Практически каждая компания рано или поздно задумывается о создании эффективного корпоративного сайта. В частности, это очень важно для предприятий, занимающихся торговлей. В свое время многие технологически оснащенные украинские фирмы «построили» интернеты-магазины, но это были, как правило, хаотически создаваемые самописные веб-ресурсы. Процесс администрирования, как и любое расширение функциональности, из-за непродуманной структуры таких решений требует больших трудозатрат.


Создание новой страницы
Создание новой страницы

Помочь в решении этой проблемы призваны программные комплексы CMS (Content Management System, системы управления контентом). Такие решения позволяют создать сайт, а после — эффективно управлять им, учитывая возможный рост либо необходимость динамических изменений.

К числу наиболее сбалансированных и доступных на украинском рынке решений можно отнести программный продукт «1С-Битрикс: Управление сайтом». В его арсенал входят возможности разработки и управления веб-проектами самого разнообразного направления — интернет-магазинов, информационных порталов, новостных сайтов и пр.

Именно управление сайтом является одной из сильнейших сторон программы. После создания веб-ресурса в нем образуется специальный раздел, который открыт лишь для пользователей с определенными правами, например, для сотрудников компании. Чтобы вносить изменения, пользователю в большинстве случаев не требуется владеть средствами разработчика или веб-дизайнера, достаточно изучить поставляемую вместе с комплексом документацию. Пользователь может управлять содержанием сайта посредством веб-интерфейса: публиковать новости, размещать графику, изменять и дополнять меню, создавать новые страницы и разделы и пр.

Кроме того, «1С-Битрикс: Управление предприятием» может частично интегрироваться с внутренней системой управления предприятием и другими программами. Так, среди важных конкурентных преимуществ решения можно назвать 100% интеграцию с пакетом «1С: Предприятие». Для процедуры обмена коммерческими данными между системой управления сайтом и пакетом «1С: Предприятие» используется открытый протокол. Интеграция пакетов упрощает задачи публикации и обновления данных (прайс-листов, каталогов, цен, складских документов), автоматизирует прием и обработку заказов с сайта и загрузку данных на сайт. Модуль управления сайтом можно внедрить, не изменяя дизайн сайта, даже в те веб-ресурсы, которые не были разработаны посредством «1С-Битрикс». Веб-ресурс, базирующийся на «1С-Битрикс: Управление сайтом», можно разместить на обычном хостинге без установки дополнительного оборудования.

Существует 7 версий программного комплекса, которые отличаются возможностями и стоимостью лицензии: «Старт», «Стандарт», «Эксперт», «Бизнес», «Малый бизнес», «Большой бизнес» и «Портал». Стоимость колеблется от 200 долл. («Старт») до 11 тыс. долл. («Большой бизнес»).


Консолидация с «1С: Предприятие»
Консолидация с «1С: Предприятие»
Комплекс состоит из ряда модулей, которые можно подключать в зависимости от схемы применения. Так, отдельно вынесены возможности интернет-магазина, рекламы, техподдержки, почты, опросов, блогов, статистики.

Главный модуль поддерживает возможности одновременного управления несколькими сайтами и неограниченное число доменов для одного сайта, единую систему авторизации для всех сайтов, неограниченное число групп пользователей и зарегистрированных пользователей. В него заложен функционал распределения прав доступа по группам, системы управления шаблонами, механизмы временной блокировки доступа и проверки сайта на соответствие техническим требованиям, возможность использования отдельного веб-сервера для каждого сайта, технология кеширования динамической информации, защита от автоматических регистраций и многое другое.

В новой (седьмой) версии продукта разработчики существенно переработали административный интерфейс программы. Для этого были использованы технологии AJAX, что, по мнению разработчиков, значительно увеличило скорость работы. Интерфейс позволяет администратору вносить изменения в структуру даже без знаний инструментария разработчика, однако в случае необходимости можно применять встроенный HTML-редактор и ряд других приложений. Управление выполнено на интуитивном уровне: применены текстовые «кнопки», содержащие описание действий по умолчанию и список дополнительных действий. Состав последних зависит от прав пользователя на сайте. Диалоги и редакторы открываются непосредственно над поверхностью сайта, то есть при внесении изменений пользователь может сразу же их наблюдать.

На основе «1С-Битрикс: Управление сайтом» работает более 10 тысяч проектов разного масштаба. Среди них — интернет-магазин сети «Эльдорадо», сайты журналов PC Magazine/RE и Cosmopolitan, сайты «Ростелеком», АКБ «Инвестбанк» и другие.

Пример применения

О внедрении системы управления веб-проектами «1С-Битрикс: Управление сайтом» и разработке интернет-магазина рассказывает Андрей Федорук, менеджер интернет- ресурсов компании «Модерн-Экспо» (г. Луцк), занимающейся производством и поставками торгового оборудования.

Интенсивное развитие компании и выход «Модерн-Экспо» на международный рынок торгового оборудования поставили перед нами задачу — обеспечить надёжное и эффективное виртуальное средство коммуникации. Функциональность ранее созданного сайта предприятия не отвечала новым требованиям. Необходимо было гораздо более мощное и мобильное решение, с широким набором возможностей для пользователей и максимально удобное для сотрудников. Специалисты «Модерн-Экспо» провели мониторинг существующих предложений на рынке информационных технологий и выдвинули ряд основных требований к публичной и административной частям интернет-ресурса.

Публичная часть:


Визуализация статистики посещений
Визуализация статистики посещений
 возможность создания простой, интуитивно понятной пользователю системы навигации и подачи информации;
 наличие системы поиска;

 функционирование системы опросов посетителей ресурса;

 мобильная система подписки на рассылочные материалы;

 возможность размещения полного каталога товаров и услуг с описанием каждой позиции и фотографиями продукта;

 система сортировки товаров по разным параметрам;

 возможность добавления товара в корзину покупателя, его покупки;

 авторизация зарегистрированных пользователей, разграничение прав доступа;

 мультиязычность ресурса;

 наличие опции «версия для печати».

Административная часть:

 наличие административного интерфейса управления сайтом с широким спектром возможностей его модификации, добавления новых языковых версий и пр.;

 возможность создания иерархических каталогов товаров и услуг;

 система регистрации посетителей, управление группами пользователей, многоуровневый доступ к информации;

 управление опросами посетителей (добавление, изменение, удаление, а также размещение на странице);

 рассылка информации разных видов (фотографии, pdf-файлы, архивы, другие вложения);

 возможность полного редактирования каталога товаров; импорт товаров из других программ; синхронизации цен;

 управление скидками на товары, валютными операциями, добавление налогов и другие подобные операции.

Мы остановили выбор на системе «Битрикс: Управления сайтом», версия «Бизнес». Разработка самого сайта велась украинским партнёром «Битрикс» — веб-студией Forbis-art, которая является подразделением «Группы компаний «Форбис», совместно с профессиональными дизайнерами «Модерн-Экспо».

Мы довольны результатами. Благодаря удобству использования, гибкости настроек системы, а также большому количеству функциональных и мощных инструментов, таких как веб-аналитика, система рассылок, опросов и др., удаётся поддерживать высокий уровень внимания и постоянное расширение клиентской аудитории нашего интернет-ресурса».

Дмитрий Суслов, коммерческий директор ООО «Группа компаний «Форбис» — об особенностях проекта:


В январе 2006 года в нашу веб-студию обратились специалисты отдела интернет-ресурсов компании «Модерн- Экспо». В то время «Модерн-Экспо» уже была крупным игроком рынка торгового оборудования в Восточной Европе, и существующий корпоративный сайт не отвечал ее запросам. Сотрудники отдела интернет-ресурсов провели поиск решения, способного эффективно решать новые задачи. После детального мониторинга рынка CMS и оценки уже функционирующих проектов подобной направленности, выбор заказчика остановился на системе «Битрикс: Управление сайтом». После трёх месяцев поисков подрядчика и предварительных переговоров «Модерн-Экспо» выбрала нашу веб-студию.

Поскольку компания определилась с платформой для создания сайта самостоятельно, на подготовительном этапе наша задача сводилась к выбору редакции ПО и анализу технического задания. Потребности веб-проекта на этапе проектирования включали: каталог продукции, систему подписки и рассылок, систему опросов и голосований, работу с веб-формами, организацию поиска по сайту, систему авторизации и разграничения прав доступа различных категорий посетителей, полноценный интернет-магазин, две языковые версии сайта (русская, украинская), наличие системы веб-аналитики. С учетом требований, мы выбрали редакцию «Бизнес» системы «Битрикс: Управление сайтом. Замечу, что, согласно условиям партнерской программы компании «1С-Битрикс», все продукты поставляются через online-супермаркет лицензионного программного обеспечения «Софткей». Это позволяет получить продукт очень быстро посредством электронной доставки, что удобно для клиента, так как существенно сокращает сроки реализации проекта.

Весной 2006 года после небольшого подготовительного периода мы приступили к разработке. Первый этап реализации заключался в создании дизайна страниц, соответствующего фирменному стилю компании, функциональным и технологическим требованиям платформы и сайтов подобного класса в целом. В первое время у нас с заказчиком возникли разногласия по поводу дизайна страниц, который соответствовал требуемой функциональности, но не отвечал эстетическим предпочтениям заказчика. Тогда было принято компромиссное решение: дизайн сайта создадут специалисты «Модерн-Экспо», а мы возьмём его за основу при создании главной и внутренних страниц сайта.

И хотя поиск и создание оптимального дизайнерского решения несколько задержали реализацию, работы были завершены качественно и в срок.

С момента запуска сайта www.modern-expo.com сотрудники отдела интернет-ресурсов «Модерн-Экспо» проявили большой интерес к проекту и приняли активное участие в его изучении и наполнении разделов. Сайты, созданные нашей компанией на базе CMS «1С-Битрикс», получают один год гарантийного обслуживания, и мы в кратчайшие сроки устраняли ошибки программирования и вёрстки, выявляемые в процессе работы с сайтом.

Сегодня сайт активно развивается: регулярно добавляются новости и опросы, производится рассылка, отдел маркетинга использует веб-аналитику сайта.

Наше сотрудничество с «Модерн- Экспо» продолжается: некоторое время назад сайт получил англоязычную версию, а с выходом следующей версии «1С-Битрикс: Управление сайтом» наши сотрудники по собственной инициативе выполнили полный перевод сайта на компоненты следующего поколения.