Рынок устройств визуального отображения данных сегодня переживает, возможно, самый бурный и неоднозначный период своего развития. В эпоху аутсорсинга и сокращающейся маркетинговой жизни товаров продуктовое предложение множества конкурирующих вендоров с каждым годом все более коммодитизируется, запутывая корпоративного пользователя и внося неясность в дальнейшие тенденции технологического развития сегмента. Во время, когда одна и та же продукция продается под различными торговыми марками, а от конкуренции до партнерства — один шаг, технологическое лидерство остается за теми компаниями, которые развивают базовые технологии и исследуют новые концепции применения продуктов. Компания Philips сегодня является одним из наиболее интересных в технологическом плане вендоров-инноваторов. О маркетинговых и технологических перспективах сегмента устройств визуализации с редакцией PCWeek/UE беседует Йоост Леефланг (Joost Leeflang), глава представительства Philips в Украине.


Йоост Леефланг, глава представительства Philips в Украине: Если мы сделаем модели с большей диагональю более популярными для покупательской аудитории, это может вызвать качественные изменения на рынке – массовый переход на мониторы с большей диагональю, от чего конечный потребитель только выиграет
Йоост Леефланг, глава представительства Philips в Украине: Если мы сделаем модели с большей диагональю более популярными для покупательской аудитории, это может вызвать качественные изменения на рынке – массовый переход на мониторы с большей диагональю, от чего конечный потребитель только выиграет

PCWeek/UE: Как вы можете характеризовать степень присутствия Philips в Украине? Какие из поставленных стратегических задач вы считаете наиболее приоритетными?

Йоост Леефланг:
Компания Philips впервые начала работу в Украине 13 лет назад, и на данный момент здесь представлены наши четыре подразделения — медицинские системы, потребительская электроника, домашняя техника и осветительные приборы. Продукция всех четырех направлений хорошо знакома украинским потребителям, особенно осветительная и бытовая техника — по этим сегментам доля Philips на украинском рынке превышает долю в некоторых западных странах. Направление потребительской электроники в Украине находится в стадии активного развития, и мы работаем над увеличением нашей доли на украинском рынке. Продуктовый портфель стабильно обновляется и расширяется.

PCWeek/UE: Какова структура канала дистрибуции ИТ-продуктов Philips в Украине и как вы оцениваете эффективность его работы? Планируете ли вы какие-либо изменения в структуре либо в механизмах работы канала?

Й. Л.:
В Украине у нас четрые дистрибутора-импортера? и в обозримом будущем мы не планируем ни увеличивать, ни уменьшать их количество. Мы удовлетворены работой с нашими партнерами, у них налажен канал с конечными потребителями, системными интеграторами, партнерами второго звена и ритейлерами. Мы считаем, что структура в том виде, в каком она есть сейчас, наиболее оптимально выстроена для взаимовыгодного сотрудничества. Конечно, любая структура канала дистрибуции могла бы быть ще лучше, но сейчас мыудовлетворены работой канала.

PCWeek/UE: Существуют ли на украинском рынке какие-либо выраженные системные проблемы, присущие только ему?

Й. Л.:
По специфике украинский рынок мало чем отличается от других рынков в регионе СНГ. Но существует большая разница с развитыми западными рынками. В Украине дистрибутор-импортер решает что в итоге попадет на рынок, в то время как на Западе вендор является одновременно и импортером. Поэтому в Украине дистрибутор лучше знает ситуацию и более тонко чувствует, где кончаются возможности и начинаются риски. Если у вендора отношения с дистрибутором налажены хорошо и прозрачно, то дистрибутор выступает в роли персонального консультанта для вендора по специфике локального рынка, а вендор помогает сформировать удачное продуктовое портфолио для нужных потребителей, и в такой связке оба добьются значительного результата.

Если посмотреть на расстановку сил между некоторыми вендорами на западных рынках и в Украине, то можно отметить существенное несоответствие долей рынка. Это частично объясняется тем, что на западноевропейских рынках вендор работает напрямую, независимо от дистрибутора. Поэтому одна из наших основных стратегий на украинском рынке — работа с партнерами второго уровня, их информирование и поддержка, и все это — в тесном взаимодействии с дистрибуторами.

PCWeek/UE: Каким образом вы поддерживаете и развиваете канал дистрибуции в Украине?

Й. Л.:
Я считаю, что одно из основополагающих направлений в развитии — это установление и поддержка тесных и доверительных взаимоотношений. Мы всегда информируем своих партнеров о новых продуктах, которые готовятся к выходу на рынок, рассказываем, где эти продукты могут найти наилучшее применение, для каких задач и пользователей они подходят. Крепкое партнерство — это основа нашей философии работы с каналом в Украине. И если вы посмотрите на ситуацию в Украине, то успехом, которого мы добились за последние несколько лет, мы обязаны преимущественно нашим локальным партнерам. Вместо того, чтобы применять различные непрозрачные схемы по кредитованию, мы в первую очередь стараемся покрыть спрос адекватным предложением по модельному ряду и обеспечить доступность продукции в Украине. Совместными усилиями с дистрибуторами-импортерами мы стараемся стимулировать канал к продаже более высокоприбыльных моделей мониторов. Если мы сделаем модели с большей диагональю более популярными для покупательской аудитории, это может вызвать качественные изменения на рынке — массовый переход на мониторы с большей диагональю, от чего конечный потребитель только выиграет.

PCWeek/UE: Планируете ли вы расширять свою долю рынка в Украине и какими методами? В чем выражается ваша философия отношения к доле рынка?

Й. Л.:
Мы применяем единую стратегию во всем мире. Какие направления мы не развивали бы, они должны быть прибыльными. И если какой-то вид бизнеса растет, он должен расти прибыльно. Мы не делаем исключений для географических регионов. Если рассматривать сегмент мониторов, то на европейском рынке мы занимаем третье место, и на украинском рынке, после подведения всех итогов, также планируем выйти на третье место. Возможно, мы будем завоевывать новые позиции в этом сегменте и дальше, но никогда не будем инвестировать в рост доли рынка, поскольку, по моему мнению, доля рынка и успешный бизнес — не всегда тождественные понятия. В любом случае, любой бизнес подразумевает получение прибыли. Если бизнес превращается в гонку за долей рынка и не приносит прибыли ни вендору, ни локальным партнерам, то он теряет смысл.

PCWeek/UE: Какова ваша стратегия в отношении продвижения новых продуктов с учетом высокой коммодитизации рынка?

Й. Л.:
Коммодитизация началась с переводом мониторов на цифровую основу. Когда в основе лежали аналоговые технологии, производство было более сложным в плане разработок и инноваций, но в то же время производители могли вложить больше отличий в свою продукцию. От производителя, чтобы достичь успеха, требовались собственные центры разработки и большой опыт в этой сфере. С недавних пор, когда технологии производства мониторов стали преимущественно цифровыми, все, что требуется от производителя,  — добавить стандартные детали на шаблонную плату и убедиться в том, что софт работает как следует. Для конечного пользователя это приносит положительный эффект, поскольку в течение очень короткого промежутка времени произошел качественный переход с объемных и неудобных ЭЛТ-моделей на эргономичные и компактные ЖК-мониторы, качество которых также существенно выросло. Для производителя, с одной стороны, все стало предельно просто, поскольку для выпуска новых продуктов по шаблонному дизайну больше не требуется собственная развитая компетенция в вопросах технологии и разработок. Но, с другой стороны, на рынке началась чрезвычайно жесткая конкуренция, поскольку теперь каждый может сделать монитор со сравнимыми параметрами и качеством.

Способов для выражения индивидуального подхода у производителей-инноваторов осталось только два — это софт и дизайн. Дизайн очень субъективен, он или нравится, или нет. Поэтому мы стараемся сделать его таким, чтобы за внешним видом узнавался бренд, чтобы из дизайна монитора можно было сделать вывод о его высоком качестве. Мы стремимся дать пользователю чувство совершенства, что, на наш взгляд чрезвычайно важно, а также дать разным категориям пользователей на выбор несколько концепций дизайна продуктов. Второй аспект — это софт. Именно от него зависит то, как сигнал, поступивший в монитор, преобразуется в изображение и как это изображение будет воспринято пользователем. Поэтому мы стараемся выделить свою продукцию на коммодитизированном рынке при помощи дизайна и программной составляющей.

PCWeek/UE: Какова ваша стратегия в т.н. “гонке миллисекунд”? Какие технологические шаги предпримет компания Philips, когда эта гонка будет исчерпана?

Й. Л.:
  “Гонка миллисекунд” в сегменте мониторов сегодня является одной из разновидностей различных подобных “гонок”, которые ИТ-рынок переживает со стабильным постоянством. Некоторое время назад можно было наблюдать гонку скоростей в оптических приводах. Все эти “гонки” имеют несколько вариантов завершения. Во-первых, может появиться новый продукт или новая категория продуктов, которая привлечет к себе внимание покупательской аудитории, и гонка параметров потеряет актуальность. Во-вторых, разница в цене между лидерами гонки параметров и рядовыми моделями может стать настолько высокой, что пользователи не захотят переплачивать за топовую модель. В-третьих, гонка характеристик может зайти так далеко в техническом смысле, что человек не сможет больше воспринимать разницу между топовыми достигнутыми параметрами и рядовыми. В любом случае, т.н. “гонки скоростей” кончаются, потому как пользователи рано или поздно начинают подсчитывать реальные выгоды и утрачивают азарт от погони за максимальными техническими характеристиками. Это происходит со всеми категориями ИТ-продуктов. Я считаю, что в сегменте мониторов наступила примерно та же ситуация. Существующие скорости реакции матрицы в современных конкурирующих мониторах уже практически не различимы, но некоторые вендоры пытаются всяческими способами заявить о достижении нового рекорда по отклику матрицы, пытаясь выдать его пользователям за некий эквивалент технологического лидерства, что, конечно же, не соответствует действительности.

Технические параметры наших мониторов зависят от требований различных категорий пользователей. У нас есть достаточно быстрые мониторы для геймеров, но мы не будем уменьшать время отклика матрицы до бесконечности, ставя тем самым под удар качество изображения. Мы используем концепцию динамического времени отклика (Dynamic Response Time). Несправедливо утверждать, что самая быстрая реакция матрицы равносильна общему качеству монитора и востребована всеми категориями пользователей. Наилучшее качество изображения в различных вариантах применения монитора достигается при различных значениях времени отклика. Например, при обработке графики и в офисных приложениях, где преобладают статичные изображения, время отклика утрачивает актуальность и наиболее важным считается точность отображения цвета. В новых моделях мониторов баланс между откликом матрицы и цветопередачей можно будет выбрать с помощью кнопки на передней панели монитора.

PCWeek/UE: На каких перспективных разработках сосредоточены в настоящий момент исследовательские центры Philips?

Й. Л.:
Мы считаем, что в обозримом будущем, применительно к домашней электронике и ИТ-продуктам, таким, как мониторы, будет происходить “конвергенция чувств”, которые испытывает пользователь, работая с устройством. Зрение, слух и ощущения сближаются, создавая единую картину восприятия, и мы будем работать в этом направлении. В визуальных продуктах, способ, которым пользователь познает реальность посредством дисплея, лежит далеко за пределами просто зрения — другие чувства также важны. К примеру, если добавить амбиентный свет вокруг источника изображения, который будет “продолжать” контуры картинки на экране, то это может изменить общее восприятие изображения. И дело уже не в том, как изображение выглядит, а как оно воспринимается. То же самое относится к звуковой составляющей восприятия: если разделить воспроизводимые звуковые частоты, то пользователь в некоторых случаях может буквально ощущать низкие частоты своим телом. При правильном управлении этими явлениями можно создать нужную общую картину восприятия. Концепция полной картины восприятия коснется не только визуальных продуктов, но и потребительской электроники. В ближайшее время мы выпустим особую модель наушников, которые будут одеваться на шею и воспроизводить не только слышимый звук, но и вибрации для создания особой, более полной картины восприятия. Поэтому в ближайшее время продукты будут развиваться не столько в области только лишь визуального восприятия, сколько в соответствии с нашей новой концепцией “Seeing–Feeling-Believing” (смотреть-чувствовать-верить).

PCWeek/UE: Как вы можете прокомментировать ситуацию с совместным предприятием LG-Philips? Есть информация, что совместная компания может остаться без Philips.

Й. Л.:
Совместная компания является полностью независимым видом бизнеса. У компании Philips есть свой пакет акций в этом предприятии, но это изначально был не мажоритарный пакет. В ближайшее время мы действительно планируем сократить свое участие в совместной компании, но у нас очень здоровые и перспективные отношения с компанией LG. Мы рассматриваем их как своих стратегических партнеров в разработке и производстве визуальных продуктов.
Пересмотр пакета инвестиций связан с тем, что Philips все больше внимания уделяет направлению медицинского оборудования. Многие крупные компании, в составе бизнеса которых присутствует медицинское направление, отмечают мировую тенденцию, согласно которой популяция стареет, а стоимость медицинского обслуживания становится существенной частью суммарной стоимости жизни. Для того, чтобы сохранять лидерство в этом сегменте, мы планируем увеличить в нем долю инвестиций. Развитие технологий поможет не просто увеличить эффективность лечения, но и снизить его стоимость. К примеру, раннее выявление онкологических заболеваний поможет сделать лечение более доступным.

PCWeek/UE: Каких результатов компания добилась в прошлом году? Каковы ваши ожидания по развитию бизнеса на этот год?

Й. Л.:
В прошлом году мы ставили перед собой достаточно амбициозные планы и во многом их удалось реализовать даже в большей степени, чем планировалось. В этом году мы планируем расти не только за счет естественного роста рынка, как это делают многие вендоры, но и укреплять свои позиции. Согласно нашей философии роста, наши стратегические планы выражены не в процентах доли рынка, поэтому задачу по развитию бизнеса мы формулируем иным образом. В сегменте мониторов мы будем считать этот год удачным, если удастся сместить акцент в сторону моделей с диагональю 19 и больше дюймов, а также увеличить процент широкоформатных мониторов. Поскольку эти модели являются наиболее прибыльными для нас и наших украинских партнеров, то в случае успеха этих планов мы также увеличим прибыльность бизнеса и долю рынка.