Для компаний, осуществляющих радикальные преобразования, например сетей, приложений и бизнес-процессов, модель мультисорсинга имеет смысл. Трудно ожидать, что один подрядчик будет располагать опытом и ресурсами для осуществления преобразования во всех областях.
Но с финансовой точки зрения мультисорсинг порождает множество вопросов. Как отмечают специалисты, с каждым подрядчиком связаны определенные административные издержки.
Кроме того, выборочный подход к аутсорсингу плохо сочетается с общей тенденцией к интеграции систем и процессов. С другой стороны, неверная стратегия (или отсутствие таковой) может повредить мультисорсинговой модели бизнеса.
Об этом заявил Франк Риддер, директор по исследованиям Gartner: «Недавнее исследование Gartner Benchmark показало, что 55% крупных компаний управляют внутренними бизнес-процессами лишь на тактическом и оперативном уровне, будучи не в состоянии что-то менять на стратегическом уровне и инвестировать средства в развитие важных направлений мультисорсинга».
Кроме того, Gartner прогнозирует, что к 2012 году, подобная негибкая политика, вызванная чрезмерным вниманием к сокращению издержек, приведет к перебоям в бизнесе и срыву 30% аутсорсинговых сделок.
Перечислены три ключевые проблемы, с которыми организации сталкиваются в мультисорсинге:
1. Аутсорсинговые сделки трудно выстроить и проконтролировать. Например, многим компаниям просто не хватает опыта для надлежащего контроля и оценки эффективности аутсорсинга.
2. От аутсорсинговых сделок часто не удается добиться ожидаемых результатов. После того, как организация выстроила отношения с аутсорсером, она ожидает от него большего, чем тот может предоставить. Проблемы могут возникнуть даже у недовольных рядовых сотрудников.
3. Аутсорсинговая стратегия не развивается. Компания осталась неудовлетворенной, так как аутсорсеры не смогли внести все инновации, на которые она рассчитывала. Кроме того, аутсорсинговые договора оказались не структурированы - это не обеспечило необходимую гибкость для быстрой адаптации к изменениям на рынке.
Поэтому Gartner предлагает десять компонент, без которых компания не сможет осуществить переход на эффективный и действенный мультисорсинг:
1. Стратегия управления (Strategy management) состоит в том, чтобы аутсорсер знал о бизнес-целях компании, стратегии, структуре и системе управления.
2. Управление рисками (Risk management) предотвращает, обнаруживает и смягчает риски по всем сделкам.
3. Управление финансами (Financial management) заключается в том, чтобы четко сформулировать финансовые цели, согласовав их с бизнес-целями. Например, снизить совокупную стоимость (total cost of sourcing) до 15 % в течение двух лет, чтобы установить четкий ориентир для всех активов.
4. Управление спросом (Demand management) контролирует и расставляет приоритеты среди ИТ-услуг на основе спроса для оптимизации ресурсов.
5. Служба управления (Service management) согласовывает действия аутсорсеров и заказчиков услуг.
6. Проект-менеджмент (Programme management) определяет портфолио услуг и стратегию развития проектов, с целью достичь желаемых результатов.
7. Контроль взаимоотношений (Relationship management) Благодаря этой службе обеспечивается поддержка отношений с внутренними и внешними поставщиками услуг. Она устанавливает уровень выполнения заказов, собирает показатели производительности каждого аутсорсера и обеспечивает обратную связь.
8. Управление персоналом (HR-management). Служба осуществляет подбор персонала, обладающего знаниями и опытом в определенных областях.
9. Управление эффективностью (Performance management) помогает оптимизировать затраты и проследить за тем, чтобы новые (или пересмотренные) бизнес-цели были достигнуты.
10. Управление контрактами (Contract management). Служба отвечает за процесс заключения договоров в соответствии с потребностями организации.