Предприятия наращивают инвестиции в технологии бизнес-анализа (Business Intelligence, BI) ради получения более точной информации о развитии своего бизнеса, но зачастую забывают о “последней миле” — связи BI-систем со средствами поддержки принятия решений. Такой вывод недавно сделала аналитическая компания Gartner.

Отсутствие взаимодействия между этими системами не позволяет полностью использовать преимущества BI, считают аналитики. В результате несмотря на доступность всевозможной информации руководители принимают неправильные решения. Такие примеры, которых много и в частном, и в государственном секторе, лишний раз доказывают, что для выбора правильного решения одной лишь информации недостаточно.

Gartner делит процесс использования средств бизнес-анализа на три этапа. На первом ведётся сбор, очистка и упорядочивание исходных данных, на втором — доставка потребителям требуемой информации, обычно представленной в форме отчетов, а на третьем, самом важном, BI-технология применяется для принятия решений. По оценке Gartner, многие предприятия уже реализовали два первых этапа, но так и не приступили к третьему.

Чтобы заполнить этот пробел, пользователям следует разработать корпоративную систему поддержки принятия решений, которая позволит им на основе полученных из BI-систем отчетов и аналитических материалов строить различные сценарии типа “что будет, если…” и с их помощью отслеживать, кем и как принималось то или иное решение, какие данные при этом использовались.

Gartner рекомендует китам отрасли ПО — SAP, Oracle, IBM и Microsoft — уделить больше внимания развитию систем поддержки принятия решений, хотя на начальном этапе такая деятельность не сулит большой прибыли. Видимо, по этой причине ведущие игроки не проявляют особого интереса к данной технологии.

В такой ситуации наиболее простым способом подключения BI к принятию решений является использование приложений поддержки коллективной работы и социальных сетей. Системы коллективной работы, например Microsoft SharePoint Server, не только открывают сотрудникам предприятий доступ к полученным с помощью BI отчетам и аналитическим материалам, но и позволяют проверить различные предположения и варианты решений с помощью соответствующих данных.

По мнению аналитиков, в случае реализации такой цепочки предприятиям легче будет понять, как у них принимаются решения, выявить сотрудников, отличившихся на этом поприще, и многократно использовать наиболее удачные подходы за счет разработки структурированных, специализированных процессов принятия решений.

Gartner советует пользователям создавать хранилища наиболее важных для бизнеса решений, например, для торгового предприятия это может быть число временных сотрудников, нанимаемых в предпраздничный период, а для производственного — доводы за и против открытия нового завода. Параллельно нужно стимулировать сотрудников к повышению компетенции в области принятия решений: знакомить их с передовым опытом в этой сфере, проводить тренинги и увеличивать прозрачность процесса принятия решений.