Рынок ПО во многом формируют т.н. “коробочные” продукты, установить которые по силам конечному пользователю. Для данного обзора мы выбрали шесть продуктовых категорий: средства обеспечения безопасности, лингвистические продукты, пакеты для оптического распознавания текста, графическое ПО, дистрибутивы Linux, средства разработки.
Программные пакеты, достойные внимания, назвали дистрибуторы, владеющие наиболее полной информацией о рынке программного обеспечения. Мы предложили им назвать самые популярные, с их точки зрения, коробочные программные продукты и их достойные альтернативы. Экспертное мнение в нашем опросе высказали компании, обладающие широким дистрибуторским портфелем “коробочного” ПО.
1 Какой программный продукт был наиболее популярным в 2006 году?
2 Какие факторы повлияли на его рыночный успех?
3 Оцените перспективы данного продукта на украинском рынке.
Средства обеспечения безопасности
Kaspersky Internet Security 6.0 Desktop
Евгений Бадах, директор компании “Бакотек”
Лингвистические продукты
ABBYY Lingvo 11 Три языка
Помимо Windows, ABBYY Lingvo 11 также поддерживает платформы Pocket PC, Palm или Symbian. Все версии для мобильных устройств поддерживают работу с картами памяти.КОММЕНТАРИЙ
Андрей Дегтяренко, менеджер по продуктам лингвистики компании “Софтпром”
Как известно, на смену одиннадцатой версии Lingvo пришел ABBYY Lingvo 12. Можно сказать наверняка, что новый продукт повторит успех предыдущей версии или даже превзойдет его, поскольку в нем значительно расширено направление украинского языка. Однако в нижнем ценовом сегменте словари Lingvo могут быть потеснены продуктами “Альфалекс” в jewel-версии. Компания Paragon Software, которая недавно приобрела права на этот продукт на платформе ПК, будет пытаться отвоевать рынок словарей в нижней ценовой категории.
OCR-продукты
Профессиональная версия системы распознавания ABBYY FineReader предназначена для перевода бумажных документов, PDF-файлов и цифровых фотографий документов в редактируемые форматы с возможностью поиска по тексту. Программа сохраняет внешний вид документов даже со сложным оформлением, даёт возможность контролировать процесс распознавания.
КОММЕНТАРИЙ
Ирина Левая, менеджер по OCR-продуктам ABBYY компании “Софтпром”
Тот факт, что до недавнего времени у продуктов ABBYY вообще не было конкурентов в области OCR на украинском рынке, также сыграл свою роль. Будущее состояние рынка сейчас предугадать сложно. Многое зависит от того, насколько на рынке Украины будут успешны продукты оптического распознавания бельгийской компании I.R.I.S. Сейчас I.R.I.S. активно пытается завоевать свою долю на нашем рынке, что сделать ей будет очень непросто.
Графические продукты
Adobe Creative Suite
КОММЕНТАРИЙ
Стелла Павлюк, компания “Киевтек”
В 2006 году на украинском рынке графического программного обеспечения не произошло существенных изменений. Мы не увидели новых имен, основными игроками по-прежнему остаются Adobe, Corel, Ulead. В этой тройке трудно выделить явного лидера. Adobe — безусловный мировой технологический лидер индустрии с наибольшим количеством пользователей в Украине. Но, как известно, в Украине количество пользователей не равно количеству проданных копий программного обеспечения, а мы говорим именно о бестселлерах рынка. Стоимость одной копии Adobe Creative Suite делает его high-end продуктом не только технологически. Возможно, что благодаря высокой маркетинговой активности и серьезной просветительской работе, проводимой на рынке, Adobe, наконец, сможет привести количество пользователей своих продуктов и количество покупателей к одному порядку величин.
В целом, для каждого из трех производителей 2006 год был годом внутренних изменений и серьезной работы. И в 2007 году украинский рынок графических продуктов ждут перемены.
Дистрибутивы Linux
ASPLinux
КОММЕНТАРИЙ
Стелла Павлюк, компания “Киевтек”
Украинский рынок Linux продуктов переживает период постоянно растущего интереса к себе со стороны как корпоративных, так и домашних пользователей. В Украине сегодня востребованы и неплохо продаются коммерчески успешные в мире Red Hat и Suse Linux, известны Mandrake, Slackware, Debian. Продукты Linux чаще и лучше всего продаются как услуги и требуют наличия локальной поддержки, центров обучения и т.д., что делает мировые бренды уже не настолько привлекательными для широкого круга пользователей. Принципиально не коробочная природа Linux делала непростым и процесс популяризации и распространения этих продуктов.
Именно правильными ответами на запросы рынка можно объяснить популярность ASPLinux на созданном для рынка СНГ украинском рынке. В Украине находится офис разработчиков, техническая поддержка от производителя, отсюда же осуществляется координация работы украинских партнеров. Все это демонстрирует настроенность продукта на активный диалог с участниками украинского рынка, позволяет ему быстро адаптироваться под любые задачи.
По крайней мере в одном отношении ASPLinux занимает уникальную позицию на рынке украинских продуктов Linux: существующие пять версий дистрибутива ASPLinux (GreenHorn, Express, Standard, Deluxе, Server) позволяют удовлетворить любопытство любого потенциального пользователя по доступным для украинского рынка ценам от 22 до 1000 грн.
RedHat Enterprise Linux ES 4.0
КОММЕНТАРИЙ
Олег Ляшенко, руководитель корпоративных проектов компании “Софтпром”
Если говорить о дистрибутивах Linux, нужно четко разделять бесплатные дистрибутивы (продаются по цене носителя) и коммерческие. В последних разработчики берут на себя ответственность за работу дистрибутива на определенной платформе, за совместимость с приложениями третьих производителей, за соответствие принятым в ИT-индустрии стандартам, а также обязуются регулярно обновлять этот дистрибутив и оказывать поддержку в инсталляции, конфигурации и эксплуатации. В 2006-м году безусловным лидером среди коммерческих версий стал RedHat Enterprise Linux ES 4.0. Рост продаж RHEL ES 4 по сравнению с 2005-м годом составил более 100%. Это произошло благодаря техническим достоинствам самой платформы. RedHat Enterprise Linux — операционная среда, которая может использоваться в любом сегменте корпоративной сети и покрывает функциональные потребности предприятия любого масштаба с информационной структурой любого уровня сложности. Уже сложились приоритетные направления использования RHEL в корпоративной среде, и этот сегмент будет и дальше развиваться с учетом эволюции RedHat Enterprise Linux.
Что касается Novell SuSE Linux Enterprise, основного конкурента RHEL на коммерческом рынке Linux-систем, то последнее соглашение Novell и Microsoft оценивается участниками OpenSource неоднозначно (вплоть до судебных исков к Novell). Недавнее повышение цен на SuSE также не добавляет прозрачности в этой ситуации. Хотя в глобальном смысле эти факты говорят о том, что коммерческий рынок Linux вскоре ожидает бурный рост.
Средства разработки
Visual Studio .NET
Visual Studio .NET — это полный набор инструментов разработки для построения веб-приложений, веб-служб XML, настольных и мобильных приложений.
КОММЕНТАРИЙ
Евгений Бадах, директор компании “Бакотек”
В категории “Средства для разработчиков” лучшим продуктом в 2006 году был пакет Visual Studio .NET. В продуктах Visual Basic .NET, Visual C++ .NET, Visual C# .NET и Visual J# .NET используется одинаковая интегрированная среда разработки (IDE), что позволяет использовать общие инструменты и облегчает создание решений смешанного языка. Кроме того, в этих языках используется функция .NET Framework, которая позволяет получить доступ к ключевым технологиям, упрощающим разработку веб-приложений ASP и веб-служб XML.