В середине сентября руководство компании Acer поделилось с журналистами из стран Европы, Азии и США своим видением будущего рынка портативных ПК. Именно этому была посвящена значительная часть выступления Джей Ти Ванга, CEO компании Acer.
По мнению Джанфранко Лянчи, суперпортативные ноутбуки — хорошее решение для категории «mobile people» |
Как показывает практика, этот сектор имеет для Acer принципиальное значение, ведь, судя по официальным данным компании, 62% ее доходов (по итогам первого полугодия 2008-го) приносят мобильные устройства (год назад — 61%), причем несмотря на значительный рост оборота (7,9 млрд. долл. за первое полугодие 2008-го и 5,3 млрд. долл. в 2007-м) эта цифра не меняется.
Как отметил президент Acer Джанфранко Лянчи, компания развивает рыночный сегмент мобильных ПК с 2000 года и сейчас такая стратегия себя оправдала. В целом, по его мнению, суперпортативные ноутбуки — это хорошее решение для категории «mobile people», свободных профессионалов и учащихся, которые главным образом и формируют спрос на подобную технику. Цена таких устройств в среднем начинается с 299 долл., и они приобретаются как второй или третий компьютер именно для производства пользовательского контента и становятся основной движущей силой беспроводных сетей широкополосного доступа в Сеть. По мнению г-на Лянчи, в 2008 году будет реализовано 10 млн. таких устройств, а в 2009-м — уже 25 млн. Причем в нынешнем году доля ноутбуков с розничной ценой до 500 долл. составит 18% от общего объема продаж мобильных ПК. Нетбуки, особенно с сенсорным дисплеем, вполне могут подкосить развитие сегментов UMPC и MID, где устройства продвигаются производителями как средства для интернет-общения.
Основные варианты использования нетбуков, по мнению специалистов Acer, — это веб-серфинг, электронная почта, общение с помощью IM-клиентов, видеочат, социальные сети, загрузка фотографий из камер и выкладка их на фотохостинг, просмотр видеоподкастов, прослушивание и загрузка музыки. Кроме того, взрывной рост этого рынка, как мы отмечали, возможен и в связи с тем, что в новых моделях уже удалось значительно снизить энергопотребление (но не за счет потери производительности) и соответственно увеличить время автономной работы: на рынке присутствуют устройства, которые с дополнительными емкими батареями могут продержаться 5—7 часов без подзарядки.
Aspire One — «ударное» предложение Acer на рынке нетбуков |
Интересно, что после завершения сделок по интеграции Packard Bell и Gateway Acer видит себя не монобрендовым производителем компьютеров, а европейской компанией с латинским названием и китайскими традициями, как уверен Джанфранко Лянчи. При этом основная стратегия развития на мировом рынке — параллельное продвижение нескольких различных брендов. Для этого, как можно понять из выступления президента Acer, в компании решили взять на вооружение опыт автомобильной промышленности, выстроив приобретенные бренды в три линейки: eMachines фирмы Gateway для самых дешевых ноутбуков (из этого сегмента Acer в ближайшее время обещала полностью уйти); мобильные ПК под маркой Acer будут занимать среднюю ценовую категорию, включая разнообразные предложения для корпоративных клиентов; а в премиум-сегменте будут размещены прежде всего модели ноутбуков Packard Bell.
Судя по ответам сотрудников Packard Bell на вопросы журналистов в кулуарах и во время специальных сессий, компания предполагает завоевывать потребителей практически исключительно за счет «уникального дизайна своих моделей», а также улучшенной эргономики мобильных ПК. То есть налицо попытка применить нечто схожее с подходом Apple, привлекающей пользователей почти исключительно за счет дружественного интерфейса, тщательного выстраивания бренда и действительно интересных конструкторских замыслов. Между тем, внимательный осмотр всех представленных под брендом Packard Bell новинок, так и не дает определенного мнения о преимуществах этой техники. Да, тачпад вместо прямоугольника выполнен в виде круга, обычно острые углы сглажены, вес мобильных ПК невелик, во всех моделях достаточно USB-портов и присутствуют веб-камеры для видеосвязи, причем некоторые устройства, к примеру EasyNote BG46 или BG48, очень напоминают изделия MacBook.
Скорее всего, в данном случае помочь развитию мультибрендовой стратегии может только разумная концепция продвижения, осторожное использование торговых марок, адекватный маркетинг и правильное целеполагание плюс высококачественный послепродажный сервис.
Напомним, что основные конкуренты Acer в сегменте дорогих компьютеров с ценой выше 1,5 тыс. долл. — Sony Vaio и HP Pavilion. И если технические параметры мобильных ПК у Acer вполне на уровне, то общее впечатление пользователей, что «Acer — это дешево», заставляет компанию выдвигать в сегмент дорогих моделей новый бренд, лишенный таких стереотипных ассоциаций. Ведь если в корпоративном секторе основное решение о покупке той или иной аппаратуры принимается на основании технических параметров, то для массового пользователя приобретение ноутбука — это в большей степени эмоциональный поступок, причем окончательное решение о конкретной модели в большинстве случаев принимается уже в магазине. К тому же, как отметили представители Acer, разделение брендов позволит увеличить продажи в торговых сетях за счет расширения ассортимента: магазинам, реализующим цифровую технику, интересно увеличить количество представленных моделей, и тот факт, что они поступают от единой компании, ситуацию абсолютно не меняет.
К сожалению, ничего определенного не было сказано о будущих планах выпуска коммуникаторов eTen (бренд компании, приобретенной Acer несколько месяцев назад, теперь пишется именно так), однако в кулуарах отмечалось, что первый коммуникатор Acer будет представлен в 2009 году по цене порядка 600 долл. Очень вероятно, что это будет «умный мобильный» с сенсорным дисплеем («iPhone’мания» дает о себе знать), а вот с ОС ситуация пока не определена — ею может стать как Windows Mobile, так и Android.