Первое полугодие текуще-го года отмечено повышенным вниманием ИТ-общественности к Windows Vista. Это вполне понятно: в феврале исполнился год с момента выпуска данной ОС, для большинства пользователей вопрос о переходе на новую версию перетекает из теоретической плоскости в практическую, и уже можно подводить некоторые итоги пребывания продукта на рынке.


рис 1
рис 1

Однако почему-то из поля зрения наблюдателей явно выпадает другой ключевой компонент настольной платформы Microsoft, вышедший одновременно с ОС, — пакет MS Office 2007 (да и Microsoft совсем не старается привлечь внимание к нему). А ведь с точки зрения конечного пользователя офисные приложения, наверное, даже важнее, чем операционная система.

Стоит еще обратить внимание на то, что переход на Vista для компании-заказчика связан с дополнительными финансовыми затратами (в том числе на обновление аппаратных средств) и с усилиями со стороны ИТ-специалистов (например, по решению проблем совместимости унаследованного прикладного ПО). В отношении MS Office 2007 к этому прибавляется необходимость корректировки программной модели разработки приложений на базе офисных приложений и, что еще важнее, серьезного изменения пользовательского интерфейса, что может потребовать от компаний существенных вложений на переобучение сотрудников.

Так как же обстоят дела с продвижением MS Office 2007? Некоторые ответы по этой теме содержатся в опубликованном в конце нынешней весны отчете Gartner с примечательным названием «Office 2007 Off to a Fast Start With Users» («Office стремится к быстрому старту вместе с пользователями»).

Впрочем, сначала нужно уточнить: данные собирались не с использованием статистически представительных выборок, а среди участников двух конференций Garnter в Северной Америке и в Европе, проведенных в конце прошлого года. Но эксперты компании считают, что полученные сведения неплохо отражают ситуацию на рынке и в любом случае дают хорошую информацию к размышлению для ИТ-руководителей при планировании обновления клиентской ИТ-инфраструктуры. Эти данные тем более интересны, поскольку их можно сравнить с результатами аналогичного опроса на тех же мероприятиях, проходивших годом ранее.

И в 2006 и в 2007 гг. респондентам были заданы два одинаковых вопроса: какой офисный продукт используется в вашей компании в данный момент и какой продукт будет применяться в конце следующего года? Анализ полученных данных (см. рис. 1) позволяет сделать следующие выводы.

Решения MS Office (разных версий) явно доминируют на рынке — не-Microsoft-продукты составляют на нем в настоящее время не более 2,7%, и в ближней перспективе эта цифра вряд ли изменится. Основная доля инсталлированной базы офисного ПО приходится на Office 2003 (более 55%), но к концу 2008 г. она начнет сокращаться.

На конец 2007-го доля Office 2007 в среднем составит 11% от используемых офисных приложений. Эксперты Gartner считают эту величину достаточно высокой для продукта, который присутствует на рынке всего 9 месяцев. Прогнозные оценки на конец текущего года — 30,6% — говорят о том, что высокие темпы перехода пользователей на новую версию сохранятся.

В 2007 г. на Office 2007 переходили в основном пользователи пакета версий XP и более ранних, но в нынешнем году начнется процесс замещения Office 2003.

Европа занимает более консервативную позицию в деле использования новых продуктов. Так, еще в 2006 г. 14,1% пользователей здесь применяли Office 97. Переход на новый пакет тут также идет медленнее, чем в Америке.

Максимальные доли предыдущих версий MS Office среди всего инсталлированного офисного ПО, по данным Gartner, составляли (в %): Office 97 — 70, Office 2000 — 65, Office XP — 35, Office 2003 — 60. Какого пика достигнет Office 2007? На этот вопрос эксперты не дают ответа.

Office 2007 и другие продукты


рис 2
рис 2
Новые версии офисного пакета и операционной системы Microsoft вышли на рынок одновременно, но переход на них пользователей будет не столь синхронным. Вопрос о планах развертывания Office 2007 и Windows Vista выявил (см. рис. 2), что примерно 70% пользователей думают развертывать офисный пакет не позднее установки ОС. Любопытно, что опрос 2007 г. показал существенный рост доли тех (по сравнению с исследованием 2006 г.), кто хочет начать работу в Office 2007 до перехода на Vista. Эксперты связывают это со смещением планов заказчиков по переходу на эту ОС.

На темпы продвижения клиентских приложений Office 2007 значительное влияние оказывает другой продукт корпорации — Microsoft Office SharePoint Server (MOSS) 2007. Это серверное решение для коллективной работы с документами находит все более широкое применение у заказчиков. В ранних версиях MOSS для доступа к его функциям часто приходилось использовать веб-браузер, но теперь уровень его интеграции с офисными прикладными программами заметно повышен. Специальный опрос Gartner, проведенный в апреле, показал, что переход заказчиков на Office 2007 в 2007—2008 гг. в большинстве своем увязан с общей стратегией компаний по применению MOSS 2007.

Еще одна интересная тема: насколько серьезную угрозу для MS Office таят в себе альтернативные модели предоставления офисного ПО в виде веб-ориенти­рованных услуг? Имея в виду этот аспект, Gartner включила в последнее исследование также вопросы о применении Google Docs среди корпоративных пользователей. 10% респондентов сообщили, что в их организации данный инструментарий используется, 80% сказали уверенное «нет», остальные не могли дать однозначный ответ. При этом все ответившие «да» отметили, что Google Docs не является заменой, а только лишь дополнением к MS Office. Треть из них заявила, что применение онлайнового сервиса санкционировано руководством предприятия, остальные полагают, что работа с Google Docs — исключительно инициатива самих сотрудников.

Выводы Gartner

Проанализировав полученные данные, эксперты Gartner сделали следующие выводы:

 для большинства организаций, использующих Office 2003, нет особой нужды в переходе на новую версию офисного пакета Microsoft. Это можно будет сделать, когда возникнет особая необходимость;

 использование MS Office признается корпоративными клиентами на сегодня основным вариантом удовлетворения своих потребностей в офисных приложениях;

 компании рассматривают возможности использования альтернативных офисных пакетов, в том числе для работы в гетерогенных средах, но многие пользователи сильно привязаны к MS Office в плане его функционала и по соображениям совместимости форматов документов;

 продукты на базе веб-технологий еще недостаточно функциональны для удовлетворения нужд типичных пользователей, но предприятия пристально следят за развитием этой категории ПО.