Вопрос о том, есть ли будущее у крупных программных продуктов масштаба предприятия, возник далеко не сегодня. Вместе с тем появление новых технологий придает ему еще большую значимость.

Издание CIO Insight решило изучить эту проблему и выяснить у ИТ-руководителей, какую политику они проводят в области внедрения и обновления ПО и какие программные продукты они считают сегодня наиболее перспективными.

С середины 90-х годов прошлого века, когда интернет стал жизненно необходимой технологией, как заявляет CIO Insight, многие стали предрекать конец эры “тяжелого” корпоративного ПО из-за его дороговизны и сложности установки и поддержки. В какой-то степени так и произошло, и сегодня некоторые крупнейшие софтверные производители испытывают серьезные затруднения, которые они связывают с мировым кризисом. Microsoft, SAP, Oracle, IBM и ряд других вендоров пережили трудный год. В то же время другие компании, среди которых Google и Salesforce.com, чьи продукты лицензируются и выполняются через веб, по всей видимости, без особых потерь пережили это трудное время.

CIO Insight задается вопросом, что происходит. Является ли снижение экономических показателей компаний, производящих крупное ПО, кратковременным или это революция в области софта? Неужели наконец-то начинают меняться привычки покупателей данного ПО — известных своей консервативностью корпоративных ИТ-руководителей? И сколь долго это может продлиться?

“Возникает ощущение, что сегодня повторяется революция, которую вызвало распространение персональных компьютеров, — сказал вице-председатель правления компании Diamond Technology and Management Consultants, бывший профессор Гарвардской школы бизнеса Джон Свиолка. — Инновации затронули сферу потребления, и ИТ-специалисты выступили в роли покупателей. То же самое происходит и сейчас с появлением смартфонов и веб-приложений”.

CIO, вынужденные снижать затраты на ИТ, заявляют, что у них больше нет возможности запускать крупные ERP-проекты стоимостью в 50 млн. долл.: реализация их может занять годы, а получение отдачи неочевидно. Поэтому они обращают внимание на технологии, которые они, может быть, даже и не рассматривали год назад: ПО с открытым кодом, “софт как услуга” (SaaS), социальные сети и даже облачные вычисления.

Например, крупная американская нефтяная и нефтехимическая компания Sunoco рассматривает вариант замены своей корпоративной системы электронной почты на бесплатную систему на базе веба. А страховая компания Nationwide Mutual Insurance организовала внутренние корпоративные микроблоги для сотрудников с помощью бесплатного сервиса Yammer и сейчас собирается передать на аутсорсинг часть своих операций, включая управление персоналом, используя другие веб-приложения. “Кризис способствовал ускорению этих процессов, но так или иначе вся наша индустрия в целом движется в данном направлении”, — заявил главный технический директор (CTO) Nationwide Mutual Insurance Срини Коушик.

Тем не менее все из опрошенных изданием CIO Insight ИТ-руководители сказали, что с осторожностью относятся к внедрению новых технологий. Они отметили, что в веб-приложениях существует ряд нерешенных проблем, начиная от безопасности данных и вопросов интеграции и заканчивая юридическими моментами.

Что вызывает опасения у ИТ-директоров
Как сообщает CIO Insight, вокруг ни одной технологии не было столько рекламной шумихи, как вокруг облачных вычислений. Этой теме было посвящено множество конференций, созданы коалиции вендоров, выпущено несчетное число пресс-релизов. И хотя многие производители ПО уже объявили о наличии у них готовых решений в области облачных вычислений, многие ИТ-руководители полагают, что данная технология достигнет своей зрелости лишь через несколько лет.

Так что сейчас они только изучают и тестируют ее. В Sunoco, например, создали тестовую среду и среду разработки, чтобы лучше разобраться в том, как можно использовать “облачную” услугу, предлагаемую компанией Amazon. А вот Nationwide Mutual Insurance продвинулась еще дальше. Она предоставила страховым агентствам место в своей сети для хранения резервных копий. Компания использует виртуализацию для выделения этого пространства, а для обеспечения доступа — веб-приложение, аналогичное Mozy, которое позволяет осуществлять непрерывное, неограниченное по размерам резервное копирование. Агентства оплачивают эту услугу в соответствии с объемом используемого пространства.

Согласно приведенным в CIO Insight выводам, ИТ-руководители скорее всего начнут использовать технологию SaaS, которую легче понять и применять и которая не требует предварительных инвестиций ни в оборудование, ни в ПО.

Так, по словам главы консалтинговой компании Avatar Strategic Partners Стивена Липки, SaaS-приложения могут быть особенно привлекательны для небольших или новых компаний, которые еще не выработали устоявшиеся способы ведения дел или не накопили огромные объемы данных. Вместе с тем он предупреждает, что модель SaaS, как и технология облачных вычислений, не так проста, как это кажется на первый взгляд. Взять хотя бы решение вопроса о том, кто является владельцем данных в условиях необходимости соблюдения требований законодательства (например, закона Сарбейнса — Оксли). Будут ли ваши данные уничтожены при расторжении вами договора? Где будут храниться резервные копии ваших данных? Как вы получите обратно свои данные, если решите сменить поставщика SaaS?

Вследствие этого, полагает Стивен Липка, многие компании просто не готовы к использованию таких технологий, как SaaS или облачные вычисления, в силу того, что их системы слишком разрозненны или их бизнес-процессы слишком сложны.

Подводя итог, представители CIO Insight заявляют, что поскольку ИТ-руководители обладают широкими возможностями, чтобы помочь своим компаниям пережить трудные времена, то одним из лучших способов построения надежного будущего является правильный выбор новых технологий. Кризис — это хорошее время для того, чтобы экспериментировать с самыми современными технологиями, которые могут способствовать снижению затрат на электроэнергию, повысить эффективность бизнеса или привлечь дополнительных клиентов.

И как показал опрос, проведенный компанией Forrester Research среди североамериканских и европейских ИТ-директоров, самыми популярными решениями этого года стали средства автоматизации от Salesforce, HR-приложения, системы для ведения коллективной работы, сервисного обслуживания клиентов и их поддержки, автоматизации маркетинга, а также блоги и вики.