Перспективен ли аутсорсинг ЦОД в Украине?

Обычно центр обработки данных воспринимается как важный, но все же вспомогательный бизнес-ресурс. То есть с развертыванием ЦОД должна возрасти эффективность ИТ-инструментов компании. Грамотно спроектированная система позволяет сократить операционные и капитальные расходы на информационные технологии, регламентировать и поддерживать единый уровень качества обслуживания и готовности инфраструктуры, обеспечить быструю модернизацию путем наращивания вычислительных мощностей, перехода на новые версии ПО и масштабирования различных подсистем.

Таким образом, ЦОД предоставляет возможность сократить затраты. Но всегда ли целесообразно разворачивать собственный дата-центр, если можно его арендовать?

«Классика» коммерческих ЦОД

В нашей стране есть компании, которые сдают клиентам собственные вычислительные и инфраструктурные ресурсы в коммерческую эксплуатацию. Чаще всего они «одалживают» инженерную инфраструктуру и стойки, куда клиент может поместить свои серверы, либо предоставляют все аппаратное наполнение — серверы, системы хранения данных и пр. Иногда помимо «железа» пользователь получает базовые инфраструктурные сервисы наподобие резервного копирования и восстановления.

Сегодня в большинстве случаев подобный сервис сопряжен с хостинг-провайдингом (размещением веб-серверов). Среди крупнейших держателей коллективных ЦОД в Украине выделяются компании «ВОЛЯ-Кабель», «Колокол», «Оптима Телеком».

А недавно на этом рынке появился еще один многообещающий игрок. В начале октября украинский хостинг-провайдер и регистратор доменных имен «Интернет Инвест» (Imena.UA, Mirohost.net) ввел в промышленную эксплуатацию собственный дата-центр. Площадка занимает более 230 м2, оснащена системами бесперебойного питания мощностью 1 мВт и прецизионного кондиционирования и может вместить до 10 тыс. серверных юнитов. ЦОД рассчитан в первую очередь на размещение серверов интернет-проектов, для которых важны бесперебойность работы и быстрое наращивание мощности серверов.

Новые веяния: ЦОД как услуга

В последние годы в мире коммерческих дата-центров образовалась еще одна тенденция, которую кратко можно обозначить «ЦОД как услуга».

Речь идет не о размещении серверов и приложений клиентов в ЦОД оператора связи, а о предоставлении готового продукта для корпоративного пользователя. С точки зрения поставщика — телеком-оператора, наиболее выгодно разработать некий унифицированный пакет услуг, максимально отвечающий запросам целевой аудитории.

Условно можно выделить три основные категории подобных услуг.

Первая — это коммуникативные сервисы: телефония, электронная почта, системы обмена мгновенными сообщениями. Перспективным направлением является и предоставление услуг для проведения видеоконференций — ведь соответствующий (и немалый, с учетом контента) трафик генерируется внутри сети, что существенно экономит расходы заказчика.

Ко второй категории относятся сервисы коллективной работы, например, почтовые серверы (как Microsoft Exchange), общие файловые хранилища и порталы.

Наконец, можно «сдавать в аренду» базовые офисные приложения (такие как Microsoft Word, Excel и пр.), что будет стоить дешевле, нежели приобретение коробочного решения.

Конечно, существуют компании со специфическими запросами, например, предприятия, разрабатывающие программное обеспечение или компьютерную графику. Но в приложениях, которые относятся к перечисленным категориям, нуждается практически любой бизнес.

Крупнейшие мировые ИТ-компании поддерживают такой подход к сервисам. Ему, в частности, соответствует новая стратегия Microsoft Telco 2.0, стимулирующая телекоммуникационные компании объединять свои услуги с продуктами редмондского гиганта.

В Украине уже есть успешный пример использования данной концепции. С начала текущего года мобильный оператор «Астелит» (торговая марка life:)) предлагает своим клиентам пакеты «Виртуальный офис» и «Рабочее пространство». Они представляют собой услуги Hosted Exchange и SharePoint Services соответственно.

Если составить обобщенный портрет потенциального заказчика подобных сервисов, получим небольшую компанию, со штатом от 20 человек, которая нуждается в развитой инфраструктуре, однако не считает целесообразным разворачивать ее на собственных площадках. В свою очередь представители крупного и динамично развивающегося бизнеса вряд ли будут использовать подобные услуги. Ведь по мере роста они могут столкнуться с рядом проблем — например, нехваткой места под новые мощности в аутсорсинговом дата-центре. Поэтому для крупных заказчиков актуален вопрос о построении собственных ЦОД.

А как же безопасность?

Каждый человек пользуется мобильной связью, где техническими средствами на определенном уровне гарантируется безопасность данных. Однако никто не застрахован от перехвата информации, если перед злоумышленником стоит такая задача. Примерно так же обстоят дела и с центрами обработки данных от сервис-провайдеров. Если предприятие выдвигает повышенные требования к безопасности всех данных, например, ресурсов общего пользования или электронной почты, надежнее будет не пользоваться удаленным ПО, а устанавливать сервер у поставщика услуг коллокейшна (размещения оборудования, обычно телекоммуникационного, на технической площадке провайдера) и шифровать канал данных. Если же предприятие совсем «секретное», то придется разворачивать ЦОД в рамках собственной ИТ-среды.

«Все же следует учитывать, что в использовании ИТ-ресурсов зачастую срабатывает принцип 80/20, — отмечает начальник отдела информационных систем в телекоммуникационной отрасли компании «Эс Энд Ти Украина» Алексей Бобров. — Это означает, что примерно 80% потенциальных клиентов не предъявляют столь высоких требований к инфраструктуре. А у тех 20%, что предъявляют, 80% всего коммуникативного трафика, вырабатываемого посредством аутсорсинговых сервисов, не относится к строго конфиденциальной информации. Таким образом, если есть возможность категоризации трафика, целесообразно сконфигурировать 80% через hosted-решения, а 20% — по специальным защищенным каналам».

Свои + чужие. Стоит ли «делить» инфраструктуру?

Целесообразно ли создавать распределенный ЦОД, то есть часть ИТ-ресурсов организовать внутри компании, а часть — вынести на аутсорсинг?

Человеку неискушенному такой подход может показаться вполне логичным, однако следует вспомнить, что же делает дата-центр дата-центром. Этот сложнейший комплекс характеризуется тем, что все его подсистемы функционируют согласно единым политикам обработки данных, обеспечения их безопасности, сервисного и регламентного обслуживания. Всякий раз при появлении нового сервиса к нему необходимо применять те политики, которые приняты в данном ЦОД, иначе разрушится единая политика безопасности, обработки информации, прозрачности прогнозирования ситуаций. Но если каждый клиент будет приходить в аутсорсинговый дата-центр «со своим уставом», то этот ЦОД просто не сможет нормально функционировать. 

КОММЕНТАРИЙ ИНТЕГРАТОРА
Алексей Бобров, начальник отдела информационных систем в телекоммуникационной отрасли компании «ЭС ЭНД ТИ УКРАИНА»


Сегодня мы готовимся к разработке проектов ЦОД, рассчитанных на предоставление сервисов и базовых услуг заказчикам, которые планируем запустить в производство в следующем году.

Для системного интегратора ЦОД, который создается для традиционного коллокейшна, не является исключительным продуктом, и мы его строим примерно по тем же правилам, что и обычный дата-центр для внутренних нужд клиента. А вот случай предоставления ЦОД с hosted-услугами имеет довольно существенную специфику: для правильной продажи сервисов необходимо организовать интеграцию с биллинговой системой и бизнес-приложениями оператора связи.

Возьмем семиуровневую модель OSI: чтобы развернуть сервис такого рода, интегратор должен проработать систему, начиная с физического и заканчивая сетевым уровнем.
Возможны различные варианты техподдержки заказчика.

1. Мы договариваемся о внедрении системы и составлении обязательного пакета документации (проектной, эксплуатационной, регламентной).

2. Мы осуществляем информационно-техническую поддержку, по требованию отвечаем на вопросы оператора и решаем возникающие проблемы.

3. Наконец, возможен вариант «аутсорсинга аутсорсингового центра». То есть в структуре нашей компании выделяется группа специалистов, которые занимаются настройками этого ЦОД, его реконфигурированием, составлением планов миграций и пр. В этом случае мы с некоторой долей ответственности отвечаем за «работоспособность» сервисов, которые внедрили, и гарантируем решение экстренных задач и функционирование сервисов на несколько сниженных мощностях во время устранения неполадок.
КОММЕНТАРИЙ ОПЕРАТОРА
Алексей АКУЛОВ, руководитель отдела по работе с ключевыми абонентами компании «ВОЛЯ»


PCWeek/UE: Компания «ВОЛЯ» владеет одним из крупнейших коммерческих ЦОДов в Украине. Кто и с какой целью использует ваши ИТ-ресурсы посредством аутсорсинга?

Алексей Акулов:
Цели очень просты — размещение информации в Сети: от простых сайтов до построения распределенной архитектуры внутренних информационно-технологических процессов клиента с возможностью доступа из любой точки планеты. Заказчиками дата-центра «ВОЛЯ» являются известные украинские порталы, информационные и развлекательные интернет-проекты, хостинг-провайдеры, интернет-магазины, телекомпании, а также различные некоммерческие и частные проекты.

PCWeek/UE: Каким образом рассчитывался коэффициент окупаемости инвестиций вашего центра обработки данных?

А. А.:
Срок окупаемости рассчитывался исходя из темпов развития рынка услуг. Цели были достигнуты, об этом свидетельствуют показатели за два года работы: в конце 2007-го дата-центр «ВОЛЯ» стал крупнейшим ЦОДом в Украине не только по технологическим мощностям, но и по количеству абонентов.

PCWeek/UE: Какие аргументы вы приводите заказчику, сомневающемуся в информационной и физической безопасности серверов внешнего ЦОД?

А. А.:
Дата-центр «ВОЛЯ» обеспечивает высокую степень надежности за счет дублирования всех технических компонентов, а также круглосуточного видеонаблюдения и пропускного режима доступа на техническую площадку.

PCWeek/UE: Какие ресурсы заказчики в основном размещают в ЦОД — front-офис или back-офис?

А. А.:
Большинство размещаемых ресурсов — это веб-приложения: частные и корпоративные сайты, порталы, интернет-магазины.

PCWeek/UE: Востребованы ли услуги, связанные с арендой приложений? Если да, то о каких приложениях идет речь?

А. А.:
Поскольку большинство размещаемых ресурсов относится к веб-приложениям, потребность в дополнительных решениях связана именно с этим — например, панель управления хостингом. Дата-центр «ВОЛЯ» предлагает своим клиентам на выбор две такие панели: DirectAdmin и ISPmanager. Достаточно базовых знаний в области веб-хостинга — и можно устанавливать через панель управления популярные CMS, работать с блогом, форумом, фотогалереей, онлайн-магазином.

PCWeek/UE: Ощущается ли ограниченность кабельной инфраструктуры «Киевэнерго»? Каким образом вы решаете проблемы, возникающие в связи с этим?

А. А.:
Действительно, инфраструктура «Киевэнерго» на сегодняшний день устарела и не отвечает потребностям не только ЦОДов, но и многих нежилых объектов города. Система электропитания, как и все остальные системы дата-центра «ВОЛЯ», дублируется (два независимых ввода), непрерывность обеспечивают промышленные ИБП — надежность электроснабжения соответствует первой категории.

PCWeek/UE: Как вы решите проблему уплотнения серверных ресурсов, если существующий ЦОД окажется полностью загруженным?

А. А.:
Сегодня мы строим новую техническую площадку, так что скоро сможем предложить нашим клиентам размещать серверы на двух независимых площадках.

PCWeek/UE: Актуальна ли проблема недостаточности магистральных сетей передачи данных в Украине для привлечения региональных заказчиков?

А. А.:
Существующая магистральная сеть разветвлена, многие крупные региональные провайдеры включены в украинскую точку обмена трафиком, и каких-либо затруднений в передаче данных мы не ощущаем. Пропускная способность наших украинских каналов составляет более 20 Гбит/с, зарубежных — 4 Гбит/с.