теме, отделив зерна от плевел.

Что такое Cloud Computing

Сегодня четкого представления о структуризации самого понятия Cloud Computing просто не существует. Более того, похоже, что поставщики и не особенно стремятся внести ясность в этот вопрос, предпочитая делать акцент на продвижении собственных продуктов.

Разбираясь с теорией, посмотрим, что по поводу Cloud говорится в Википедии.

В русской Википедии приводится такое определение: «Облачные вычисления — технология обработки данных, в которой программное обеспечение предоставляется пользователю как Интернет-сервис». Нетрудно заметить, что такое описание вполне подходит и для SaaS (ПО как сервис).

Более точная, на мой взгляд, формулировка имеется в Википедии английской: «Cloud Computing — это стиль разработки и использования компьютерных технологий (вычислений), при котором динамично масштабируемые ресурсы предоставляются через Интернет как сервис». Обратите внимание: речь идет не просто о ПО, но об ИТ-ресурсах в целом, и, что важно, динамично масштабируемых.

Примерно такую же формулировку дает Gartner, делая акцент на высокую масштабируемость ИТ-ресурсов и на то, что средства поддержки предоставляемых заказчику услуг скрыты от него, а сами Cloud-ресурсы оплачиваются клиентом по мере их использования. И подчеркивается, что реализация Cloud Computing базируется не на одной какой-то технологии, а на множестве отдельных.

Отметим еще один важный момент: под стилем использования Cloud Computing подразумевается даже не столько внутренняя организация системы (это уже личные проблемы поставщика услуг), сколько характер взаимоотношений с заказчиком. Ведь основная идея облака — возможность получить через Интернет некоторый вычислительный сервис, не вникая в то, как он физически реализуется. И что тоже важно: клиент может (скорее всего за дополнительную плату) при необходимости легко увеличить вычислительную нагрузку.

Что касается преимуществ, которые сулят проповедники Cloud, то здесь довольно стандартный набор достоинств: общее повышение эффективности использования ресурсов (консолидация), возможность применения модели «по требованию», снижение капитальных и эксплуатационных затрат заказчиков.

Если попытаться представить Cloud в некотором структурном виде, то можно выделить две ключевые характеристики: каков уровень предоставляемых сервисов и кто эти сервисы предоставляет. При такой постановке вопроса в Cloud Computing входят модели трех уровней:
  • IaaS ( Infrastructure as a Service) — предоставление аппаратной ИТ-инфрастуктуры (серверы, сети, устройства хранения и пр.);
  • PaaS (Platform as a Service) — IaaS+операционная система и, возможно, ее API;
  • SaaS — PaaS+приложения для конечных пользователей с доступом через Интернет.
С точки зрения поставщиков сервисов здесь разделяются внутренние облака (внутри компании) и внешние. Вообще одна из ключевых идей Cloud заключается как раз в том, чтобы с технологической точки зрения разницы между внутренними и внешними облаками не было и заказчик мог гибко перемещать свои задания между собственной и арендуемой ИТ-инфраструктурой, не задумываясь, где конкретно они выполняются. Но при этом очевидно, что между внешними и внутренними облаками лежит очень четкая граница, которая определяется нормативно-законодательными требованиями, вопросами безопасности, обеспечения непрерывности бизнеса и пр.

Учитывая это, отметим, что если понятие «внутреннее облако» довольно четко определяется периметром защиты корпоративной ИТ-инфраструктуры (локальные сети и интранет), то во внешнем облаке нужно выделять вопросы государственных границ (учет требований национального законодательства), а также статус конкретного поставщика сервисов (международный, локальный). Создание внутренних облаков — это, как правило, использование исключительно модели IaaS.

Кроме того, нужно сказать об основных участниках Cloud-сообщества. Понятно, что тут есть две основные группы — заказчики и поставщики, к которым соответственно относятся бизнес-пользователи и ИТ-подразделения (поставщики услуг и технологий). При этом в отличие от традиционной схемы применения ИТ, когда эти роли разделены очень четко и практически не смешиваются между собой, в случае Cloud как раз возможны пересечения.

В частности, одна из ключевых особенностей Cloud — выступление классических поставщиков (например, Microsoft) в роли сервис-провайдеров; сервис-провайдеры создают собственные программные платформы (Google, Amazon), а ИТ-отделы компаний превращаются в сервис-провайдеров (в случае внутренних облаков).

Итак, если вы заказчик, то, говоря о Cloud, особенно рассматривая предложения ИТ-компаний, нужно прежде всего выяснять следующие моменты.
  1. Что ИТ-компания предлагает: услуги по организации вашей ИТ-инфраструктуры в виде внутреннего облака или сервисы внешних облаков.
  2. О каком именно уровне Cloud-услуг идет речь — IaaS, PaaS или SaaS.
  3. Кто провайдер — специализированный поставщик, использующий базовые технологии других (кого именно?), или поставщик-провайдер.