Рынок корпоративного антивирусного ПО растет не по дням, а по часам. При этом список основных игроков очертился достаточно четко, флагманские продукты и требования бизнес-пользователей также хорошо известны. Но по прежнему остается открытым вопрос: с какими угрозами столкнется корпоративный заказчик завтра и на каких средствах защиты ему следует остановить свой выбор? Редакция PCWeek/UE предложила отечественным дистрибуторам антивирусного ПО-изложить свой взгляд на основные тенденции развития этого рынка, ответив на следующие вопросы:


1 Какие наиболее важные тенденции в сегменте корпоративного антивирусного ПО вы можете отметить на протяжении последнего времени?

2 Менялась ли структура спроса и характер требований, которые предъявляют корпоративные заказчики к антивирусному ПО?

3 Какие разработчики антивирусного ПО, на ваш взгляд, в последнее время были наиболее активны и прилагали наибольшие усилия для продвижения своей продукции?

4 Корпоративному заказчику зачастую тяжело принять решение о выборе того или иного антивируса. Как в такой ситуации разработчики и дистрибуторы рассказывают ему об отличиях и преимуществах своих продуктов?

Максим Колотай, менеджер по продаже программного обеспечения компании «Киев-Тек»

1
В последнее вре­мя в сегменте кор­по­ративного ан­ти­ви­рус­ного ПО в Украине рас­ширяется ассортимент и обостряется конкуренция между производителями. Если раньше на рынке бесспорными лидерами были «Лаборатория Касперского», Dr. Web и Symantec, а продукты других разработчиков встречались реже, то сейчас наблюдается увеличение спроса на продукцию компаний NOD32, Panda, Trend Micro, McAfee, которые существенно теснят лидеров рынка.

2 Главной угрозой в последнее время становятся не вирусы, а троянские программы и spyware, поэтому корпоративные заказчики при выборе антивирусных приложений обращают внимание на наличие модулей Firewall и антиспам. Многие из них используют так называемый мультивендорный подход — защищая отдельные модули продуктами разных производителей, что позволяет сократить риск заражения ПК. Для защиты от новых вредоносных программ, которые ещё не попали в базу антивирусов, всё чаще применяют системы резервного копирования.

3 Поскольку в Украине отмечается значительный рост конкуренции между производителями антивирусов, а также повышение спроса на данное программное обеспечение, активизировали свою работу все ключевые игроки. Только за последний месяц были проведены семинары и конференции по таким продуктам, как Symantec, McAfee, Антивирус Касперского и NOD32.

4 На данный момент все сложнее убеждать корпоративного заказчика в том, что тот или иной антивирус лучше, основываясь только на результатах тестов  — хотя бы потому, что все производители приводят данные тестов, в которых именно их продукт является лидером. Большинство корпоративных клиентов самостоятельно тестируют антивирусное программное обеспечение и, соответственно, делают выбор в пользу продуктов, показавших лучшие результаты. Немаловажным фактором в принятии решения о выборе антивируса является технология его продвижения. Так, не последнюю роль играют грамотность построения дилерской сети производителями и дистрибуторами, компетентность менеджеров по продажам, уровень предпродажной и послепродажной, информационной и технической поддержки, а также регулярное и грамотно организованное информирование клиентов о продуктах через обучающие семинары, конференции и статьи в СМИ.

Евгений Бадах, директор компании «Бакотек»

1
В корпо­ратив­ном сегменте наблю­дается явное стремление достаточно скрупулезно и системно подходить к выбору средств защиты и желание уйти от непрофессиональных решений. Здесь уже давно не думают только об антивирусном ПО. Как правило, рассматривается целый комплекс программных и аппаратных решений, которые могут защитить единую ИТ-инфраструктуру корпорации.

2 Корпоративные заказчики становятся более требовательными к подобным решениям. Это в большей степени играет на руку мировым лидерам по их разработке. В Украине активно развивается рынок антивирусного ПО и корпоративных средств обеспечения безопасности. Поэтому в последнее время сильно меняется структура спроса. Мы чётко видим рост заинтересованности в аппаратных решениях, продуктах, препятствующих хищению корпоративной информации, а также в программно-аппаратных ре­ше­ниях, которые предотвращают вторжения. Таким образом, антивирусное ПО становится сейчас лишь малой частью общей системы корпоративной безопасности.

3 «Бакотек» является дистрибутором компаний McAfee и BitDefender в Украине и продвигает их решения. В то же время на рынке отмечается активизация деятельности большинства производителей антивирусного ПО, таких как «Доктор Веб», Panda Security, ESET, а также «Лаборатория Касперского».

4 Для того чтобы донести до заказчика информацию об отличиях и преимуществах своих продуктов, применяется масса методов, начиная от банального тестирования и заканчивая пилотными проектами в рамках одной организации, в которых используется целый спектр продукции по корпоративной безопасности. Об антивирусе как панацее от всех ИТ-угроз речь не идёт, поскольку его недостаточно для защиты всей ИТ-инфраструктуры предприятия. В этом случае преимущество будет у того разработчика, с помощью продуктов которого можно максимально эффективно решить проблему ИТ-безопасности корпорации, сохранив при этом гибкость и масштабируемость системы.

Ирина Левая, менеджер отдела продаж компании «Софтпром»

1
Производители антивирусного ПО все чаще пред­лагают пакеты ком­плекс­ной защиты серверов, рабочих станций и почтовых приложений. Более того, эти пакеты теперь состоят из двух компонентов: собственно средства защиты от malware и средства принудительного соблюдения правил безопасности, — а также часто предлагаются с дополнительными скидками.

2 Да, менялись. Рынок формирует спрос, поэтому пользователи в настоящее время чаще интересуются инструментами комплексной защиты (антивирус, антишпионское ПО, межсетевой экран и т.д. в одном продукте).

3 Конкуренция на этом рынке велика, поэтому все разработчики антивирусного ПО в последнее время ведут себя очень активно. Особенно это касается компаний Symantec, «Лаборатория Касперского» и «Доктор Веб».

4 Во-первых, это делают дистрибуторы и авторизированные партнеры, которые регулярно проводят тренинги, семинары, тест-драйвы. Во-вторых, подробная информация содержится на сайтах производителей.