Рынок ПО во многом формируют т.н. “коробочные” продукты, установить которые по силам конечному пользователю. Для данного обзора мы выбрали шесть продуктовых категорий: средства обеспечения безопасности, лингвистические продукты, пакеты для оптического распознавания текста, графическое ПО, дистрибутивы Linux, средства разработки.


Программные пакеты, достойные внимания, назвали дистрибуторы, владеющие наиболее полной информацией о рынке программного обеспечения. Мы предложили им назвать самые популярные, с их точки зрения, коробочные программные продукты и их достойные альтернативы. Экспертное мнение в нашем опросе высказали компании, обладающие широким дистрибуторским портфелем “коробочного” ПО.

1  Какой программный продукт был наиболее популярным в 2006 году?
2  Какие факторы повлияли на его рыночный успех?
3  Оцените перспективы данного продукта на украинском рынке.




Средства обеспечения безопасности

Kaspersky Internet Security 6.0 Desktop


Kaspersky Internet Security 6.0 — комплексное решение, обеспечивающее защиту от основных информационных угроз: вирусов, хакеров, спама и шпионских программ. Программа способна проводить антивирусную проверку не только файлов, каталогов и дисков, но и почтового и интернет-трафика в режиме реального времени. ПО распознает фишинговые письма и предупреждает о переходе на фиктивные сайты, блокирует выполнение опасных сценариев на веб-страницах, «всплывающие» окна и рекламные баннеры, отражает сетевые атаки, позволяет фильтровать спам.

КОММЕНТАРИЙ

Евгений Бадах, директор компании “Бакотек”


Решения “Лаборатории Касперского” являются лидерами в странах СНГ. Продукты “Касперского” обеспечивают высокий уровень защиты и снискали уважение у пользователей. Альтернативой этому программному продукту на рынке Украины является BitDefender 9 Professional Plus, имеющий сходную функциональность: модули антивируса, брэндмауэра, антиспама, антишпиона. Стоит заметить, что популярность BitDefender в Украине непрерывно растет, продукт завоевывает все большую долю рынка. Не удивлюсь, если через некоторое время BitDefender станет лидером в своем сегменте, как это произошло во Франции.



Лингвистические продукты

ABBYY Lingvo 11 Три языка


Украинско-англо-русская версия включает толковые словари украинского, английского и русского языков. Словарная база англо-украинско-русского направления охватывает 425 тысяч словарных статей. Перевод с английского на украинский и обратно осуществляется напрямую. ABBYY Lingvo 11 поддерживает украинский интерфейс, что позволит украиноязычным пользователям общаться с программой на родном языке.

Помимо Windows, ABBYY Lingvo 11 также поддерживает платформы Pocket PC, Palm или Symbian. Все версии для мобильных устройств поддерживают работу с картами памяти.

КОММЕНТАРИЙ

Андрей Дегтяренко, менеджер по продуктам лингвистики компании “Софтпром”


В 2006 году на рынке в области лингвистики среди коробочных версий больше всего был востребован словарь “ABBYY Lingvo 11 Три языка”. Несколько отстала от него jewel-версия словаря “АльфаЛекс 5.0 Английский словарь”. Также в сегменте лингвистики надо отметить программу машинного перевода PROMT Standard 7.0, а в сегменте орфографии — “Пролинг Офис 5.0 Стандарт”. Эти продукты показали хороший уровень продаж. Более всего успеху “ABBYY Lingvo 11 Три языка”, с моей точки зрения, способствовало удачное соотношение цена/качество. При вполне доступной цене продукт обеспечивает прекрасные возможности для тех, кто изучает английский язык или работает с ним. Немаловажную роль сыграло наличие украинского словаря, а также поддержка мобильных платформ.

Как известно, на смену одиннадцатой версии Lingvo пришел ABBYY Lingvo 12. Можно сказать наверняка, что новый продукт повторит успех предыдущей версии или даже превзойдет его, поскольку в нем значительно расширено направление украинского языка. Однако в нижнем ценовом сегменте словари Lingvo могут быть потеснены продуктами “Альфалекс” в jewel-версии. Компания Paragon Software, которая недавно приобрела права на этот продукт на платформе ПК, будет пытаться отвоевать рынок словарей в нижней ценовой категории.



OCR-продукты


ABBYY FineReader 8.0 Professional Edition

Профессиональная версия системы распознавания ABBYY FineReader предназначена для перевода бумажных документов, PDF-файлов и цифровых фотографий документов в редактируемые форматы с возможностью поиска по тексту. Программа сохраняет внешний вид документов даже со сложным оформлением, даёт возможность контролировать процесс распознавания.

КОММЕНТАРИЙ

Ирина Левая, менеджер по OCR-продуктам ABBYY компании “Софтпром”


В области OCR-систем среди коробочных версий в минувшем году рынком более всего был востребован ABBYY FineReader 8.0 Professional Edition. Основная причина этого — высокое качество распознавания и хороший набор функциональности.

Тот факт, что до недавнего времени у продуктов ABBYY вообще не было конкурентов в области OCR на украинском рынке, также сыграл свою роль. Будущее состояние рынка сейчас предугадать сложно. Многое зависит от того, насколько на рынке Украины будут успешны продукты оптического распознавания бельгийской компании I.R.I.S. Сейчас I.R.I.S. активно пытается завоевать свою долю на нашем рынке, что сделать ей будет очень непросто.



Графические продукты

Adobe Creative Suite


Adobe Creative Suite 2 Premium — это пакет, который включает полные версии программ Adobe Photoshop CS2, Illustrator CS2, InDesign CS2, GoLive CS2 и Acrobat 7.0 Professional с новыми версиями Version Cue CS2, Adobe Bridge и Adobe Stock Photos. Продукт представляет собой унифицированную дизайнерскую среду.

КОММЕНТАРИЙ

Стелла Павлюк, компания “Киевтек”

В 2006 году на украинском рынке графического программного обеспечения не произошло существенных изменений. Мы не увидели новых имен, основными игроками по-прежнему остаются Adobe, Corel, Ulead. В этой тройке трудно выделить явного лидера. Adobe — безусловный мировой технологический лидер индустрии с наибольшим количеством пользователей в Украине. Но, как известно, в Украине количество пользователей не равно количеству проданных копий программного обеспечения, а мы говорим именно о бестселлерах рынка. Стоимость одной копии Adobe Creative Suite делает его high-end продуктом не только технологически. Возможно, что благодаря высокой маркетинговой активности и серьезной просветительской работе, проводимой на рынке, Adobe, наконец, сможет привести количество пользователей своих продуктов и количество покупателей к одному порядку величин.


Все вышесказанное верно и по отношению к продуктам Corel и Ulead. Их сторонников на рынке по-прежнему намного больше, чем покупателей. Приемлемая цена и достаточная функциональность позволяют продуктам Ulead занять свою нишу на рынке графических продуктов. Необходимо учитывать, что украинские бизнес-пользователи графических продуктов часто ограничиваются приобретением одной копии продукта на офис. Как следствие, графическое ПО чаще всего продается именно в коробочном варианте.  Доступность по всей территории Украины  — еще одно очко в пользу Ulead. Наконец, далеко не всем потребителям нужен столь мощный функционал, который предлагает Adobe, и во многих случаях Ulead Photoimpact оказывается отличной заменой Photoshop при значительно меньшей стоимости, что вполне может привести к росту легальных инсталляций.

В целом, для каждого из трех производителей 2006 год был годом внутренних изменений и серьезной работы. И в 2007 году украинский рынок графических продуктов ждут перемены.



Дистрибутивы Linux

ASPLinux


ASPLinux, созданный для рынка СНГ, включает в себя все необходимые программы для работы в офисе, в том числе графический редактор, программы обработки видеоизображений и записи дисков. Немаловажным свойством является украинская локализация и проверка украинской орфографии в Open Office, который входит в дистрибутив.

КОММЕНТАРИЙ

Стелла Павлюк, компания “Киевтек”

Украинский рынок Linux продуктов переживает период постоянно растущего интереса к себе со стороны как корпоративных, так и домашних пользователей. В Украине сегодня востребованы и неплохо продаются коммерчески успешные в мире Red Hat и Suse Linux, известны Mandrake, Slackware, Debian. Продукты Linux чаще и лучше всего продаются как услуги и требуют наличия локальной поддержки, центров обучения и т.д., что делает мировые бренды уже не настолько привлекательными для широкого круга пользователей. Принципиально не коробочная природа Linux делала непростым и процесс популяризации и распространения этих продуктов.

Именно правильными ответами на запросы рынка можно объяснить популярность ASPLinux на созданном для рынка СНГ украинском рынке. В Украине находится офис разработчиков, техническая поддержка от производителя, отсюда же осуществляется координация работы украинских партнеров. Все это демонстрирует настроенность продукта на активный диалог с участниками украинского рынка, позволяет ему быстро адаптироваться под любые задачи.
По крайней мере в одном отношении ASPLinux занимает уникальную позицию на рынке украинских продуктов Linux: существующие пять версий дистрибутива ASPLinux (GreenHorn, Express, Standard, Deluxе, Server) позволяют удовлетворить любопытство любого потенциального пользователя по доступным  для украинского рынка ценам от 22 до 1000 грн.

RedHat Enterprise Linux ES 4.0


Red Hat Enterprise Linux является наиболее распространенной в мире платформой для корпоративных вычислений на основе систем с открытым исходных кодом. Red Hat Enterprise Linux WS поддерживает платформы Intel x86, AMD64, Intel EM64T с максимум 2 процессорами и до 16 ГБ ОЗУ. Основные релизы Red Hat Enterprise Linux издаются с запланированной периодичностью в 18 месяцев и, начиная с даты старта продаж, обеспечиваются 7-летней технической поддержкой. Red Hat Enterprise Linux v.4 основана на ядре 2.6.9, в которое внесена поддержка многоядерных процессоров и процессоров с технологией hyperthreading.

КОММЕНТАРИЙ

Олег Ляшенко, руководитель корпоративных проектов компании “Софтпром”

Если говорить о дистрибутивах Linux, нужно четко разделять бесплатные дистрибутивы (продаются по цене носителя) и коммерческие. В последних разработчики берут на себя ответственность за работу дистрибутива на определенной платформе, за совместимость с приложениями третьих производителей, за соответствие принятым в ИT-индустрии стандартам, а также обязуются регулярно обновлять этот дистрибутив и оказывать поддержку в инсталляции, конфигурации и эксплуатации. В 2006-м году безусловным лидером среди коммерческих версий стал RedHat Enterprise Linux ES 4.0. Рост продаж RHEL ES 4 по сравнению с 2005-м годом составил более 100%. Это произошло благодаря техническим достоинствам самой платформы. RedHat Enterprise Linux — операционная среда, которая может использоваться в любом сегменте корпоративной сети и покрывает функциональные потребности предприятия любого масштаба с информационной структурой любого уровня сложности. Уже сложились приоритетные направления использования RHEL в корпоративной среде, и этот сегмент будет и дальше развиваться с учетом эволюции RedHat Enterprise Linux.

Что касается Novell SuSE Linux Enterprise, основного конкурента RHEL на коммерческом рынке Linux-систем, то последнее соглашение Novell и Microsoft оценивается участниками OpenSource неоднозначно (вплоть до судебных исков к Novell). Недавнее повышение цен на SuSE также не добавляет прозрачности в этой ситуации. Хотя в глобальном смысле эти факты говорят о том, что коммерческий рынок Linux вскоре ожидает бурный рост.



Средства разработки


Visual Studio .NET

Visual Studio .NET — это полный набор инструментов разработки для построения веб-приложений, веб-служб XML, настольных и мобильных приложений.

КОММЕНТАРИЙ

Евгений Бадах, директор компании “Бакотек”

В категории “Средства для разработчиков” лучшим продуктом в 2006 году был пакет Visual Studio .NET. В продуктах Visual Basic .NET, Visual C++ .NET, Visual C# .NET и Visual J# .NET используется одинаковая интегрированная среда разработки (IDE), что позволяет использовать общие инструменты и облегчает создание решений смешанного языка. Кроме того, в этих языках используется функция .NET Framework, которая позволяет получить доступ к ключевым технологиям, упрощающим разработку веб-приложений ASP и веб-служб XML.


Основными факторами, которые повлияли на рыночный успех этого продукта, стали его ориентированность на быстрое построение веб-приложений ASP. NET корпоративного уровня и высокопроизводительных приложений для настольных компьютеров, а также корпоративная оболочка оснащения, которая позволяет унифицировать события, запись в журнал и трассировку корпоративных приложений, развертываемых в рабочей среде. Приложения могут быть оснащены для публикации ошибок, событий аудита, административных событий и событий диагностической трассировки. Оснащение выполняющегося приложения можно настраивать, в том числе включать трассировку запросов пользователей или деловых процессов в распределенном приложении. Мы считаем, что Visual Studio.NET будет продаваться с успехом: этот продукт постоянно совершенствуется, причин для падения спроса на него нет.