В середине сентября руководство компании Acer поделилось с журналистами из стран Европы, Азии и США своим видением будущего рынка портативных ПК. Именно этому была посвящена значительная часть выступления Джей Ти Ванга, CEO компании Acer.


По мнению Джанфранко Лянчи, суперпортативные ноутбуки — хорошее решение для категории «mobile people»
По мнению Джанфранко Лянчи, суперпортативные ноутбуки — хорошее решение для категории «mobile people»
По его мнению, одна из основных тенденций рынка компьютерного оборудования — это развитие сегмента нетбуков, которые подходят и для частных пользователей (быстрая связь через беспроводные сети, возможность с помощью таких устройств вести блоги, производить и загружать контент, заниматься самообучением), и для корпоративных клиентов (мобильные точки продаж и заполнения документов, использование на нишевых рынках и т.д.). В целом, по словам г-на Ванга, нетбуки (в этой рыночной нише Acer предлагает устройство Aspire One) значительно расширили сегмент портативных ПК на рынке мобильных персональных компьютеров.

Как показывает практика, этот сектор имеет для Acer принципиальное значение, ведь, судя по официальным данным компании, 62% ее доходов (по итогам первого полугодия 2008-го) приносят мобильные устройства (год назад — 61%), причем несмотря на значительный рост оборота (7,9 млрд. долл. за первое полугодие 2008-го и 5,3 млрд. долл. в 2007-м) эта цифра не меняется.

Как отметил президент Acer Джанфранко Лянчи, компания развивает рыночный сегмент мобильных ПК с 2000 года и сейчас такая стратегия себя оправдала. В целом, по его мнению, суперпортативные ноутбуки — это хорошее решение для категории «mobile people», свободных профессионалов и учащихся, которые главным образом и формируют спрос на подобную технику. Цена таких устройств в среднем начинается с 299 долл., и они приобретаются как второй или третий компьютер именно для производства пользовательского контента и становятся основной движущей силой беспроводных сетей широкополосного доступа в Сеть. По мнению г-на Лянчи, в 2008 году будет реализовано 10 млн. таких устройств, а в 2009-м — уже 25 млн. Причем в нынешнем году доля ноутбуков с розничной ценой до 500 долл. составит 18% от общего объема продаж мобильных ПК. Нетбуки, особенно с сенсорным дисплеем, вполне могут подкосить развитие сегментов UMPC и MID, где устройства продвигаются производителями как средства для интернет-общения.

Основные варианты использования нетбуков, по мнению специалистов Acer, — это веб-серфинг, электронная почта, общение с помощью IM-клиентов, видеочат, социальные сети, загрузка фотографий из камер и выкладка их на фотохостинг, просмотр видеоподкастов, прослушивание и загрузка музыки. Кроме того, взрывной рост этого рынка, как мы отмечали, возможен и в связи с тем, что в новых моделях уже удалось значительно снизить энергопотребление (но не за счет потери производительности) и соответственно увеличить время автономной работы: на рынке присутствуют устройства, которые с дополнительными емкими батареями могут продержаться 5—7 часов без подзарядки.


Aspire One — «ударное» предложение Acer на рынке нетбуков
Aspire One — «ударное» предложение Acer на рынке нетбуков
По данным IDC за первую половину 2008 года, в регионе EMEA, ключевом для Acer (48% всех продаж, а годом ранее было 52%), компания занимает второе место по сбыту всевозможных ПК после HP (на третьем месте — Dell). Причем за это время ее доля выросла с 12% до 14% (доля рынка HP за тот же период подросла с 18% до 20%). Но в сегменте ноутбуков ситуация иная: в EMEA лидирует Acer с долей порядка 22% (у HP — около 20%), а компании Dell принадлежит почти 11% (на рынке США Dell занимает 27%, в то время как Acer — не больше 9%). В целом, если посмотреть на ведущую десятку регионов по продаже мобильных ПК (данные IDC за первую половину 2008 года), Acer лидирует на рынках, которые показывают рост не менее 18% в год, — в Бразилии, Германии, Франции, России; третье место у компании в Великобритании, Индии и Канаде. На самых емких рынках, к которым сегодня относятся США (33,2 млн. проданных компьютеров), Китай (19,5 млн.) и Япония (7,7 млн.), показатели у Acer пока не столь высоки — четвертое, пятое и десятое места, соответственно.

Интересно, что после завершения сделок по интеграции Packard Bell и Gateway Acer видит себя не монобрендовым производителем компьютеров, а европейской компанией с латинским названием и китайскими традициями, как уверен Джанфранко Лянчи. При этом основная стратегия развития на мировом рынке — параллельное продвижение нескольких различных брендов. Для этого, как можно понять из выступления президента Acer, в компании решили взять на вооружение опыт автомобильной промышленности, выстроив приобретенные бренды в три линейки: eMachines фирмы Gateway для самых дешевых ноутбуков (из этого сегмента Acer в ближайшее время обещала полностью уйти); мобильные ПК под маркой Acer будут занимать среднюю ценовую категорию, включая разнообразные предложения для корпоративных клиентов; а в премиум-сегменте будут размещены прежде всего модели ноутбуков Packard Bell.

Судя по ответам сотрудников Packard Bell на вопросы журналистов в кулуарах и во время специальных сессий, компания предполагает завоевывать потребителей практически исключительно за счет «уникального дизайна своих моделей», а также улучшенной эргономики мобильных ПК. То есть налицо попытка применить нечто схожее с подходом Apple, привлекающей пользователей почти исключительно за счет дружественного интерфейса, тщательного выстраивания бренда и действительно интересных конструкторских замыслов. Между тем, внимательный осмотр всех представленных под брендом Packard Bell новинок, так и не дает определенного мнения о преимуществах этой техники. Да, тачпад вместо прямоугольника выполнен в виде круга, обычно острые углы сглажены, вес мобильных ПК невелик, во всех моделях достаточно USB-портов и присутствуют веб-камеры для видеосвязи, причем некоторые устройства, к примеру EasyNote BG46 или BG48, очень напоминают изделия MacBook.

Скорее всего, в данном случае помочь развитию мультибрендовой стратегии может только разумная концепция продвижения, осторожное использование торговых марок, адекватный маркетинг и правильное целеполагание плюс высококачественный послепродажный сервис.

Напомним, что основные конкуренты Acer в сегменте дорогих компьютеров с ценой выше 1,5 тыс. долл. — Sony Vaio и HP Pavilion. И если технические параметры мобильных ПК у Acer вполне на уровне, то общее впечатление пользователей, что «Acer — это дешево», заставляет компанию выдвигать в сегмент дорогих моделей новый бренд, лишенный таких стереотипных ассоциаций. Ведь если в корпоративном секторе основное решение о покупке той или иной аппаратуры принимается на основании технических параметров, то для массового пользователя приобретение ноутбука — это в большей степени эмоциональный поступок, причем окончательное решение о конкретной модели в большинстве случаев принимается уже в магазине. К тому же, как отметили представители Acer, разделение брендов позволит увеличить продажи в торговых сетях за счет расширения ассортимента: магазинам, реализующим цифровую технику, интересно увеличить количество представленных моделей, и тот факт, что они поступают от единой компании, ситуацию абсолютно не меняет.

К сожалению, ничего определенного не было сказано о будущих планах выпуска коммуникаторов eTen (бренд компании, приобретенной Acer несколько месяцев назад, теперь пишется именно так), однако в кулуарах отмечалось, что первый коммуникатор Acer будет представлен в 2009 году по цене порядка 600 долл. Очень вероятно, что это будет «умный мобильный» с сенсорным дисплеем («iPhone’мания» дает о себе знать), а вот с ОС ситуация пока не определена — ею может стать как Windows Mobile, так и Android.