Виталий Мануйлов, директор «Альтер Системс», отмечает также «характерную «выжидательную» позицию, когда заказчики, которые не так сильно ощутили на себе влиние кризиса и не были стеснены в финансовых ресурсах, все же взяли паузу, чтобы пронаблюдать за развитием событий, поскольку прогнозировать что-либо было очень сложно».
Президент «СИТРОНИКС Информационные Технологии» Владимир Ясинский приводит данные IDC, согласно которым объем украинского ИТ-рынка в целом сократится в 2009 году более чем на 50% – до $1,8 млрд. Объем рынка системной интеграции также сократится вдвое и составит около $400-500 млн. И хотя, как отмечает Владимир Ясинский, «сейчас уже наметились некоторые признаки стабилизации ситуации, они более характерны для потребительского сегмента ИТ-рынка. Корпоративный сегмент будет восстанавливаться значительно медленнее».
Генеральный директор компании «УЛИС Системс» Олег Опря описывает еще одну важную тенденцию: «Сократилось количество проектов класса High-End, когда оборудование закупалось с запасом мощности. Популярными стали решения среднего класса с возможностью масштабирования в будущем при нехватке вычислительных ресурсов». Кроме того, возрос спрос на ИТ-аутсорсинг. Как отмечает Марина Денисова, «аутсорсинг постепенно растет за счет тех заказчиков, которые видят, что переход на управление ИТ-инфраструктурой в удаленном режиме приносит реальную экономию».
Важнейшей тенденцией 2009 года стало изменение отношения заказчиков как к ИТ в целом, так и к конкретным проектам. Взгляд на ИТ стал более реалистичным, а подход к внедряемым проектам и решениям – предельно прагматичным. Заказчики стали внимательнее подходить к выбору систем, более четко формулируют задачи, которые им необходимо решить с помощью внедряемых систем и технологий, тщательно контролируют ход реализации проектов. Это стимулирует ИТ-компании не только повышать качество услуг, но и оптимизировать продуктовые портфели. В результате на рынке появилось большое количество новых «антикризисных» продуктов.
Генеральный директор компании «АМИ» Михаил Брейман рассказывает: «Еще в начале этого года у нас появилось целое семейство «антикризисных» продуктов – это понятные продукты с быстрой отдачей, позволяющие повысить операционную эффективность бизнеса и снизить издержки. Это, в первую
очередь, ряд продуктов в области сервиса и ИТ-аутсорсинга». По всей вероятности, значительно повлияет на формирование структуры украинского ИТ-рынка в дальней перспективе и такое явление, которое можно назвать «проверкой на прочность» сложившихся бизнес-связей и партнерских отношений. Многие компании, столкнувшись с серьезными проблемами, спровоцированными недобросовестностью партнеров, вынуждены были задуматься об управлении рисками и пересмотре принципов сотрудничества с коллегами и клиентами.
Генеральный директор компании «РИМ2000» Юрий Протопопов так описывает возникшие на определенном этапе проблемы: «Честное выполнение нами договорных обязательств по отношению к заказчикам, отсутствие в договорах соответствующих пунктов, растянутые по времени с поэтапной оплатой проекты – с одной стороны, и стремительный рост курса доллара, «непонимание» некоторыми заказчиками происходившего – с другой, приводили к значительным финансовым потерям. Кроме этого, некоторые заказчики (и чем они были крупнее, тем это было более откровенно и цинично) сознательно затягивали оплаты. Это еще больше увеличивало наши потери».
Как отмечает глава Наблюдательного совета «SICenter» Дмитрий Зарахович, «многие компании и люди начали терять понимание и доверие друг к другу». Поэтому неудивительно, что главным качественным изменением года эксперты, как правило, считают уход с рынка или резкую потерю позиций недостаточно профессиональными компаниями с неэффективным менеджментом, рискованными кредитными портфелями, чрезмерной специализацией и т.п.
По словам генерального директора «De Novo» Максима Агеева, «большой пузырь лопнул и забрал с собой откровенно непрофессиональные подходы и низкое качество работы». В целом же, как подчеркивает Михаил Брейман, «кризис пошел рынку на пользу. Он выступил катализатором процессов развития рынка, приближающих его структуру к виду более развитых рынков. И заказчики, и интеграторы научились считать экономический эффект от внедрений».
ВЫГОДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Когда возникают проблемы, и люди, и компании стараются решить их с максимальной выгодой
для себя. Как показал опрос наших экспертов, украинские системные интеграторы сумели из-
влечь выгоды практически из всех проблем, с которыми они столкнулись в 2009 году.
| Проблемы | Выгоды |
| Уменьшение объема ИТ-рынка | Выход ИТ-компаний на новые направления развития и в новые сегменты рынка |
| Сокращение доходов ИТ-компаний | Оптимизация затрат и бизнес-процессов внутри ИТ-компаний |
| Падение спроса на ИТ в целом | Оптимизация продуктовых портфелей ИТ-компаний |
| Ограниченные ИТ-бюджеты заказчиков | Экономически обоснованные, бизнес-эффективные проекты |
| Нестабильная ситуация, сложность прогнозирования и планирования
| Повышение скорости принятия решений, реагирования на изменения |
| Рост недоверия клиентов к ИТ | Выработка навыка «смотреть на проблему глазами клиента», «говорить на языке клиента»
|
| Более высокие требования заказчиков | Повышение качества разработки и реализации проектов |
| Недобросовестность бизнес-партнеров | Оптимизация рисков и структуры партнерской сети |
| Увольнения сотрудников ИТ-компаний | Повышение среднего уровня квалификации персонала для одних компаний,свободные ИТ-специалисты на рынке труда – для других
|
| Агрессивная ценовая конкуренция в тендерах | Дифференциация ИТ-компаний за счет выработки уникальных компетенций |
| Отсутствие инвестиций в построение ИТ-инфраструктуры
| Рост спроса на услуги, оптимизацию и модернизацию ИТ-инфраструктуры |
| Отсутствие масштабных, комплексных проектов | Развитие «блиц-внедрений», проектов с коротким циклом внедрения и окупаемости
|
| Сокращение объемов заказов в государственном секторе
| Активизация деятельности в сегменте SMB |
| Стремление заказчиков экономить на развитии и поддержании ИТ-инфраструктуры
| Рост спроса на ИТ-аутсорсинг |
| Отказ ИТ-компаний от дистрибуции | Расширение направления системной интеграции |
| Уход компаний с рынка | Повышение общего уровня профессионализма, культуры конкуренции |















