Системные исследования в науке возникли как реакция на стремительно усложняющийся мир. Кроме того, человек вынужден все более настойчиво вмешиваться в функционирование окружающей среды, состоящий из множества взаимодействующих систем. Производство и потребление, транспорт и связь, экономика и экология, трудно найти область человеческой деятельности, в которой системы не играли бы значительной роли.

Работа с системами включает в себя два направления (а чаще – два этапа): исследование систем и их создание (анализ и синтез) [1]. Это разделение весьма условно: изучение системы без практических выводов не имеет смысла, а перестройка системы, предпринятая в обход анализа причин и следствий, заканчивается провалом.

Существует достаточно большое количество определений системы, но обычно основной акцент делается на взаимодействие составляющих ее элементов [2].

Ряд авторов подчеркивает организованность системы, объединение ее элементов в интересах достижения общей цели, единство ее структуры и функций, значимость отношений между объектами и их свойствами и др. [1-3]. Различие определений системы объясняется, не столько многообразием объекта исследований, сколько несовпадением подходов исследователей к системе, точнее, к аспектам системы, ко-торые исследует тот или иной автор: структура или функции, отношения между элементами или подсистемами, статика или динамика системы.

Направленность данной работы прагматическая, поэтому в определении системы подчеркнем ее продуктивность, результат ее функционирования.

Итак, под термином система, мы понимаем совокупность взаимодействующих элементов, обладающую производными свойствами.

Принципиально описание системы образует три среза [4]:

- структурный (элементы, связи между ними и их параметры);

- функциональный (работа системы и ее развитие);

- кибернетический (регулирование поведения системы).

В наиболее общем плане система разделяется на структуру и функции. Структура – это взаимосвязь, характеризующая строение системы; ее модель, идеализированный образ.

Функционирование – это деятельность (работа) системы (подсистемы, элемента), а функция – не сама деятельность, а отношение действующего «элемента» ко всей системе [5].

Закономерности поведения системы определяются ее структурой и характеристиками элементов, а также условиями функционирования. Для простых систем, не обладающих свободой выбора поведения, это означает, что изменить поведение системы можно, только изменив ее состав и/или структуру. Для сложных систем связь между структурой и функционированием неоднозначна.

В большинстве источников, описывающих системы, понятие сложности является довольно неопределенным. Так, например, Н. Бусленко считает систему сложной, если велико число взаимодействующих элементов; по сути дела, одно понятие заменяется другим, так же нераскрываемым [6]. Непродуктивным представляется и подход Щедровицкого, который считает сложность системы синонимом ее непознанности [7].

Классифицируя системы как сложные и простые, необходимо отметить, что есть безусловно сложные системы по структуре и функционированию. Реже встречаются системы, сложные по структуре, но простые по функционированию. И гораздо чаще встречаются системы, сложность которых состоит в сочетании и чередовании функций. Таким образом, сложна либо структура, либо функционирование (либо то и другое).

Лефевр, исследователь конфликтующих структур, предложил считать сложной систему, для которой трех ее описаний (структурного, функционального и кибернетического) недостаточно, чтобы выявить ее сущность, и возникает необходимость в интегрирующей модели, объединяющей все упомянутые срезы [8].

Рассмотрим еще более узкий класс – сложные технические системы. Это человеко-машинные системы, поведение которых в значительной степени зависит от интеллектуально-волевой деятельности людей.

Практически в каждой сложной технической системе можно выделить две подсистемы: управляющую и исполнительную. Исполнительная подсистема реализует основную функцию системы, управляющая регулирует ее поведение с учетом изменяющихся условий среды и требований пользователя.

Сложные технические системы, как правило, характеризует: осуществление основных и вспомогательных функций; точность функционирования; быстродействие; надежность; адаптивность; модернизируемость; безопасность функционирования; простота и удобство управления; совместимость с другим системами и вспомогательным оборудованием; модульная структура; возможность стандартизации; масштабируемость.

К сложным техническим системам относятся и ИТ-системы. Современные корпорации и крупные предприятии с филиалами, размещенными на значительной тер-ритории, ощущают все большую потребность в корпоративных интегрированных информационных системах (КИИС). Задача такой системы – обеспечить доступность общих баз данных, работу приложений, внутреннюю телефонную связь, видеоконференцсвязь, сделать реальностью общую информационную политику и политику в сфере безопасности.

Именно поэтому и создаются КИИС, объединяя центральный офис предприятия с подразделениями, расположенными в других районах, обеспечивая надежное поступление всей оперативной и статистической информации в центр.

Сложность любой системы также определяется набором задач, которые она должна выполнять. Существуют как общие, так и специальные требования к КИИС предприятий. К общим можно отнести необходимость удаленного доступа к приложениям и базам данных, требования к емкости и защищенности каналов связи, к объемам и способам организации хранилищ, к инструментариям администрирования и репликации, к сохранности и безопасности информации и.т.д. Специальные требования продиктованы необходимостью объединить в общую инфраструктуру множество площадок обработки, хранения и доступа к данным. Существуют различные варианты построения КИИС на базе проводных, спутниковых и радио¬каналов передачи данных [9].

При построении такого рода систем для объединения их в единую корпоративную информационную систему необходимо решить сложнейшую задачу технологической и информационной интеграции. Последняя должна быть проведена на транспортном, инфраструктурном, общесистемном и прикладном уровнях. В рамках данного процесса также необходимо обеспечить интеграцию интерфейсов, данных и приложений. 

При проектировании КИИС разрабатывается топология будущей сети, определяется объем, тип и структура данных, строится модель информационных потоков предприятия, анализируются количество и типы используемых прикладных систем.

Именно прикладные системы обеспечивают повышение эффективности работы предприятий и общее требование к ним – это необходимость обеспечения высокой степени готовности и доступности. Чтобы система была эффективной, она должна обеспечивать непрерывность и быстрое восстановление всех бизнес-процессов предприятия.

Одним из наиболее востребованных решений является построение высокодоступных кластерных комплексов и организация серверных групп для приложений, используемых в предприятии.

Еще одна задача, имеющая первостепенное значение для эффективной работы приложений – организация систем и сетей хранения данных (SAN). Все чаще накопление данных и их последующий анализ используется для моделирования и прогнозирования. Как правило, подобные проекты включают в себя также подсистемы резервирования и восстановления данных.

Современный масштаб территориально-распределенных предприятий для эффективной работы приложений требует использования систем мониторинга и управления сложными структурами, а внедрение информационно-аналитических систем позволяет принимать обоснованные управленческие решения на основе достоверной информации в масштабе реального времени.

Таким образом, очевидно, что наиболее яркие примеры эволюции систем, их развития и динамики, демонстрирует такая отрасль, как ИТ-индустрия, базирующаяся на самых передовых научных и технологических достижениях.

Список литературы:

  1. Сегал В.В. Анализ и синтез сложных систем. - К.: ЦЭМИ «Тридента», 1994.- 157 с.
  2. Берталанафи Л., История и статус общей теории систем. - М.: Наука, 1973.- 356 с.
  3. Квейд Э. Анализ сложных систем. - М: Сов. радио, 1969.- 226 c.
  4. Общая теория систем. - М: Мир, 1966. - 401 c.
  5. Сетров М.И. Основы функциональной теории организации. - Л.: Наука, 1972. - 230 c.
  6. Бусленко И.В., Калашников В.В., Коваленко И.Н. Лекции по теории сложных систем. - М.: Сов. радио, 1975. - 197 c.
  7. Щедровицкий Г.П. Проблемы методологии системного исследования. - М: Машиностроение, 1954.- 329 c.
  8. Лефевр В.А. Конфликтующие структуры. - М.: Сов. радио, 1973. - 199 c.
  9. Лисецкий Ю.М., Бобров С.И. Корпоративная интегрированная информационная система энергораспределяющего предприятия //Управляющие системы и машины.-2007.- №4.-С.3-9.