Gartner опубликовала очередной магический квадрант
В 90-е годы одним из ключевых изменений в структуре рынка ПО стало появление и развитие нового сегмента продуктов промежуточного слоя, которые заняли место между традиционными ОС и приложениями. До недавнего времени ПО этой категории выполняло вполне определенную роль среды исполнения в корпоративных информационных системах, однако, по мнению специалистов Gartner, еще лет пять назад наметилась отчетливая тенденция его интеграции с бизнес-решениями и средствами разработки.


Магический квадрант для рынка средств инфраструктуры приложений (Gartner, май 2007)
Магический квадрант для рынка средств инфраструктуры приложений (Gartner, май 2007)

В результате сегодня можно говорить о возникновении новой категории ПО, которую Gartner назвала application infrastructure (инфраструктура приложений, ИП). В нее входят все та же среда исполнения приложений, а также средства разработки и инструменты управления, предназначенные для поддержки приложений нового поколения, которые базируются на сервисно-ориентированной архитектуре (SOA), событийно-управляемых моделях и технологиях управления бизнес-процессами (BPM).

С функциональной точки зрения ИП определяется как набор средств разработки и развертывания бизнес-приложений. В то же время её можно рассматривать как некую интеграционную платформу для объединения множества продуктов разных вендоров, которую ИТ-подразделения предприятий могут использовать для реализации самых разных софтверных проектов. А разработчикам бизнес-решений ИП-технологии служат своего рода внешней упаковкой для новых продуктов, подготавливаемых к выпуску на рынок.

Нынешней весной компания Gartner провела исследование сегмента средств инфраструктуры приложений и в конце мая опубликовала его результаты, представленные в виде традиционного магического квадранта (см. рисунок). Вот как авторы отчета характеризуют позиции компаний, которые попали в группу лидеров данного рынка.

BEA Systems

Достоинства:
большой и всесторонний набор передовых многоплатформенных технологий, лидирующие позиции в области серверов приложений, порталов, интеграционных средств и BPM;
хорошая репутация в сфере высокопроизводительных вычислений масштаба предприятия;
удачные приобретения перспективных игроков — разработчиков порталов (Plumtree Software), BPM-технологий (Fuego) и управления метаданными (Flashline);
известная торговая марка, сильные позиции в вертикальных сегментах (включая телекоммуникации, финансовые службы и госсектор) и хорошее международное представительство.

Предостережения:
слабое присутствие на массовом рынке, а также в SMB-сегменте;
высокая стоимость продуктов, что заставляет потребителей искать альтернативные варианты;
отсутствие предложений в ряде перспективных ключевых областей современных корпоративных технологий, включая динамические сети, распределенные пространства памяти, а также “софт как сервис” (SaaS);
скромные достижения в направлении поддержки конструирования композитных приложений.

Fujitsu

Достоинства:
лидирующие позиции на огромном рынке Японии, сильное представительство в странах Восточной Азии;
известный во всем мире аппаратный бренд, что должно способствовать продвижению софтверной торговой марки Interstage;
сильные позиции в области BPM, наличие разнообразной продуктовой линейки в сфере SOA;
четко выраженное желание руководства компании проводить экспансию бизнеса за пределы Японии;
ставка на партнерство с независимыми поставщиками ПО (ISV) в направлении интеграции Interstage с их платформами (например, с SoftwareAG и IDS Scheer).

Предостережения:
ИП-направление компании слабо представлено за пределами Восточной Азии, к тому же оно занимает пока очень незначительную часть в её бизнесе;
явная недостаточность ресурсов, выделяемых на продвижение бренда Interstage;
сложная схема деловых операций и недостаточно связанный между собой портфель продуктов, слабая привязка к общей экосистеме Fujitsu.

IBM

Достоинства:

широта продуктового диапазона (включая обнадеживающие попытки расширить спектр предложений в направлении малых компаний, т.е. за пределы традиционного для IBM рынка);
долгая и успешная история по предоставлению поддержки для сложных и высокопроизводительных систем, большая база установленных решений в критически важных сегментах инфраструктуры приложений (включая порталы, серверы приложений, решения по интеграции приложений и интеграции данных, системы обработки транзакций и средства разработки);
мощная комбинация продуктовых и сервисных возможностей для тех, кто хочет получить всё от одного поставщика;
лидирующие позиции в области создания отраслевых стандартов и в продвижении концепции SOA.

Предостережения:
несколько запутанный состав предлагаемых продуктов отпугивает недостаточно искушенных пользователей;
компания все еще находится в процессе оптимизации и интеграции своей продуктовой линейки WebSphere, что во многом объясняется постоянным ее пополнением за счет приобретаемых технологий;
новейшие продукты, ориентированные на SOA, пока имеют небольшую инсталлированную базу;
возникают географические проблемы с технической поддержкой, особенно в отношении недавно выпущенных продуктов.

Microsoft

Достоинства:

внушающий доверие стек инфраструктуры приложений и наличие сопутствующих технологий (например, ОС и СУБД) с огромной инсталлированной базой;
разнообразие партнерской экосистемы, способствующее расширению платформы Microsoft за счет огромного числа дополнительных продуктов;
многие важные функции (такие как Windows Communication Foundation и Windows Workflow Foundation) являются компонентами бесплатного набора .NET Framework 3.0. Продукты предлагаются по разнообразным ценовым схемам и потому привлекательны для компаний любых размеров;
глубокая интеграция с Windows на серверах, настольных ПК и других аппаратных платформах.

Предостережения:
компания запаздывает с выводом на рынок всеобъемлющей платформы для SOA;
компания не участвует в работе над созданием важных стандартов, таких как SCA (service component architecture). Поддержка SOA ограничена исключительно Web-сервисами;
слабая поддержка гетерогенных систем;
компания склонна действовать в оппортунистическом стиле, предлагает собственные проекты как альтернативу общеотраслевым;
инфраструктура приложений Microsoft ограничена средой Windows, вне которой предложения компании выглядят очень скромно, особенно для крупных проектов.

Oracle

Достоинства:

известный во всем мире бренд, огромная инсталлированная база продуктов (СУБД, бизнес-приложения), что способствует продажам решений семейства Oracle Fusion Middleware;
широкий набор продуктов Oracle Fusion Middleware, включающий сервер приложений, средства композиции и оркестровки, сервисную шину предприятия, инструменты разработки, средства управления метаданными, реестром и безопасностью;
быстрый рост бизнес-направления по созданию и продвижению ПО промежуточного слоя;
передовое, инновационное видение развития технологий инфраструктуры приложений в таких направлениях, как, например, управление сложными событийными процессами и экстремальная обработка транзакций.

Предостережения:
у Oracle пока нет некоторых предложений, которые имеющихся у её главных конкурентов в области доставки и поддержки инфраструктуры приложений;
новейшие продукты поддерживают не все функции справочной модели;
разнообразный и постоянно пополняемый портфель продуктов вместе с необходимостью поддержки внешних заказчиков и внутренней разработки приложений создает проблемы перед заказчиком при выборе приоритетов и последовательности реализации проектов;
уровень осведомленности потенциальных заказчиков об Oracle Fusion Middleware повышается, но это решение все же не столь широко известно, как продукты главных конкурентов компании.

Red Hat

Достоинства:

лидирующий игрок в области Linux и доминирующий поставщик инфраструктуры приложений (JBoss/JEMS), опирающийся на мощную поддержку со стороны сообщества разработчиков ПО;
специализируется в сфере Open Source, интерес к которой со стороны предприятий продолжает расти;
имеет хорошую команду проектировщиков и разработчиков с четким понимаем стратегии развития платформенных технологий;
интеграция бизнес-модели Red Hat с продуктовой линейкой JBoss строится на имеющемся в отрасли опыте решения таких задач.

Предостережения:
успешность приобретения JBoss еще не до конца подтверждена, вопрос интеграции технологий двух компаний пока остается открытым;
инсталлированная база большинства платформенных технологий, которые не входят в состав сервера приложений JBoss, сравнительно невелика;
компании необходимо предпринять значительные дополнительные усилия (в том числе в маркетинге и в продажах), чтобы перенести ИП-продукты в среду Linux;
возможности предлагаемых средств разработки, особенно по обеспечению производительности труда программистов, недостаточны для корпоративного применения, уступают по функционалу предложениям конкурентов.

SAP

Достоинства:
большая инсталлированная база приложений с лояльными пользователями создает хорошие возможности для повышения продаж инфраструктуры приложений;
единая технологическая основа для приложений SAP ERP и интеграционной платформы SAP NetWeaver делают этот комплекс очень привлекательным для заказчиков, которые разрабатывают и развертывают композитные бизнес-приложения;
широкий функционал набора SAP NetWeaver (встроенный портал, инструменты проектирования и разработки, средства интеграции и BMP, сервер приложений) позволяет использовать эту платформу в качестве единой основы для создания гетерогенных прикладных систем;
наличие планов по развитию таких актуальных направлений, как управление метаданными, моделирование и интеграция процессов, ESB, управление событиями, мониторинг бизнес-активности (ВАМ).

Предостережения:
все ИП-продукты корпорации нацелены в первую очередь на потребителей бизнес-приложений SAP и имеют ограниченную привлекательность для не-SAP-пользователей;
инсталлированная база SAP NetWeaver как самостоятельного продукта существенно меньше, чем у ключевых конкурентов;
в некоторых направлениях (например, ESB и BAM) текущие и даже планируемые возможности NetWeaver отстают от предложений конкурентов;
для эффективного использования относительно сложного набора технологий NetWeaver ИТ-провайдеры и ИТ-подразделения заказчиков должны быть очень хорошо подготовлены.