Oracle Fusion Middleware расширяет возможности провайдера аренды приложений по обслуживанию множества клиентов
Известному ASP-провайдеру компании USinternetworking (USi, она входит в состав AT&T) нужно было гарантировать выполнение законодательных требований, обязательных для ее клиентов, а также обеспечить многократное использование ряда популярных программных модулей. Чтобы решить эти задачи, USi обратила свой взор на сервисно-ориентированную архитектуру (SOA), а для ее реализации выбрала технологическую платформу Oracle.


Сотрудники USi в своем глобальном корпоративном центре
Сотрудники USi в своем глобальном корпоративном центре

Эффективность работы ASP-провайдера во многом зависит от простоты программной инфраструктуры, возможностей многократного использования сдаваемых в аренду приложений и четкого выполнения законодательных требований. Успешно достичь этих целей, как считает вице-президент USi по перспективному проектированию Майк Ральф, его компании помог переход на SOA. В основу же новой архитектуры был положен программный комплект Oracle Fusion Middleware, обеспечивший интеграцию разнородных приложений и автоматизацию их предоставления по запросу клиентов. Среди тех, кто пользуется хостинговыми услугами USi и предлагаемыми ею приложениями, немало крупнейших компаний из списка Fortune 1000. Чтобы в полной мере удовлетворять требованиям такой клиентуры, провайдер просто обязан обеспечить должное качество и безопасность, не забывая при этом, конечно, и о снижении себестоимости своих услуг. Вот тут-то, как уверен Ральф, и приходит на помощь SOA.

Деятельность USi сконцентрирована на двух основных направлениях. Первое — это электронная коммерция. В данной области фирма помогает корпоративным клиентам проводить розничную торговлю в онлайновом режиме, предлагает им развертывание и техническое сопровождение Web-магазинов. Вторая сфера связана с планированием корпоративных ресурсов: USi обеспечивает работу систем ERP, предлагает хостинговые услуги для их развертывания, а также берет на себя их поддержку — как техническую, так и прикладную. “Активно работая в финансовой области, мы должны строго выполнять множество специфических требований законодательства наподобие закона Сарбейнса  — Оксли, — отмечает Ральф. — Это как раз и стало одной из причин нашего перехода на SOA”.

Как правило, в системах управления документооборотом такая задача решается путем четкого отслеживания всех операций на протяжении всего процесса выполнения задачи. Но только процедуры workflow, по наблюдениям Ральфа, не слишком подходят для асинхронного взаимодействия, с ним гораздо лучше справляются технологии BPEL (Business Process Execution Language — язык исполнения бизнес-процессов) и SOA. “Мы решили отказаться от традиционных средств разработки приложений и механизмов workflow в пользу SOA и Web-сервисов”, — пояснил он.

Но принять такое решение — это еще полдела. Как вспоминает Ральф, сразу же возник вопрос о том, чему отдать предпочтение: решению с открытыми кодами или коммерческому. Учитывая, что в компании уже была развернута инфраструктура Oracle, руководство решило взять на вооружение систему этой корпорации.

Для реализации архитектуры SOA специалисты USi использовали несколько компонентов Oracle Fusion Middleware. Это сразу же привело к заметному снижению расходов за счет автоматизации бизнес-процессов и упрощения соблюдения всех требуемых законами процедур. Одновременно, отметил Ральф, у компании появилась возможность активнее внедрять самые современные средства подключения новых клиентов и управления их идентификационными данными. Для этого были использованы модули Access Manager, Application Server 10g, BPEL Process Manager, Identity Manager, Internet Directory, JDeveloper 10g и Web Services Manager корпорации Oracle.


Мохиндру: “Программный комплект Oracle прокладывает путь к SOA”
Мохиндру: “Программный комплект Oracle прокладывает путь к SOA”
Сначала USi построила сервисно-ориентированную архитектуру для интеграции бизнес-приложений Ariba, Oracle PeopleSoft Enterprise и ряда других, используемых ею для собственных нужд. Раньше, для подключения нового пользователя требовалась весьма трудоемкая, многоэтапная ручная работа по управлению выделяемыми ресурсами. Теперь же, опираясь на программные средства SOA корпорации Oracle, компания просто упаковала ключевые компоненты кода приложений в Web-сервисы, а затем создала процесс BPEL для связи полученных таким образом Web-сервисов между собой. В результате ей удалось автоматизировать все стадии инициализации и аутентификации пользователей, а заодно и упростить их регистрацию в системе.

Такая автоматизация сразу же понизила планку требований к ресурсам, которые необходимы для управления инициализацией, и позволила перейти на модель единой регистрации пользователя. Сотрудникам фирмы, как пояснил Ральф, теперь достаточно пройти регистрацию всего один раз, после чего они получают безопасный доступ ко всем приложениям. “Сразу же после своего появления в начале 2006 г. тесно интегрированный пакет SOA Suite, включающий ряд компонентов Oracle Fusion Middleware, на удивление быстро завоевал популярность, — отметил Ашиш Мохиндру, старший производственный директор Oracle (Редвуд-Шорз, шт. Калифорния), отвечающий за выпуск Fusion Middleware. — Благодаря ему корпоративные клиенты получили возможность перейти в сервисно-ориентированную среду с сохранением всех уже имеющихся ресурсов. Проект в USi может послужить отличным примером того, насколько легко реализовать SOA на основе как систем Oracle, так и других производителей, интегрировать разнородные приложения и автоматизировать рутинные процессы, повышая тем самым гибкость работы и снижая расходы”.

Использование SOA внутри компании помогло понять, какие преимущества такая архитектура дает при обслуживании клиентов. Предлагая им корпоративные решения на основе приложений Oracle, PeopleSoft, Siebel и ряда других производителей, USi помогает справляться с инициализацией и аутентификацией тысяч пользователей множества обслуживаемых предприятий. Таким образом, принявшись за решение собственных внутренних проблем, ASP-провайдер получил мощный рычаг для еще более полного удовлетворения потребностей своих клиентов.

Но обеспечить соответствие прикладных систем внутренним нормативным требованиям заказчиков  — это не все. USi необходимо еще убедить и внешних аудиторов в корректной инициализации и деинициализации пользователей в каждой из систем, предоставляемых клиентам. Справиться с этой задачей Ральфу также помог пакет Oracle Fusion Management, имеющий богатый набор разнообразных средств контроля.

Свой вклад в общее дело внесли и разработчики USi, которые составили на языке Perl сценарии интеграции и упаковки компонентов различных приложений в контейнеры. “У нас созданы контейнеры, которые с помощью сценариев можно превращать в Web-сервисы для среды SOA, — рассказал Ральф. — Достаточно взять сценарий Perl, снабдить его необходимыми API-интерфейсами, а затем просто подключить к нашей инфраструктуре”.

Для обработки событий и управления изменениями в USi используется специализированная внутренняя инфраструктура Oasis, имеющая собственные средства интеграции и включающая компоненты с открытыми исходными кодами. “Мы аналогичным образом модифицировали эти компоненты, и теперь они могут выступать в роли Web-сервисов”, — пояснил Ральф. Нельзя не отметить и того, что наладить многократное использование программных компонентов во многом удалось благодаря динамическому языку Perl.

“Стоит нам взять те же самые оболочки, которые мы применяем внутри компании, и воспользоваться уже развернутыми Web-сервисами, как внешние клиенты сразу же попадают под защиту наших систем безопасности,  — отмечает Ральф. — В результате мы можем предложить деловым пользователям еще одну очень ценную для них возможность, которую им не смогут предоставить другие провайдеры”.

По словам представителей фирмы, предложениями USi по аутсорсингу приложений, удаленному управлению ими, профессиональному обслуживанию, предоставлению ПО как услуги (SAAS), разработке и хостингу систем электронного бизнеса пользуется свыше 150 организаций из 30 с лишним стран мира. Особый интерес у независимых поставщиков программного обеспечения (ISV) вызывает сервис SAAS, позволяющий им существенно расширить клиентскую базу за счет применения хостинговой модели.