Рынок ноутбуков в Украине не стоит в стороне от общемировых тенденций и находится на стадии бурного роста и развития. Как следствие, он становится привлекательным для все большего количества зарубежных производителей, которые располагают достаточным ресурсом для успешной конкуренции. О структуре потребительского спроса, динамике изменения сбыта и итогах деятельности в прошлом году PCWeek/UE беседует непосредственно с представителями ряда крупнейших вендоров.


1  Насколько зрелым и структурированным является, на ваш взгляд, сегодня рынок ноутбуков в Украине? Охарактеризуйте основные тенденции, выраженные в нашей стране. В частности, ожидаете ли вы в 2007 году перераспределения долей рынка в пользу А-брендов?

2  Ноутбуки каких категорий пользуются наибольшим спросом в Украине (бюджетные, mainstream, эксклюзивные, др.)? Оцените в процентом соотношении доли этих категорий, охарактеризуйте изменения предпочтений потребителей.

3  Оцените структуру ноутбуков вашей компании в Украине по каналам сбыта (розница, корпоративный, госзакупки и тендеры, интернет-магазины, другое). Охарактеризуйте динамику изменения сбыта за минувший год.

4  Удовлетворена ли ваша компания итогами 2006 года? Насколько активным он был, удалось ли выполнить намеченные планы?

Андрей Букреев, менеджер по продажам в Украине и Беларуси, Acer Computer

1
  Рынок портативных компьютеров в Украине проходит стадию бурного роста, и о сформированности пока говорить рано. В отличие от развитых рынков, в Украине влияние крупной розницы все еще проявляется слабо, хотя определенный прогресс заметен.

В ближайшее время мож­но ожидать разделения модельных рядов ноутбуков: товар, предназначенный для продажи в крупной рознице, не будут продавать компании, ориентированные на SMB, поскольку для них создаются отдельные продуктовые линейки.

2  Продажи бюджетных моделей составляют не менее 70% от всего объема сбыта портативной техники. Причины совершенно очевидны: низкие доходы населения, значительная часть покупателей приобретает ноутбук впервые; информированность потребителей о современных информационных технологиях оставляет желать лучшего. В последний год наблюдается некоторый прогресс в продажах компактных моделей (диагональ  — 12–14”, вес  — около 2 кг) — такие ноутбуки приобретают пользователи, у которых уже был портативный ПК.

3  Примерно 25% продаж приходится на крупные розничные сети, 15%  — на корпоративный сегмент, 55%  — на компании SMB-сектора, 5% составляют продажи через интернет-магазины. За 2006 год усилилось влияние крупной розницы, появились действительно серьезные проекты, в которых вместо настольных компьютеров заказчик хочет получить ноутбуки.

Итогами продаж 2006 года мы удовлетворены полностью, особенно порадовали результаты продаж модели Acer Ferrari 4005WLMi.

Евгений Омельченко, представитель по продажам мобильных устройств ASUS в Украине

Украинский рынок ноутбуков можно назвать уже практически сформированным, достаточно зрелым и структурированным. Все ниши здесь заполнены, и серьезные изменения маловероятны. Однако рынок развивается очень динамично, следовательно, могут произойти любые неожиданности. О распределении рынка между А-брендами и локальным сборщиками (точнее, досборщиками) говорить не приходится: местные компании “сдали” позиции еще год назад. В 2006 году ни один локальный производитель не контролировал более 2% рынка — в Украине, можно говорить о гегемонии А-брендов.

Наиболее востребованными в нашей стране пока остаются бюджетные ноутбуки. Однако в последнее время заметно растет интерес к доступным по цене бизнес-моделям с небольшой массой и длительным временем работы от батареи. По итогам 2006 года распределение продаж ноутбуков ASUS выглядит так: бюджетные модели составляют около 50%, бизнес  — 25–27%, ультра-портативные  — 7–8%, desktop-replacement — 16–18%. Мы ожидаем, что доля бюджетных моделей будет расти в 2007 благодаря появлению новых пользователей, выбирающих ноутбук вместо ПК, и удешевлению самих ноутбуков.

3  Продукты ASUS ориентированы в первую очередь на розничных покупателей. Это отразилось на результатах 2006 года: на долю розничных продаж пришлось около 65%, реселлеры обеспечили 30%, корпоративные заказчики и тендеры — около 5%.

В этом году основные усилия мы будем направлять на дальнейшее развитие розничного канала и корпоративного сегмента. Соответственно, мы ожидаем рост этих сегментов в процентном отношении на фоне увеличения общего объема рынка ноутуков.

4  В целом, 2006 год был для ASUS достаточно успешным, чему способствовали как наши усилия, так и внешние факторы: ситуация в стране, стабильный рост рынка и т.д. Мы не собираемся останавливаться на достигнутом — успешный 2006 год накладывает двойную ответственность за результаты 2007 г.. Мы постараемся усилить свою работу и привлечь дополнительные ресурсы для достижения хороших результатов.

Дмитрий Пильтяй, региональный менеджер в Украине, Dell

1
  Ноутбуки становятся все более популярными в Украине, покупатели все чаще отдают предпочтению мобильному ПК, а не настольному. По оценкам IDC, в 2006 году в Украине было продано около 236 тыс. ноутбуков. Я считаю, что рынок ноутбуков в Украине в достаточной степени сформировался, но при этом обладает огромным потенциалом роста.

Сегодня на развитие рынка ноутбуков в Украине существенное влияние оказывает явное противостояние между ASUS и Acer — многие события, которые происходят, обусловлены соперничеством между этими брендами. Даже корейские игроки, еще недавно удерживавшие прочные позиции, вынуждены уступить. Предположу, что, к сожалению для Dell и других игроков, такая тенденция сохранится и в текущем году.

По данным независимых исследований, почти 92% рынка нотбуков в Украине принадлежит A-брендам. Вытеснение локальных игроков A-брендами продолжится и в дальнейшем.

2  В Украине показатель ВВП на душу населения остается довольно низким. Розничные сети являются наиболее массовым каналом продаж ноутбуков, причем популярностью пользуются в основном бюджетные модели, однако постепенно растет доля продаж mainstream и эксклюзивных моделей. В Украине у Dell соотношение продаваемых моделей составляет, соответственно, 70%/25%/5%. Предпочтения потребителей уверенно меняются в сторону более функциональных, а значит и более дорогих ноутбуков.

3  В 2006 году львиная доля ноутбуков Dell в Украине была продана через розничный канал, который демонстрировал наиболее динамичный и постоянный рост. К сожалению, продажи в остальных сегментах рынка оказались не так велики, как того хотелось бы.  Поэтому, сох­раняя присутствие в рознице, мы работаем над развитием других каналов.

4  Лучшим подарком для Dell стало почетное 5 место в десятке сильнейших игроков рынка по итогам 2006 года. Этого результата удалось добиться благодаря усилиям наших партнеров. Мы будем укреплять свои позиции и двигаться вперед как в количественном, так и в качественном отношениях — благо на украинском рынке есть еще чем заняться.

Иван Стовбун, менеджер направления ноутбуков, HP

1
  На мой взгляд, рынок ноутбуков в Украине находится в стадии роста  — годовой прирост продаж составляет более 100%. Основные тенденции  — насыщение младшего ценового сегмента, постепенный переход к средним моделям, рост продаж через розницу.

В первой десятке производителей присутствуют только А-бренды. Вероятность появления украинского сборщика практически равна 0, поскольку местные компании не способны обеспечить необходимую для конкуренции себестоимость продукта.

2  Сегодня более 50% продаж приходится на младший ценовой сегмент, до $600. Далее следует средний ценовой сегмент, до $900, на долю которого приходится около 30% продаж. Именно этот сегмент будет рости в 3–4 кварталах этого года. Высокопроизводительные ноутбуки, а также ультралегкие ноутбуки занимают оставшиеся 20%, и продажи в этом сегменте будут увеличиваться.

3  2006 год охарактеризовался большим ростом (более 50%) корпоративного канала сбыта. Также очень сильно выросла розница (более 38%), существенный развитие продемонстрировали интернет-магазины (более 60%). Однако основную долю продаж ноутбуков HP формируют сегменты среднего и малого бизнеса.

4  Новогодний сезон получился суперактивным: продажи HP в четвертом квартале выросли на 316% по сравнению с третьим, благодаря чему HP удалось увеличить долю рынка на 3,4%. Это позволило перевыполнить плановые показатели.

Александр Гуменюк, ведущий менеджер направления ноутбуков LG Electronics

1
  Украинский рынок ноутбуков является одним из наиболее быстрорастущих в Европе и в мире. Ежегодный рост рынка в последние два года составил более 120%. Рынок проходит стадию первичного насыщения, когда покупатели отдают предпочтение самым дешевым ноутбукам, сопоставимым по цене с настольными ПК. В последнее время потребительские предпочтения сместились в сторону среднего ценового сегмента. В начале следующего года мы ожидаем, что рынок перейдет в стадию “повторной покупки”  — клиенты станут приобретать вторые ноутбуки, при этом будут учитывать производительность, имя бренда, сервисное обслуживание. В этой стадии вероятно перераспределение рынка в пользу брендов, которые делают ставку на качество продукта и его дизайн.

2  С появлением новой операционной системы Windows Vista ужесточились требования к средней конфигурации системы. LG делает акцент на ноутбуки, построенные на базе платформы Intel Centrino Duo, оснащенные большим объемом оперативной памяти (1 ГБ), вместительным жестким диском (100–120 ГБ) и дискретным графическим адаптером. Наиболее востребованным является ноутбук с диагональю экрана 15,4”, хотя развивается и сегмент ультрапортативных ноутбуков 12”. В бюджетном сегменте пользуются популярностью ноутбуки, розничная цена которых составляет менее $900. В основе их конфигураций лежат процессоры Intel Сeleron M и Core Duo, в них также используются встроенные видеокарты, жесткий диск объемом 60–80  ГБ, 512–1024 МБ оперативной памяти. Доля таких ноутбуков в продажах LG составляет 40%. В конфигурациях среднего сегмента, стоимость которых в рознице составляет около $1500, используется процессор Intel  Core2 Duo, дискретная видеокарта, жесткие диски объемом 100–120 ГБ и 1  ГБ оперативной памяти. Доля этих моделей составляет 45%.

В премиум-сегмент, который занимает в продажах LG около 15%, входят ультрапортативные модели с эксклюзивным дизайном. В этом сегменте компания LG делает акцент на серию Piano Black, куда входят модели c диагональю 10,6”, 12”, 14” и 15.4”.

3  LG предлагает ноутбуки в Украине в течение нескольких лет — за это время компании удалось обеспечить долю рынка 4%. Около 50% ноутбуков LG продается через розницу. В  этом году совместно с партнерами мы будем активно развивать корпоративный и SMB-сегменты.

4  2006 год оказался очень активным  — если говорить о рынке в целом, на четвертый квартал пришлось около 40% годового импорта ноутбуков, однако существенных изменений в структуре сбыта не произошло.

Константин Кива — старший менеджер ИТ, Samsung Electronics Ukraine

1
  Одно можно сказать с уверенностью  — динамика роста емкости рынка ноутбуков впечатляет. Однако называть его сформировавшимся и структурированным я бы не торопился. Рынок переживает этап становления, что обусловлено, с одной стороны, его бурным ростом, а с другой — выходом новых активных игроков с мировыми именами. Продукция этих компаний и раньше продавалась в Украине, однако активизация их действий означает, что растущий украинский рынок привлекает внимание. Результатом этого процесса как раз и станет распределение сил, долей и сегментов рынка ноутбуков Украины.

2  В розничных сетях преобладают продажи бюджетных моделей. Ноутбуки среднего и верхнего ценовых диапазонов продаются примерно в равных долях. Интерес к бюджетным и моделям mainstream проявляется примерно в равных пропорциях. Спрос со стороны конечных пользователей условно можно разделить на три ключевые категории:

модели с оптимальным сочетанием мобильности и функциональности;
модели нижнего ценового диапазона в качестве замены домашних ПК;
функциональные мультимедийные модели качестве замены домашних ПК.

3  Розничные продажи у Samsung были традиционно сильны. В последнее время существенно вырос интерес покупателей к нашей продукции в сегменте корпоративных продаж и тендеров — этому способствовало появление ноутбуков, адаптированных для нужд корпоративного клиента.

Рынок ноутбуков демонстрирует хорошую динамику роста  — одну из самых высоких в отрасли. По информации Gartner Group, рост продаж ноутбуков в Европе составляет около 20%, а в Украине этот показатель приближается к 100%.

4  Намеченные на 2006 год планы были успешно достигнуты. Наши ожидания относительно активности покупателей оправдались — они оказались на высоком уровне.

Нобуки Асахина — менеджер по маркетингу представительства Sony Overseas SA в Украине

1
  Украина на сегодняшний день находится на этапе активного развития рынка ноутбуков. Объем рынка в 2006 году удвоился по сравнению с 2005  годом, такая же тенденция ожидается и в 2007 году. Но проникновение это­го продукта на рынке все еще достаточно низкое, а следовательно, потенциал рос­та рынка очень велик. ВВП Украины стабильно растет, вслед за этим растет благосостояние украинцев, что обуславливает хорошие перспективы развития направления ноутбуков. В перспективе мы ожидаем роста доли продукции А-брендов и ноутбуков премиум-сегмента.

2  Сегодня безусловное лидерство по-прежнему удерживает нижний ценовой сегмент ноутбуков, который занимает около 50% рынка. Тем не менее, учитывая постоянный рост доходов населения, а также устойчивую тенденцию повышения запросов к качеству продукта и его возможностям, доля ноутбуков mainstream и премиум-сегмента будет непрерывно расти. Учитывая это обстоятельство, Sony официально представила свои ноутбуки в Украине в конце 2006 года.

3  Ноутбуки Sony рассчитаны на потребности конечного потребителя, поэтому рынки В2В и государственных закупок мы не рассматриваем. 90% продаж происходит через розницу  — живое общение продавца и покупателя крайне необходимо при продаже такого сложного продукта, как ноутбук. Растет доля продаж через интернет-магазины, однако в 2007 году она, по нашим оценкам, не превысит 10%.

4  В Украине Sony начала официальные продажи своих ноутбуков в декабре 2006 года с ограниченной партии продукции, можно сказать, в тестовом режиме. Эти продажи показали огромный потенциал рынка.

На основании сделанных выводов начиная с весны 2007 года мы активизируем продажи в Украине рекламную активность, чтобы повысить узнаваемость среди потребителей.

Политика бренда VAIO не заключается в том, чтобы захватывать солидную долю рынка, наша цель — премиум- сегмент.